ГлавнаяСтатьиТамара Анисимова: "Побывать в Новгороде любому человеку, который связан с монументальной живописью, я считаю необходимым"
Опубликовано 10.04.2015 в 08:18, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)

Тамара Анисимова: "Побывать в Новгороде любому человеку, который связан с монументальной живописью, я считаю необходимым"

Скоро в Антониевом монастыре заработает в полную силу Центр реставрации монументальной живописи в составе Новгородского государственного объединенного музея-заповедника., которому в этом году исполняется славных 150 лет. Начнется новый этап истории реставрации и изучения монументальной живописи Великого Новгорода. В 2012 году мастерская «Фреска», которая находилась в помещениях завода «Богемия», стала частью Новгородского музея. Сегодня специалисты переезжают в Западный и Береговой корпуса Антониева монастыря, где есть просторные помещения под мастерские, конференц-зал, архив, научную библиотеку, лабораторию для проведения мониторинга состояния памятников монументальной живописи, лабораторию физико-химических исследований и температурно-влажностного режима с возможностью принимать студентов и просто желающих узнать больше о монументальной живописи. Об идее создания Центра, его задачах и возможностях мы поговорили с заведующей филиалом Тамарой Ивановной Анисимовой.

Анисимова, монументальная живопись, реставрация, древнерусское искусство, Новгородский музей-заповедник

Почему в последнее время так всколыхнулся интерес к реставрации монументальной живописи?

- Центр монументальной живописи – это давняя мечта, еще с послевоенного времени, нескольких поколений искусствоведов и реставраторов, когда специалисты начали обследовать разрушенные войной храмы. Виктор Никитич Лазарев и Дмитрий Сергеевич Лихачев считали, что именно в Новгороде должен быть Музей фрески. Десятилетиями тянулась эта история, много сил потратил Александр Петрович Греков, добиваясь создания такого Музея, где можно было бы показывать результат многолетней работы реставраторов по восстановлению руинированной живописи. Очередной раз появилась надежда, когда мастерская «Фреска» располагалась в здании бывшего пивоваренного завода «Богемии». Кроме мастерских, там предполагалось организовать выставочные залы, помещения для занятий со студентами, экскурсионный показ. Но опять-таки ничего не получилось, несмотря на все указы и постановления. И вдруг каким-то чудом идея 50-х годов ожила. Новгородский музей-заповедник отреставрировал помещения в Антониевом монастыре и организовал в них Центр реставрации монументальной живописи. Давняя мечта многих специалистов – искусствоведов, реставраторов и людей, которым дорога монументальная живопись, осуществилась.

И какие задачи ставит перед собой новый Центр?

- В первую очередь, это реставрационная мастерская, то есть работа непосредственно с фрагментами фресок. Другая задача - изучение монументальной живописи в технологическом и искусствоведческом аспектах. Конечно, за последние 100 лет росписи новгородских храмов достаточно подробно исследовались, но отсутствует каталог монументальной живописи Великого Новгорода. Не все знают, например, что есть живопись в церкви Бориса и Глеба в Плотниках, мало кто видел живопись XVI века в церкви Дмитрия Солунского и так далее. Да и поздняя живопись, вплоть до XX века представляет определенный интерес. Мне кажется, что не только в музейных памятниках, но и в действующих храмах прихожане должны знать, какую ценность представляют находящиеся там росписи, я уже не говорю о многочисленных объектах в области. Необходимо вести тщательные наблюдения за состоянием сохранности фресковой живописи. Чтобы грамотно сохранять и реставрировать памятники, нам важно иметь исходные данные – были ли вот эта трещина ранее или появилась недавно, она расширилась или нет, меление красочного слоя произошло давно или сейчас, и почему? Это очень большая работа.

Анисимова, монументальная живопись, реставрация, древнерусское искусство, Новгородский музей-заповедник

В чем заключается образовательный ресурс Центра?

- Это студенческие практики и стажировки реставраторов. Тех, кто только начинают работать, и уже опытных специалистов мы ждем в Новгороде. Ведь здесь благодатнейшее место для реставратора любого профиля. Прекрасную живопись XII-XIV веков в храме мы видим достаточно отдаленно, редко она хорошо освещена, хотя так ее веками видели верующие. Но современному человеку, а тем более специалисту, мало увидеть силуэт фигуры, понять сюжет. Я считаю, что у нас уникальные условия – монументальную живопись можно подержать в руках, рассматривать под микроскопом. Ты видишь мазок, как положен красочный слой, можно исследовать штукатурку. Студентам-художникам, учащимся художественных школ это будет особенно интересно.

Анисимова, монументальная живопись, реставрация, древнерусское искусство, Новгородский музей-заповедник

Реставрационная школа № 1 будет только летняя, как в 2014 году?

- Всё зависит от того, какие будут потребности. Для опытных реставраторов лето очень неудобно, потому что в это время идет работа на объектах, недоступных в зимний период. Но в течение года они могут проходить у нас стажировку. Спасибо Фонду Потанина, который сделал возможным вообще организацию такой школы. Откровенно говоря, на сегодняшний момент мы утратили возможность часто ездить по стране. А ведь Новгород будет благоприятнее, комфортнее для жителей небольших городов, чем столица. Побывать в Новгороде любому человеку, который связан с монументальной живописью, я считаю необходимым.

А как Центр будет доступен просто для любознательных?

- Реставрационные мастерские обычно закрытый объект. А мы ставим задачу пробудить интерес к монументальному искусству через наблюдение реставрационного процесса. Наши помещения это позволяют. Если посетитель хоть сколько-нибудь подготовлен, то он сможет понять, что перед ним шедевр, а если он впервые оказался в мастерской реставраторов, то его по меньшей мере может заинтересовать процесс восстановления фрески. Редчайший случай, когда люди уходили из нашей мастерской не воодушевленные увиденным. Таковы задачи на сегодняшний день.

Что именно может заинтересовать в реставрационном процессе?

Анисимова, монументальная живопись, реставрация, древнерусское искусство, Новгородский музей-заповедник- Никто так не работает, как реставраторы в России. В других странах нет такого нежного и трепетного отношения к фрагментам. Может, это воспитание. Александр Петрович Греков учил меня, что самый маленький фрагментик живописи – большая ценность. Весь мир знает новгородские иконы, а то, что монументальная живопись здесь лучшая в стране и в огромном количестве, об этом мало говорят. Посмотрите, ведь это фантастическая история о том, как руки человека могут провести такую работу: из горы фрагментов собрать памятник многовековой давности. Кто-то сравнивает процесс подборки с пазлами. Но для нас это сто-двести коробок перемешанных пазлов, из которых нужно собрать изображение, например, в 300 квадратных метров из разных частей храма.

Над чем сегодня ведется работа?

- Сейчас мы заняты только перевозкой фрагментов в мастерские в Антоново - это фрагменты Феофана Грека из церкви Спаса Преображения на Ильине улице, фрагменты живописи церкви Михаила Архангела на Сковородке, церкви Успения на Волотовом поле. Впереди перемещение живописи церкви Спаса Преображения на Ковалеве из мастерской в кремле.

И напоследок – как ваша команда устроилась в новом помещении?

- Мы устроились замечательно, у нас теперь много света и пространства.

В июне пройдет торжественное открытие Центра монументальной живописи. А пока специалисты готовятся приступить к основной работе, планируют проведение летней реставрационной школы № 1, образовательные программы для студентов и школьников.

Фото: Олег Корешков

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: