ГлавнаяСтатьи50 лет ДКМ «Город»: Студия декоративно-прикладного искусства «Новгородская береста»
50 лет ДКМ «Город»:
Сохраняя традиции
Опубликовано 9.10.2017 в 10:15, статья, раздел Искусство, рубрика 50 лет ДКМ «Город»
автор: Арсений Великрадский
Показов: 259

50 лет ДКМ «Город»: Студия декоративно-прикладного искусства «Новгородская береста»

Дворец культуры и молодёжи «Город» появился на свет в 1967 году, в эпоху расцвета СССР. Тогда он назывался «Дворец культуры и техники Профсоюзов». Его воспитанники становились настоящими профессионалами своего дела. Их имена стали гордостью Великого Новгорода, а то и всей страны. 

В этом году Дворец культуры и молодёжи «Город» празднует своё 50-летие. Это праздник не только для нынешних работников ДКМ, но и для многих новгородцев, что выросли в его кружках, секциях, студиях... Журнал «Область Культуры» рассказывает о ДКМ «ГОРОД» и коллективах, которые воспитали уже не одно поколение новгородцев. 

Земли, что населяют славяне, богаты лесами. А потому издревле развиваются у этого народа те ремёсла, что связаны с деревом. Одно из них – плетение из бересты.

Студия декоративно-прикладного искусства Новгородская береста Владимир Иванович Ярыш

Земли, что населяют славяне, богаты лесами. А потому издревле развиваются у этого народа те ремёсла, что связаны с деревом. Одно из них — плетение из бересты.
Есть в ДКМ «Город» коллектив, в котором хранят и развивают традиции древнего искусства плетения. Называется он народный самодеятельный коллектив «Студия декоративно-прикладного искусства «Новгородская береста». Руководит студией Владимир Иванович Ярыш. Сегодня он беседует с журналистом «Области Культуры». 

— Владимир Иванович, как и когда появился Ваш коллектив?

— Коллектив появился в 1993 году. Тогда я ещё работал в Центре Народного творчества. В то время проходили Дни Новгорода в Риге, и я ездил туда в составе творческой группы. В нашу программу входило посещение студии по плетению из лозы. За тот час, что мы провели в этом коллективе, меня так заинтересовало это дело, что я попросил у руководителя этой студии разрешения приехать ещё раз, но уже на неделю. Очень хотелось познакомиться с устройством этого коллектива, с методикой работы и программой проведения занятий.
А когда вернулся в Новгород, попросил у директора новую командировку в Ригу. Было это в 1992 году. Надо сказать, что на тот момент в Латвии тогда было много подобных студий. А в Российской Федерации их почти не было. На основе того, что я узнал в Риге, я разработал свою структуру, и через год уже дал объявление в газету о наборе в студию. Сразу пришло человек пятнадцать, и мы начали работать.Студия декоративно-прикладного искусства Новгородская береста
Через восемь лет работы студии нам присвоили звание «Народный самодеятельный коллектив». С этого момента поддержка коллектива со стороны государства существенно возросла: была выделена отдельная бюджетная ставка на руководителя.
В студии ежегодно занимается около 25 человек. Есть группы для начинающих и для тех, кто занимается более 20-ти лет и имеет большой опыт в этом виде ремесла. Есть и детская группа. Хотя для детей этот вид ремесла достаточно сложен. Нужно чтобы у ребёнка укрепилось сознание, и он мог бы сообразить, куда какую ленточку заплести, и понять, как появляется форма того или иного изделия. Такие процессы активизируются лет с 12. Поэтому детей младше этого возраста, за редким исключением, мы не берём.

— Чему в вашем коллективе можно научиться? Чего достичь?

— В нашей стране много мастеров, которые работают индивидуально и крайне мало таких коллективов, где люди могли бы заниматься творчеством, совместно помогая друг другу. Вместе дело идёт лучше. Феномен современного коллективного ремесленного творчества уходит корнями во времена артельных промыслов. 

Но в нашей студии зарабатывание денег не является главной задачей. Нас объединяет творчество. Мы часто принимаем участие в различных выставках, ярмарках — проблема социализации для нас важна. А индивидуальные мастера работают на заказ, на рынок. По большей части их мало интересует творческая составляющая. Они видят, какие изделия лучше продаются, те и делают. Одиночных ремесленников интересуют в основном технологии. Историческая составляющая этого вида творчества их мало волнует. Студия декоративно-прикладного искусства Новгородская береста
А наших студийцев интересуют особенности ремесленного творчества у разных народов в различные исторические эпохи. За общим столом мы обсуждаем перспективу развития каждого мастера, и это тоже является стимулом для многих.

— В каких крупных мероприятиях участвовали? 

— Мы участвуем во всех крупных мероприятиях в городе и области, связанных с традиционными народными ремёслами. Это и День города, и Праздник фольклора и ремёсел, ярмарки в Витославлицах. Участвуем в мероприятиях проводимых Областным Домом народного творчества. Часто выезжаем на фестивали ремёсел в другие города Российской Федерации. Например, бываем в Вологде, где четвёртый год проходит фестиваль «Голос ремёсел». Государственный Республиканский Дом Народного Творчества проводит в разных городах России фестиваль «Русь мастеровая». Наши мастера неоднократно принимали в нём участие, в Чебоксарах, в Москве. Нынче собираемся в Санкт-Петербург. 

Я, как руководитель, принимаю участие в научных конференциях. Ездил в Ханты-Мансийск, где был Первый Международный конгресс традиционной народной культуры. Принимал участие и во Втором Конгрессе. Бывал на научных конференциях в Санкт-Петербурге, в Музее Этнографии, и на конференциях в Великом Новгороде. Я готовлю доклады на темы берестяного ремесла в историческом и историко-педагогическом аспекте. Все доклады напечатаны в сборниках научных конференций. Студия декоративно-прикладного искусства Новгородская береста
Студийцев, склонных к научной деятельности, я привлекаю к изучению истории берестяного ремесла. Если кто-то из студийцев едет в деревню, то прошу поинтересоваться, нет ли там мастеров-берестянщиков. А если кто-то едет в город, то прошу, чтобы обязательно зашли в музей и посмотрели, нет ли там интересных экспонатов ремесленного творчества. Прошу их фотографировать изделия, делать замеры и зарисовки. Эти знания мы складываем в нашу копилку, и каждый может ими воспользоваться.

— Какие традиции в коллективе? 

— Главная наша традиция — это ориентация на творческий результат. Серьёзным мастером по художественной обработке бересты можно стать уже через пять лет. Но чтобы получить квалификационное звание «Народный мастер России» потребуется приблизительно 8-10 лет работы. Это звание присуждает Комиссия по народному искусству Союза художников России. А чтобы стать действительным членом Союза художников мастеру придётся поработать лет 15. На сегодняшний день это один из главных стимулов для членов коллектива. 

Второй наш стимул — это выставочная деятельность. Когда человек начинает заниматься, он стремится делать всё для себя. Хочет научиться. Потом появляется желание подарить кому-то свои изделия. Когда скапливается достаточно много изделий, он уже пробует их продавать. А потом я уже начинаю ориентировать мастера, чтобы лучшие свои работы он откладывал в копилку и создавал свой выставочно-методический фонд. Когда накопится уже несколько десятков изделий, то можно вести речь о персональной выставке. Каждый мастер в глубине души очень хочет представить свои лучшие работы на суд зрителей, но к этому надо тщательно готовиться.

Третий стимул — это коллективное творчество. Корни его, как я уже заметил, уходят в традиции промысловых артелей, когда группы мастеров выполняли заказы на изготовление тех или иных необходимых предметов, например, валенок. В коллективе мастер прогрессирует быстрее. Люди привыкают друг к другу. Иной раз заходят даже не поработать, а просто чайку попить, книжки полистать, узнать что-то новое. 

Есть и другие стимулы. Например, получение навыков, и не только ремесленных. Ведь в нашем коллективе встречаются разные люди, и, общаясь, они учатся друг у друга и обмениваются опытом в разных сферах жизни. Бывает у нас и проведение совместного досуга, выезжаем на природу.

— Кто может заниматься? Какого возраста участников приглашаете?

— Мы даём объявление через СМИ, на сайте ДКМ «ГОРОД». Есть ещё один интересный метод — «Здравствуй бабушка». Состоит он в том, что один передаёт информацию другому, тот третьему... Бывает, когда едешь в фольклорную экспедицию и надо у кого-то узнать о мастерах, то подходишь к первой попавшейся на пути бабушке и спрашиваешь: «А где у вас мастера»? И бабушка, если она постоянно живёт в этой деревне, расскажет всё и про эту деревню и про соседнюю, и ещё про десяток, что в округе. Так и у нас — один из источников сведений о нашем коллективе — сарафанная молва. Студия декоративно-прикладного искусства Новгородская береста
Мы никого специально не приглашаем, и это главная особенность главный стимул неформального образования, то есть, образования в сфере досуга. Но мы обучаем всех, кто бы ни пришёл. Если приходит человек — это значит ему интересно. А дальше зависит от его природных дарований. 

Однажды пришли к нам два ребёнка-инвалида. Один прозанимался лет девять, и однажды его мама сказала: «Я думала, вы его не возьмёте». — А почему не взять? Пусть занимается. И знаете, когда ребёнок работает руками, пальцами, у него и умственная деятельность развивается. А второй ребёнок, тоже инвалид, прозанимался пару лет, и потом мама сказала, что у него рецидивов стало в два раза меньше. Есть даже такой вид медицины — арт-терапия. Он а всё больше набирает популярность у нас в стране. Оказывается, через разные виды творчества можно лечить людей. 

К нам приходят все, и дети и пенсионеры. Раньше я думал, что может пенсионер? Но вот уже два пенсионера у нас добились звания Народный мастер России. Выходит, люди активны в нашем виде ремесла в любом возрасте, начиная с 10-12 лет.

— Есть ли участники, которые стали профессионалами? Или те, для кого это занятие стало образом жизни?

— На сегодня 11 человек нашего коллектива имеют звание Народный мастер России, и 4 человека являются членами Союза художников. Это высочайший уровень оценки со стороны самой профессиональной организации, существующей в нашей стране.
Люди, не имея специального образования по этому направлению, получают эту высочайшую оценку, и становятся профессионалами. Это возможно лишь в одном виде творчества — в традиционных народных ремёслах.

— Что общего и чем отличаются люди, приходившие в Ваш коллектив в разное время?

— Бывает, когда приходит начинающая группа 3-5 человек, первые несколько недель они все двигаются с одной скоростью, а потом ввиду особенностей психики, психомоторики и общих природных дарований начинается расслоение. И это норма. И я сразу говорю своим ученикам, чтобы не обращали на это внимание. Никакой гонки или соревнования устраивать не надо. Каждый должен получать наслаждение не от результата, а от процесса. Ведь процесс — это и есть творчество.

— Что такое, по-вашему, талант? Может ли человек, не чувствующий в себе таланта, развить его?

— Талант, это такая категория, которая либо есть, либо нет. Не думаю, что талант можно развить. Развить можно только то, что дано от природы. Что касается ремесла, то можно заметить интересные вещи. Ведь в таких дисциплинах, как пение, живопись, музыка отсутствие дарования сказывается моментально. Но что касается ремесла, то выполнять простые работы может каждый: забить гвоздь, починить табуретку.. И если так, то может делать что-то и сложное. Потому не стоит говорить сразу: «нет, не могу, не получится». Если ты пришёл сюда, то обязательно что-то получится. Студия декоративно-прикладного искусства Новгородская береста
Ну, к примеру, есть у нас одна женщина, которая занимается 24 года. Она уже давно имеет звание Народный мастер России. Но, как начинала косенько-кривенько, так до сих пор и плетёт. Но главное, она продолжает работу, она получает от этого удовольствие и она достигла определённого результата. Получается, что такую категорию, как глазомер, воспитать невозможно. Или музыкальный слух — если нет, то нет. Но, тем не менее, упорством и настырностью можно добиться очень многого. 

— Что бы Вы пожелали читателям «Области Культуры»?

— Каждый человек по сути — это творческая боевая единица. И я пожелал бы каждому просто найти свой материал. И не играет никакой роли, береста ли это, живопись, бисер или глина, оригами или садоводство. Как только человек находит свой материал, так тут же жизнь становится у него намного осмысленнее и интереснее.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: