ГлавнаяСтатьиКто критикует новгородских литераторов?
Опубликовано 18.10.2017 в 15:51, статья, раздел Искусство
автор: (Владимир Исаков)
Показов: 173

Кто критикует новгородских литераторов?

К 3-летию Городской студии «Литера Э» руководитель студии Владимир Рувимович Исаков рассказывает о своем детище, о литературно-критическом проекте, по праву занявшем свою нишу среди шести других регулярных литературных литобъединений Великого Новгорода, не считая сразу нескольких при Новгородском отделении Союза писателей.

Городская студия Литера Э (1).jpg

Легко заметить, что в новгородских СМИ практически отсутствует критика выходящих в свет литературных художественных изданий. А таких изданий немало. Это журналы «Вече» и «Новгород литературный», это многотомник «Все поэты Новгородской области», альманахи НовГУ, это отдельные книги новгородских поэтов и прозаиков. Вопрос о качестве местных литературных изданий и необходимости в этой связи профессиональной критики не раз поднимался мной в печати. Среди контраргументов часто высказывалась мысль о бессмысленности критики в условиях рыночной экономики. Однако, по моему мнению, в условиях спада общественного интереса к художественной литературе становится важной не только внутрицеховая выработка эстетических критериев оценки, но и привлечение читателей к красоте художественного слова, раскрываемой в критических статьях.Городская студия Литера Э (4).jpg

В общем, литературная критика как была, так и должна быть важной составной частью литературного процесса. Качественная, элитарная литература невозможна в отсутствие критики. 

Эти соображения в немалой степени легли в основу создания Городской студии «Литера Э», которая вот уже более 3-х лет функционирует в библиотеке «Читай-город», что на проспекте Мира, д. 1. 

Собственно, название студии говорит о том же: из буквенного набора вырастают ассоциации: «литература», «терра» и «элита», то есть, «территория элитной литературы». Городская студия Литера Э (14).jpg

В студии, конечно, готовятся и читаются общеобразовательные лекции по теории и практике поэзии и прозы, изучаются примеры из неисчерпаемой русской классики. Более того, под рубрикой «Хочу поделиться...» участники могут рассказать о своих читательских и творческих открытиях. Но прежде всего работа в Студии базируется на подробном исследовании творческих работ участников. Работы представляются в виде небольшой подборки стихов (7-8 шт.) или 1-2-х рассказов. Тексты размножаются и раздаются участникам студии. Назначается официальный рецензент, который готовит письменную рецензию. В назначенный день очередной встречи автор зачитывает свои произведения, а затем по очереди за круглым столом выясняются индивидуальные мнения участников. Причем не возбраняются споры и возражения. В заключение разборки предоставляется слово назначенному рецензенту, который зачитывает свой вердикт. Городская студия Литера Э (13).jpg

Такая метода ведения работы возымела действие. За 3 года через сито критики студии прошли порядка 40 авторов. Среди них люди самых разных возрастов и опыта литературной деятельности. Отрадно, что подробную разборку текстов в студии по собственному желанию прошли такие известные в В.Новгороде литераторы, как Александр Кочевник, Светлана Богданова, Владимир Касьянов, Ирина Назарова, Григорий Князев. Бывают и члены НРО СПР: Сергей Симоненко, Дмитрий Евдокимов, Валерий Колотушкин, Светлана Петрова-Амбрасовская... 

Есть авторы, которые довольствуются однократной разборкой своих сочинений. И исчезают с поля зрения. Но, главное, есть устойчивая группа постоянных членов студии, которые хотят расти в своих знаниях и которым интересно не только собственное творчество. Также есть у нас авторы, которые проходят критическое сито студии по несколько раз в год. 

Каковы основные принципы критики, проповедуемой в студии? 

Во-первых, она должна быть доброжелательна. Сегодня это непросто: мы живем в эпоху «недержания негативных эмоций», когда агрессивность и ор считаются победительными аргументами. Городская студия Литера Э (11).jpg

Во-вторых, она должна стимулировать критикуемого к развитию. И потому должна содержать предложения по улучшению текста. Что тоже непросто. Легче сказать «нравится» или «не нравится», «супер» или «бред» и этим ограничиться. Не предложив конструктива. 

Также, мы противники всяких общих рассуждений. Например, о декоративной роли выбранного поэтом того или иного ритма или звуковых повторов. Мало сказать «это красиво», нужно объяснить, почему это красиво, каким образом данный ритм или звукописная перекличка прибавляет и усиливает смысл стихотворения. 

Начисто исключаются в критических выступлениях оскорбления, хамство, избыточный сарказм, чрезмерная поучительность... Объект критики должен понимать, что он не один, ему помогают, за качество его работы переживают. Вообще, правильная критика вызывает хорошие чувства и положительно мотивирует. Городская студия Литера Э (3).jpg

Собственно, со временем у нас происходит естественный отбор студийцев. Те, кто непомерно возвеличивает своё «я», для которых студия — всего лишь очередная сцена для самоутверждения, у нас не задерживаются. А остаются те, кто верит в возможность совершенствования. 

Остается надеяться, что студия «Литера Э», как культурное явление Великого Новгорода, будет и далее востребована и не пропадет, не исчезнет, как говорил великий Державин, в «реке времен»... И потому: 

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!

Фото: А. Кочевник.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: