ГлавнаяСтатьиГригорий Козинцев. «Чёртово колесо»
Опубликовано 27.03.2015 в 12:13, статья, раздел Кино, рубрика Первый шаг
автор: Валерий Рубцов
Показов: 908

Григорий Козинцев. «Чёртово колесо»

В третьем выпуске проекта «120 лет кино. Первый шаг» рядом с молодым режиссёром из Санкт-Петербурга Сергеем Данченко мы решили представить вам один из первых фильмов другого кинорежиссёра из северной столицы — знаменитого Григория Козинцева.

О нём

Григорий Михайлович Козинцев родился 9 марта 1905 года в семье киевского врача Михаила Исааковича и его супруги Анны Григорьевны.
В 1919 году Григорий начал обучаться живописи, сначала в Москве, потом в Петербурге. В эти годы он расписывал агитпоезда, участвовал в оформлении спектаклей и попробовал свои силы в режиссуре.
Вместе со своим другом, молодым одесситом Леонидом Траубергом, Козинцев искал свои пути к новому искусству. 5 декабря 1921 года на диспуте в петроградской Вольной комедии друзья выступили с провозглашением течения «эксцентризм». Практическая программа эксцентризма опиралась на «низкие», уличные жанры, — цирк, бокс, мюзик-холл, детектив. Прославлялись цирковые аттракционы и чертовы колеса, ритм чечетки, звонкие затрещины рыжего, «поучающие подрастающее поколение подлинному темпу эпохи».

9 июля 1922 года начала работать Фабрика Эксцентрического Актера (ФЭКС) — театральная мастерская, сочетавшая обучение актеров с постановкой спектаклей.

В августе 1927 года Козинцев начал преподавать в Ленинградском институте сценических искусств, в который влилась киномастерская ФЭКС. В начале следующего года вместе с Траубергом он отправился в Берлин и Париж для знакомства с кинотехникой Запада.

Перед самой войной Козинцев выпустил в Большом драматическом театре имени Горького «Короля Лира», а в 1944 году в Пушкинском — «Отелло». Декорации к спектаклям делал художник Н. Альтман. Музыку к «Королю Лиру» написал Шостакович, к «Отелло» — Г. Свиридов.

«На сцене было некое расширенное универсальное средневековье, поднятое до значения старой истории вообще, — писал о постановке «Короля Лира» Н.Я. Берковский. — Спектакль Большого драматического театра дает живописного, зрительного Шекспира и дает весь мрак и ужас его трагедии».

В начале 1950-х годов Козинцев перестал быть кинематографическим служащим и стал театральным «договорником». Академический театр драмы имени Пушкина поручил ему постановку «Гамлета». Главную роль исполнял Б. Фрейндлих. Премьера прошла с успехом, но, по признанию Козинцева, работа над «Гамлетом» для него только начиналась.

Много времени Григорий Михайлович отдавал преподавательской работе сначала во ВГИКе (1941-1964), а затем в мастерской на «Ленфильме» (1965-1971). Среди его учеников режиссеры Э. Рязанов, С. Ростоцкий, И. Авербах, Ю. Клепиков, В. Катанян, В. Дорман и многие другие.

Григорий Михайлович прекрасно разбирался в литературе, поэзии, живописи, театре.

11 мая 1973 года Григория Михайловича Козинцева не стало. Смерть прервала начатую им постановку «Гоголиады» — замысел кинематографической сюиты на темы «Петербургских повестей». Режиссера похоронили на Литераторских мостках на Волковом кладбище в Ленинграде.

О творчестве

После постановки второй пьесы в Фабрике Эксцентрического Актера Козинцев и Трауберг обратились к кино. Фильмы «Похождения Октябрины» (1924), «Мишки против Юденича» (1925) и «Чёртово колесо» (1926) в изобилии содержали эксцентрические трюки и цирковые номера. К сожалению, до сего дня первые два фильма не сохранились.
Этапной для ФЭКСа стала постановка «Шинели» (1926) по Гоголю. А во время поездки в Париж Козинцев и Трауберг снимали кадры для своего нового авангардистского фильма «Новый Вавилон» (1929).

Следующее десятилетие Козинцев и Трауберг полностью посвятили работе над трилогией о Максиме, вошедшей в золотой фонд киноклассики.

В военные годы Козинцев выпускал короткометражные сюжеты «Боевых киносборников», поставил вместе с Траубергом фильм «Простые люди». Послевоенные работы Козинцева — историко-биографические фильмы «Пирогов» (1947) и «Белинский» (1950) против воли режиссера подвергались бесконечным поправкам и переделкам. Авторский стиль и замысел нивелировались. Труд режиссера становился бесцельным.

Однако судьба сделала неожиданный поворот. Сергей Васильев, ставший директором «Ленфильма», пригласил к себе Козинцева, с которым давно дружил, и объявил: «В план экранизации классики включен «Дон Кихот». Ты должен снять этот фильм». Так состоялось возвращение Козинцева в кино. Фильм «Дон Кихот» (1957) Козинцева получил высокую оценку во всем мире. Испанцы называли его самой испанской из всех многочисленных киноверсий этого романа.
В 1958 году Григорий Михайлович присутствовал на премьерах фильма в Западном Берлине, ФРГ, Нидерландах, Бельгии.

Козинцев много ездил по миру. Возглавлял делегацию советских кинематографистов на Неделе советского кино в Англии. Посетил Мексику, затем, по приглашению фирмы «Юнайтед Артистс», Голливуд. Участвовал в работе XIII Каннского фестиваля в качестве члена жюри.

Последние годы жизни Козинцев отдал Шекспиру. Фильмы «Гамлет» (1964) и «Король Лир» (1971) стали событием в советском и мировом кинематографе. Постановки «Гамлета» Козинцев добивался долгие годы. Высокие чиновники недоумевали: «В мире уже сняли шестнадцать «Гамлетов», зачем еще один». Но министр культуры Е. Фурцева разрешила запустить картину в производство, правда поставила условие – фильм должен быть цветной.
Роль Гамлета стала одной из лучших в творчестве великого актера Иннокентия Смоктуновского. 24 апреля состоялась московская премьера «Гамлета», а 3 мая Козинцев представил фильм в кинотеатре «Одеон» в Лондоне во время празднования 400-летия со дня рождения Шекспира. Всего же в 1964-1966 годах «Гамлет» Козинцева собрал на различных Международных и всесоюзных фестивалях более трех десятков призов и наград. 22 апреля 1965 года Козинцеву была присуждена Ленинская премия.

Окрыленный успехом, Григорий Михайлович начал работу над сценарием фильма «Король Лир». Фильм вышел на экраны в январе 1971 года. В главной роли снялся замечательный актер Юрий Ярвет. И вновь — всемирное признание. «Король Лир» отмечен премиями на кинофестивалях в Тегеране, Чикаго, Лондоне, Сорренто...

Для англичан Козинцев был одним из самых авторитетных шекспироведов, они поражались той глубине и верности оригиналу, которыми отмечены его «Гамлет» и «Король Лир». Не случайно в июне 1972 года Козинцева пригласили на закладку нового здания театра «Глобус» в Лондоне.

О фильме

Фильм «Чёртово колесо» снят Григорием Козинцевым и Леонидом Траубергом в 1926 году по мотивам повести Вениамина Каверина «Конец хазы». Сюжет фильма незамысловат, но интересен своим антуражем бандитской жизни двадцатых годов прошлого века и крейсером «Аврора», который тогда ещё был на ходу.

На гулянии в саду Народного дома краснофлотец Иван Шорин (Пётр Соболевский) познакомился с уличной девкой Валей (Людмила Семёнова) и, пропустив назначенное время, опоздал к катеру, уходящему на крейсер «Аврора», где он служил матросом. На следующее утро он должен был идти в дальний заграничный поход, и его небольшая задержка обернулась дезертирством. Молодых людей приютили артисты, оказавшиеся на деле обыкновенной шпаной. Не захотев стать вором, Иван бежит и сдаётся властям. После суда товарищей и справедливого наказания, он возвращается к прежней жизни.

Фильмография

1924 — Похождения Октябрины
1925 — Мишки против Юденича
1926 — Чёртово колесо
1926 — Шинель
1927 — С. В. Д. — Союз великого дела
1927 — Братишка
1929 — Новый Вавилон
1931 — Одна
1934 — Юность Максима
1937 — Возвращение Максима
1938 — Выборгская сторона
1941 — Боевой киносборник № 2
1941 — Случай на телеграфе
1942 — Однажды ночью
1943 — Наши девушки
1943 — Юный Фриц
1945 — Простые люди
1947 — Пирогов
1951 — Белинский
1957 — Дон Кихот
1964 — Гамлет
1970 — Король Лир

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: