ГлавнаяСтатьиЯков Протазанов. "Отец Сергий"
Опубликовано 8.04.2015 в 14:01, статья, раздел Кино, рубрика Первый шаг
автор: Валерий Рубцов
Показов: 890

Яков Протазанов. "Отец Сергий"

Очень сложно было найти киноработу столетней давности, которая бы подошла для демонстрации рядом к духовным, христианским короткометражным фильмом Антона Дорина. Ведь до революции существовал официальный запрет на изображение духовенства в художественных фильмах. После революции запрет также появился, но уже по другим, идеологическим мотивам.

И поэтому особенно ценна работа Якова ПРОТАЗАНОВА, которую он снял в самый сложный революционный период 1917-18 годов. Наверное, только в это время и мог появиться выдающийся фильм «Отец Сергий», снятый по одноимённому произведению Льва Толстого. Ему и будет посвящён пятый выпуск проекта «120 лет кино. Первый шаг». Можно назвать этот фильм первым в русской истории, посвящённом силе христианской веры.

Об авторе:

О режиссёре этого фильма Якове Протазанове мы подробно рассказали в предыдущем выпуске нашего проекта, когда представляли один из первых фильмов выдающегося мастера. Прочитать этот материал можно здесь.

О фильме:

Впервые о намерении экранизировать известную повесть Льва Толстого Яков Протазанов объявил, ещё в 1916 году, работая над постановкой «Пиковой дамы». В одной из реклам товарищества Ермольева, где работал тогда Протазанов, даже анонсировали съёмку этого фильма. Но цензурный запрет на изображение в художественных фильмах членов царской семьи и представителей духовенства преодолеть в ту пору было, практически, невозможно. Поэтому начало постановки всё время откладывалось.

Февральская революция и смена политического режима позволили Протазанову вновь вернутся к своей идее и уже в середи 1917 года при Временном правительстве он начал съёмки. Закончил их уже в начале 1918 года, когда к власти пришли большевики.

Кстати, во время съёмок Яков Протазанов заболел, и на некоторое время его подменял на съёмочной площадке сценарист Александр Волков. Музыку к фильму написал композитор Евгений Букке. Именно она должна была проигрываться тапёром во время показа немого фильма в кинотеатрах.

Премьера фильма состоялась 14 мая 1918 года в московском кинотеатре «Арс». И по словам очевидцев, это был подлинный шок. Когда зажгли свет, несколько мгновений публика молчала, а потом разразилась бурей аплодисментов.

Фильм имел значительный успех не только у зрителей, но и критиков. Он ещё больше упрочил авторитет Протазанова, как постановщика, и Мозжухина, как выдающегося актёра. Ведь за какие-то десять лет отечественный кинематограф прошёл огромный путь от первых простодушных фильмов-лубками и добросовестных иллюстраций до мощной трагичной авторской картины. «Отец Сергий» до сих пор считается одной из лучших экранизаций Толстого и является выдающимся произведением досоветского кинематографа.

Фильм был вывезен за рубеж вопреки запрету советских властей и пользовался там значительным успехом. Парижская газета «Кинотворчество» так писала о нём:

«Драма не драма, роман не роман, а сама жизнь, и кто видел эту картину, тот понимает, что это сильнее и драмы, и романа. Ведь искрящегося снега так, как видит его зритель, не нарисует и сам Толстой. Ни одна актриса не будет себя так вести так искренно перед театральной публикой, как делает это Лисенко перед аппаратом. И на ленте остаётся более сильная правда, чем бывает на сцене. Радостно глядеть на такой фильм — произведение гениального художника. Тут сила Толстого и сила Мозжухина соединились»

Сюжет фильма близок к литературному первоисточнику:

Молодой князь Степан Дмитрич Касатский (Иван Мозжухин) с благоговением относится к государю Николаю I (Владимир Гайдаров) и всячески ищет его расположения. Князь влюбляется в красавицу Мэри Короткову (В. Дженеева), не подозревая, что она любовница государя. Узнав правду, он переживает потрясение и встаёт перед необходимостью полностью пересмотреть свою жизнь. Князь отказывается от титула, уходит в монастырь и принимает постриг под именем отца Сергия. В монастыре жизнь кажется ему слишком суетной и подверженной соблазнам. В поисках душевного успокоения он становится отшельником. Через шесть лет на масленицу мимо его кельи проезжала весёлая компания, а с ней — красавица Маковкина (Наталья Лисенко). Она решает на спор соблазнить отца Сергия и уговаривает друзей привезти её в три часа ночи к нему. Она просится в келью Сергия согреться и снимает намокшую одежду. Отец Сергий смущается, видя в этом происки дьявола. Маковкина отвечает, что она просто грешная женщина, и начинает соблазнять его. Сергий под предлогом удаляется в сени, где отрубает топором указательный палец левой руки, дабы «усмирить плоть». Маковкина видит кровь и молит о прощении. Уже через год она сама уходит в монастырь. Праведность отца Сергия привлекает к нему как верующих, так и светских бездельников, которым в охотку поиздеваться над затворником. Соблазны находят его и в уединении. Не в силах обрести покой и прийти к согласию со своей совестью, отец Сергий впадает в отчаяние и становится безымянным бродягой…

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: