ГлавнаяСтатьиЯков Протазанов. "Музыкальный момент"
Опубликовано 2.04.2015 в 11:26, статья, раздел Кино, рубрика Первый шаг

Яков Протазанов. "Музыкальный момент"

Рядом с замечательным в своей необычности и музыкальности фильмом молодого современного хореографа-постановщика Анной Тарасовой мы решили поставить короткометражку столетней давности великого русского и советского кинорежиссёра Якова ПРОТАЗАНОВА. В ней нет сюжета, нет выдающихся актёрских работ. Зато есть прекрасная музыка и танец, который вполне можно попробовать сравнить с современным видением искусства хореографии.

О нём:

Яков Александрович Протазанов родился в Москве 4 февраля 1881года.
Он был четвертым ребенком в семье, но первым сыном, которого так долго ждали. Мать режиссера, Елизавета Михайловна, коренная москвичка, свободно владела французским языком, очень любила театр. Именно она прививала детям любовь к сцене. Отец, Александр Саввич, потомственный почетный гражданин, приехал в Москву из Киева. Он служил в фирме братьев Шибаевых, связанных с нефтяным делом.

В 1900 году Яков окончил Московское коммерческое училище и собирался поступать в Петербургский политехнический институт, но в это время его семья разорилась. Пришлось устроиться репетитором в купеческий дом Тимашевых, затем на мануфактуру Шрадер.

Неожиданно получив небольшое наследство от тётки из Киева, Протазанов начал путешествовать за границу: Будапешт, Вена, Берлин, Париж, Марсель, Ницца, Генуя, Турин, Милан, Венеция...

Приход Протазанова в кино в 1907 году внешне выглядело поступком случайным. Устроившись переводчиком в московскую кинофирму «Глориа», он, возможно, и сам считал этот шаг просто эпизодом, продиктованным скорее любопытством к новому виду искусства. При этом он не только переводил, но и пробовал себя как актёр, даже писал сценарии.

В 1911 году Протазанов женился на Фриде Васильевне Кеннике, сестре одного из основателей «Глориа» и переехал жить к ней на Пятницкую улицу.

В кинофирме «Тиман и Рейнхардт», в которую влилась «Глориа», Протазанов «работал за всех». Он был одновременно переводчиком, бухгалтером, помощником режиссера, оператором, кассиром, реквизитором и даже заведующим актерской группой.

Однажды, во время отдыха на съёмках в Киеве актёр Владимир Шатерников с большим чувством спел «Песнь каторжанина». Протазанов тут же карандашом набросал набросал одноименный сценарий, который был куплен студией. По случайности постановку картины поручили самому Протазанову. Так началась его режиссёрская служба.

В 1915 году Протазанов перешел в кинофирму Ермольева, а через пять лет эмигрировал из России. На студиях Парижа и Берлина вместе со своими постоянными актерами Мозжухиным и Лисенок он сделал шесть фильмов.

Осенью 1923 года, поддавшись на уговоры, Яков Александрович возвратился в Москву по приглашению компании «Межрабпом-Русь» и начал работать там режиссёром.

Во время войны Протазанов оказался среди тех кинематографистов, которые были эвакуированы в Ташкент.

Умер 8 августа 1945 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

О творчестве:

В кинотворчестве Якова Протазанова важное место занимали экранизации литературных произведений. Одной из лучших его работ раннего периода стала экранизация пьесы Леонида Андреева «Анфиса» в 1912 году. Перед Первой мировой войной он снял фильм по нашумевшему роману Анастасии Вербицкой «Ключи счастья», полностью окупив финансовые затраты. В 1915 году совместно с Гардиным перенёс на экран «Войну и мир» Льва Толстого. Фильм встретил восторженный приём зрителей, а Протазанов, завоевав репутацию наиболее культурного режиссёра-профессионала, перешёл в кинофирму Ермольева. Здесь он поставил картину «Николай Ставрогин» («Бесы»).

В 1916 году Протазанов снял 15 картин! Хозяева фирмы требовали выпускать не менее одного фильма в месяц. Шедевры дореволюционного Протазанова – фильмы «Пиковая дама» и «Отец Сергий».

В начале двадцатых во время эмиграции во Франции и Германии Протазанов сделал целый ряд любопытных фильмов. В основном о любви.

Вернувшись в СССР, Протазанов снял свои самые яркие работы - ряд известных авантюрных и комедийных фильмов: «Аэлита», «Процесс о трех миллионах», «Белый орел», «Закройщик из Торжка», «Праздник святого Йоргена».

Протазанов открыл талант многих киноактеров: Ивана Мозжухина, Игоря Ильинского, Михаила Жарова.

О фильме

Первые съёмки балета в России относятся к 1908, когда в фильме «Пьеро и Пьеретта» режиссёра Дранкова зрители увидели танцевальный номер, исполненный артистами балета Мариинского театра. Но, к сожалению, до сего дня этот фильм не сохранился.

Зато до наших дней дошли кадры 1913 года, когда было снято сразу несколько балетных фильмов с участием прима-балерины Большого театра Екатерины Васильевны Гельцер. Один из них - «Музыкальный момент» на музыку Франца Шуберта снял Яков Протазанов. В этом коротком ролике Гельцер танцевала вместе с другой звездой Большого театра – Василием Дмитриевичем Тихомировым. По этой короткометражке можно увидеть насколько балетная хореография столетней давности отличается от современной.

Фильмография

1911 - Песнь каторжанина.

1912 - Песнь о вещем Олеге. Анфиса. Пригвожденный. Уход великого старца.

1913 - За честь русского знамени. Как рыдала душа ребенка. Как хороши, как свежи были розы… Клеймо прошедших наслаждений. Ключи счастья. Купленный муж. Музыкальный момент. Ноктюрн Шопена. О чем рыдала скрипка. Один насладился, другой расплатился. Разбитая ваза. Рукою матери. Сделайте ваше одолжение. Сын палача. Любовь японки.

1914 - Арена мести. Блюститель нравственности. Гнев Диониса. Драма у телефона. Дьявол. Елка. Женщина захочет, черта обморочит. Живой манекен. Зуб мудрости. Лицо войны. Мимо жизни. На скамье подсудимых. Обезьянка выручила. Пляска среди мечей. Произведение искусства. Рождество в окопах. Танго. Танец с вампиром.

1915 - Война и мир. Депутат. На окраинах Москвы. Наташа Проскурова. Не подходите к ней с вопросами. Николай Ставрогин. Петербургские трущобы. Плебей. Тайна нижегородской ярмарки. Чай. Я и моя совесть.

1916 - Вниз по матушке, по Волге. Во власти греха. Грех. Женщина с кинжалом. Запрягу я тройку борзых, темнокарих лошадей. И песнь осталась недопетой. Не пожелай жены ближнего твоего. Панна Мэри. Пиковая дама. Пляска смерти. Подайте, Христа ради, ей. Семейное счастье. Суд божий. Так безумно, так страстно хотелось ей счастья. Тася. Андрей Кожухов.

1917 - Ее влекло бушующее море. Крестный путь. Не надо крови. Проклятые миллионы. Прокурор. Сатана ликующий.

1918 - Богатырь духа. Горничная Дженни. Малютка Элли. Немой страж. Отец Сергий. Человек у решетки. Черная стая. Голгофа женщины. Правда. Тайна королевы.

1919 - То надежда, то ревность слепая.

1921 - За ночь любви. Правосудие прежде всего. Смысл смерти.

1922 - Тень греха.

1923 - Паломничество любви.

1923- Член парламента.

1924 – Аэлита.

1925 - Его призыв. Закройщик из Торжка.

1926 - Процесс о трех миллионах.

1927 - Дон Диего и Пелагея.Сорок первый. Человек из ресторана.

1928 - Белый орел.

1929 - . Чины и люди

1930 - Праздник святого Йоргена

1931 - Томми

1934 – Марионетки.

1936 – Бесприданница.

1936 - О странностях любви.

1938 – Семиклассники.

1941 - Салават Юлаев.

1943 - Насреддин в Бухаре.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: