ГлавнаяСтатьиСергей Данченко. "Вы мне не доверяете"
Опубликовано 27.03.2015 в 21:00, статья, раздел Кино, рубрика Первый шаг
автор: Валерий Рубцов
Показов: 527

Сергей Данченко. "Вы мне не доверяете"

В третьем выпуске проекта «120 лет кино. Первый шаг» мы познакомим вас с выпускником Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения Сергеем ДАНЧЕНКО. С его самых первых киноработ понятно, что главное для Сергея – попытаться раскрыть человеческие отношения. И у него это, надо сказать, получается.

О себе

Данченко Сергей Николаевич. Родился в Свердловске в 1985 году. Сейчас живу в Санкт-Петербурге. В 2014 закончил СПбГУКиТ по специальности режиссура игрового кино.

После того, как в 18 лет посмотрел «Земляничную поляну» Ингмара Бергмана, открыл для себя кино как искусство. Ничем другим после этого заниматься не хотелось.

О творчестве

Мне ближе камерные истории с небольшим числом действующих лиц. По жанру это может быть драма, мелодрама или комедия, но жанр не так важен. Главное - чтобы было пространство для раскрытия героев и их отношений.

О моих сильных чертах пусть судят зрители. По отзывам профессионалов, это чувство вкуса и стиля, умение работать с актёрами. Свой взгляд на мир, своя авторская интонация.

Я лучше скажу, чем я хотел бы, чтобы мои работы отличались от других: атмосферой, изображением и игрой актёров. Этому я старался научиться прежде всего. И именно этому я уделяю больше всего внимания во время подготовительной работы и на съёмках.

Например, кинорежиссёр может быть вполне успешен и без знания методов Станиславского, Михаила Чехова, не знать, что такое действенный (событийный) анализ или диафрагмальный импульс; или не знать истории изобразительного искусства, теорию цвета и законы композиции; но это означает – лишать себя части инструментов и не использовать мировой опыт. Я стараюсь быть в этом плане максимально подготовленным.

Основной сложностью, с которой сталкиваются молодые авторы, назвал бы образование. Специальность довольно популярная, и всевозможных вузов, курсов и школ, где её можно получить, сейчас много. Однако учебное заведение абсолютно никакой роли не играет, важен только мастер. Это должен быть человек с большим практическим кинематографическим опытом. Если молодой режиссёр смог найти своего мастера, шансы реализоваться у него намного увеличиваются. Нашему курсу в этом плане повезло, наш мастер и вторые мастера, которые менялись, были людьми с богатыми фильмографиями, у каждого из них можно было что-то взять.

Те молодые режиссёры, которые уже получили профессиональное образование, обычно сталкиваются со сложностью трудоустройства или поиска финансирования для своих проектов. «Кадров не хватает, но устроиться на работу можно только по знакомству» - шутка такая есть. Я вижу простое решение такой проблемы: снимать короткометражки, набивать руку до тех пор, пока твои способности не достигнут убедительного уровня, при котором ты будешь востребован; или прорабатывать свои проекты настолько, чтобы они становились интересными и конкурентоспособными.

А вообще у молодых режиссёров сейчас больше преимуществ, чем трудностей: плёнка не нужна, снимать можно на фотоаппарат или телефон, монтировать на домашнем компьютере или ноутбуке, выкладывать своё творчество в интернет, т.е. всё меньше становится технических ограничений для проявления себя.

Правда, массовый зритель привык к полнометражному или многосерийному формату. Это как с литературой: большие романы всегда популярнее сборников рассказов, посмотрите любую домашнюю библиотеку и сравните, чего будет больше. В кино этот разрыв даже больше: с ростом профессионализма короткометражным кино обычно перестают заниматься.

Может быть ситуация будет меняться со временем, когда всё больше люди будут пользоваться интернетом вместо телевидения, и там такой формат станет удобен для просмотра и распространения.

Другая возможная перспектива для короткометражного кино, это альманахи. В таком виде есть шанс кинотеатрального проката или показа на ТВ. Но для этого нужен качественный общий уровень реализации, т.е. должно быть снято как минимум не любителями. И свободная объединяющая тема (а не реклама известного автомобиля или скоростного поезда).

Ну и наконец, фестивали - будущее короткометражного кино во многом зависит от них. Многие фестивали устраивают кинопрокат своих программ по разным городам. При грамотной организации и рекламе вполне можно собирать большие залы, я такое наблюдал в нескольких городах.

О кумирах

Об этом мог бы говорить бесконечно. Их очень много, начиная с Чаплина и Китона («Золотая лихорадка», «Огни большого города», «Шерлок-младший»).

Жан Ренуар – «Великая иллюзия», «Загородная прогулка». Ценю его за изобразительное очарование и человеколюбие. А ещё у него можно поучиться внутрикадровому монтажу.

Акира Куросава – «Красная борода», «Рай и ад», «Жить». Для меня он самый современный классик, учусь на его фильмах постоянно.

Ясудзиро Одзу – «Поздняя осень», «Ранняя весна». Вендерс говорил, что фильмы Одзу - это самое святое, что есть в кино, я с этим согласен.

Ингмар Бергман – «Фанни и Александр», «Персона». Бесконечно уважаю за глубину и сложность поднятых тем.

Федерико Феллини – «8 ½», «Сладкая жизнь». Люблю за широту воображения и гуманизм.

Из голливудской классики мне нравятся Фрэнк Капра (почти все фильмы), Говард Хоукс («Глубокий сон», «Рио Браво», «Его девушка пятница», «Воспитание крошки», «Сержант Йорк», «Иметь и не иметь», - универсальный режиссёр, создававший шедевры в любых жанрах), Фред Циннеман («Человек на все времена», «Ровно в полдень») и Альфред Хичкок («К северу через северо-запад», «Дурная слава»).

Очень люблю режиссёров французской «новой волны», и больше прочих Эрика Ромера («Коллекционерка», «Друг моей подруги»).

Вуди Аллен - нравится всё его творчество, но особенно «Ханна и её сёстры», «Разбирая Гарри», «Дэнни Роуз с Бродвея». При внешне простой, как правило, форме, у него во всех фильмах есть интересные режиссёрские решения.

Вим Вендерс – «Алиса в городах», «Положение вещей», «Небо над Берлином», - люблю за ни с кем не сравнимый взгляд.

Джим Джармуш («Более странно, чем рай», «Мертвец»), братья Коэны («Перекрёсток Миллера», «Большой Лебовски», «Человек, которого не было»), Дэвид Линч («Малхолланд драйв», «Человек-слон», «Синий бархат»), - очень важные для меня авторы, расширившие моё представление о киноязыке.

Эдвард Янг – «Один и два», - тайваньский классик, незаслуженно малоизвестный у нас, а это автор космического масштаба.

Чжан Имоу - к его блокбастерам я равнодушен, но камерные фильмы («Ни одним меньше», «Дорога домой») очень люблю.

Дэни Аркан – «Нашествие варваров». Братья Дарденны – «Сын», «Розетта». Джордж Клуни – «Доброй ночи и удачи».

Александр Сокуров - люблю его документальные фильмы, особенно «Смиренную жизнь» и «Робер. Счастливая жизнь», очень дорогой для меня опыт. Просто бешеное чувство кадра, и самое душевное отношение, как к своим героям, так и к зрителям.

Из советской классики самые важные для меня фильмы «Доживём до понедельника» Станислава Ростоцкого и «20 дней без войны» Алексея Германа-старшего.

Ещё из любимых мною камерных фильмов не могу не отметить «Перед рассветом» Ричарда Линклейтера, «Трудности с переводом» Софии Копполы, «Не сдавайся» Гаса Ван Сента.

Из самых последних ярких впечатлений назову «Отрочество» Линклейтера и «Бёрдмэна» Иньярриту. На этом остановлюсь, хотя продолжать мог бы ещё долго.

Что касается актёров, то это Энтони Хопкинс, Джек Николсон, Аль Пачино, Майкл Кейн, Пол Ньюман, Берт Ланкастер, Олег Янковский, Вячеслав Тихонов, Леонид Филатов; актрисы - Марлен Дитрих, Одри Хэпберн, Кристин Скотт Томас, Вайнона Райдер, Миа Васиковска.

К вопросу о вдохновении. Не в меньшей степени, чем из кино черпаю его и из литературы, и насколько я синематечная крыса, настолько же и книжный червь. Самый краткий список избранных авторов: Шекспир, Достоевский, А.Франс, С.Цвейг, Т.Манн, Гессе, Фицджеральд, Фаулз, Кавабата, Сарамаго, Рушди.

А вообще вдохновение можно найти как в библиотеке, так и в тренажёрном зале. Или в прогулке по лесу.

О фильме

История о случайной встрече двух знакомых людей, получившей неожиданное продолжение. Фильм снят на втором курсе, в качестве задания по экранизации литературного материала. Фильм о том, к чему может привести утрата доверия. Для кого? Для всех, без ограничения. Для тех, кто живёт в наше время.

Мастера - Виктор Иванович Бутурлин и Артём Михайлович Антонов, они помогали с написанием сценария и с монтажом.

Все участники отмечены в титрах. Фильм снят очень малыми силами, на самих съёмках нас было пятеро - два актёра, два оператора, режиссёр. Звукорежиссёры позже подключились, на постпродакшене.

Огромный практический опыт был получен на всех стадиях создания фильма, и самый ценный - создание живого диалога, удерживающего внимание, на съёмках, озвучании и монтаже.

Фильм во многих конкурсах участвовал, несколько раз получал главные призы. Встречали очень хорошо.

О будущем

В работе сейчас очень много проектов. Заявки на полнометражные фильмы. Пока они не состоялись, хочу сделать несколько короткометражек. Все эти истории очень разные, разных жанров и стилей. Но все интересующие меня темы обязательно объединяет то, что они современны, должны отражать особенности нашего времени, людей и их отношения. Моя главная цель - выразить то, что волнует.

Фильмография

2011 – «Оправданное молчание»

2012 – «Вы мне не доверяете»

2014 – «Стеклянный зверинец»

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: