ГлавнаяСтатьиПредвестники революции: Два Александра
Перемен, мы ждём перемен
Опубликовано 16.10.2017 в 10:30, статья, раздел Наследие
автор: Арсений Великрадский
Показов: 175

Предвестники революции: Два Александра

Воспитанный своей бабушкой Екатериной II на принципах гуманнизма Руссо, русский Государь Александр I был религиозен, склонен к мистицизму и не стесняясь выражал свои либеральные взгляды, подвергая сомнению государственную систему России. Странно было слышать такие речи от государя, но век XIX внёс в размеренную жизнь России и не такие странности и перемены.

Пока в части масонских лож, распространившихся по России, с лёгкой руки Екатерины II, вызревали революционные идеи, в другой части тайных обществ занимались чем угодно, от спиритизма до пьяных оргий, лишь бы не работать. Не состоять в каком-либо тайном обществе было, чуть ли не признаком другого тона. Иные модники входили в состав двух и более тайных обществ. Все они отличались по роду деятельности. Объединяло их два главных фактора — стремление к укреплению своего влияния, и через описание высокоорганизованного общества будущего, через воспевание высоких нравственных идеалов, людям прививалась мысль, что нынешнее государство не совершенно и надо что-то менять. Александр I
В 1822 году, после непродолжительной тайной беседы с Александром I иеромонах Фотий Спасский добивается указа о запрете тайных обществ. С этого момента многочисленные масонские ложи и просто тайные общества разного толка оказались вне закона. Не исключено, что в провале восстания декабристов на Сенатской площади в 1825 году была часть «заслуг» и Фотия Спасского. Ведь всеобщий масонский лозунг «Свобода, Равенство, Братство» подразумевал именно верность «Братству», то бишь членам масонской организации, ставя это единство выше любых иных законов и границ. 

История описывает такой случай, как во время битвы русской и французской армий во время Отечественной войны 1812 года, наши солдаты пленили французского офицера. Тот, видя, что отступать некуда, исполнил тайный масонский знак просьбы о помощи. Из числа окруживших француза, тут же откликнулся молодой офицер, который велел своим солдатам отпустить пленника, объяснив такой поступок тем, что пленный является его братом. Однако уже во время выступления декабристов в 1825 году, ни один масон Петербурга не встал на их сторону. Было ли это следствием действия указа 1822 года, или появились ещё какие-то причины, остаётся пока размышлять. Владимир Ильич Ленин писал, что одна из важнейших ошибок провала декабрьского восстания на Сенатской площади заключалась в том, что декабристы действовали для народа, но без народа. Что ж, в этих словах есть истина. 

Тем не менее, жестокая расправа над декабристами не напугала молодёжь Петербурга, не отвернула социально-активных граждан от революционных идей. Напротив — христианская мораль склоняла людей к героизации страдальцев, тем самым подпитывая желание идти их путём. Декабристы разбудили не только Герцена, они разбудили Россию. Таким образом, реакционная Николаевская эпоха стала колыбелью революционных идей, которые стали набирать силу уже при Александре II (Освободителе). 

Парадокс эпохи Александра II заключается в том, что «низы» мечтали улучшить общество свержением Государя, а сам Государь мечтал улучшить это же общество, притворяя в жизнь прогрессивные по тем временам реформы. Русский Царь и сам понимал, что Россия больше не в состоянии жить прежним укладом, и темпы развития цивилизации диктуют свои законы. Рост промышленности в России привёл к появлению двух новых классов с новыми устоями — буржуазии и рабочих. И с этим нельзя было не считаться.Россия XIX века драка возле рабочего общежития

Реформами Александра II значительно сокращается срок военной службы, появляются открытые суды и адвокаты, снимаются гонения на староверов, а главное — происходит отмена Крепостного права. Обсуждение этой реформы шло бурно на протяжении многих лет. Впервые о своём желании Крестьянской реформы Государь объявил 30 марта 1856 года перед представителями московского дворянства. Император заявил: «Слухи носятся, что я хочу дать свободу крестьянам; это несправедливо, и вы можете сказать это всем направо и налево; но чувство враждебное между крестьянами и их помещиками, к несчастью, существует, и от этого уже было несколько случаев неповиновения к помещикам». Позднее он же сказал, что его «лучше отменить сверху, чем ждать, когда оно само будет отменено снизу».
Так или иначе, но в 1861 году крестьяне получили право на свободу, хоть и с некоторыми оговорками. По тем временам это уже было делом не малым. Готовы ли были сами крестьяне принять эту свободу? Конечно, нет. Привыкшие за многие века жить «мужицкой правдой» большинство из них принимало такое устройство мира «от бога», и не представляло, как можно жить иначе. Известны случаи, когда помещики прогрессивных взглядов, подписывая волю всем своим крепостным, объявляли им об этом, рабы падали на колени, вопрошая «За что? Не гони нас! Хотим быть за хорошим барином, за тобой!». Разные были крестьяне, разные были помещики.
Читая «Новгородские Губернские Ведомости» за 1863 год, натолкнулся на ряд любопытных объявлений. В одних говорилось о лошадях, случайно зашедших во двор, и поиске хозяев этих лошадей. А в других рассказывалось о находке крестьянами кошельков, монет, ценных предметов, которые они относили в полицейский участок. И полицмейстер давал объявление о поиске хозяев к утраченным предметам. Ну конечно! А то, как бы я эти объявления прочёл! С сожалением признаю, что читать подобное из нашего века странно. Меж тем, тогда это было нормой, и такие объявления были во многих газетах. Что это? PR-акция? Вспышка крестьянского самосознания, разбуженного реформой? С 22 мая 1862 началось проведение финансовых реформ, и первый шаг — это открытая публикация государственного бюджета. Делалось это в целях борьбы с казнокрадством. Не исключено, что на гребне кампании борьбы с казнокрадами вышеупомянутые крестьяне стали чувствовать себя частью общества, а не собственностью помещика. Далеко не все, конечно, крестьяне проявляли такую сознательность, но этим было положено начало. Борис Кустодиев Чтение Манифеста

Надо заметить, что страна неоднозначно восприняла Крестьянскую реформу. Дворяне высказывали своё недовольство ещё в процессе обсуждения. Конечно, мелкопоместных дворян, получающих основной доход не от оброка и барщины, было большинство. Однако, богатое крестьянами меньшинство имело больший вес в государственных структурах. С их мнением невозможно было не считаться, а они-то как раз и были против отмены Крепостного права. Не исключено, что по этой причине реформа оказалась такой не совершенной и вызвала недовольство всей страны. 

Александр IIГоворя современным языком, хотелось, как лучше, а вышло, как всегда.
Вот почему в 1861 году появилась тайная организация «Земля и Воля», впоследствии расколовшаяся на «Народную Волю» и «Чёрный передел». Никто не хотел благодарить Государя за робкую попытку провести Крестьянскую реформу. Никто не искал ему оправдания. В отличие от декабристов, новые революционеры хотели не утверждения Конституции, а свержения царя. И не важно, каков он был, этот царь. Недовольное бурчание со всех сторон, слились в единый хор, поющий «Марсельезу». Революционное движение в России начало набирать обороты. 1 марта 1881 года Александр II был убит народовольцами Николаем Рысаковым и Игнатием Гриневицким. Государь, желавший раскрепостить крестьян, максимально щадящим для страны образом, пал жертвой борцов за счастье крестьян. На фоне этого парадокса, история с либеральными взглядами Александра I кажется уже не такой уж невероятной.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: