ГлавнаяСтатьиЕлена Кулешова: "Косплей как театр, только мы играем сами для себя, а не для зрителей"
Опубликовано 17.03.2015 в 17:00, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал
Показов: 1061

Елена Кулешова: "Косплей как театр, только мы играем сами для себя, а не для зрителей"

В новом выпуске, представляющем чемпионат по киберспорту Big champ, мы познакомимся с еще одним направлением. Создатель конвентов «ДраККон» и «Октокон», руководитель блока «Косплей» грядущего турнира Елена Кулешова рассказывает о том, что скрывается за этим странным словом. Всё чаще можно встретить молодых (и не очень) людей, которые надевают костюмы или создают удивительно похожие образы героев аниме, фильмов и сериалов, компьютерных игр.

- Когда рассказываешь людям о маскараде или карнавале, тебя воспринимают нормально. Как только произносишь слово «косплей», лица вытягиваются в презрительно-ироничной ухмылке. Почему у нас косплей до сих пор находится за рамками, так сказать, приличия?

В культуре небольших городов, культуре патриархальной, не принято выставлять себя напоказ. К этому «напоказ» относится необычный вид, яркие цвета, непривычные занятия. У нас доминирует догма «будь как все». Слышали, наверное: «Ты что, самый умный, что ли?» Суть этого высказывания сводится не к тому, что плохо, что человек умнее других, а к тому, что демонстрировать этого не надо. Нехорошо. Так и косплей: игровая культура дозволяется у нас только детям, да еще актерам. Ну, быть может, молодым женщинам позволительно выглядеть экстравагантно. Тем, кто за тридцать, уже непременно выскажут: одевайся по возрасту. А тут, сами понимаете: бум! Бац! Шляпы-котелки, очки-гогглы, перья, пряжки на туфлях, кружева и аксельбанты! И все это на улицах. А лица-то раскрашены как! На самом деле, негатива как такового нет – люди смотрят, улыбаются, им нравится яркое веселье, искры счастья. Но сами – ни за что и никогда. Очень уж это сильно ломает рамки, заставляет раскрыться. А раскрываться новгородцы не жаждут: то ли боятся, что засмеют, то ли еще что…

- Елена, а как всё начиналось для тебя, какой стаж?

В косплее стаж у меня нулевой, если судить с профессиональной точки зрения. В ролевых играх, где переодевание в других персонажей играет существенную роль – двадцать три года. Это как театр, с той только разницей, что мы играем сами для себя, а не для зрителей, которые вкушают эстетическое удовольствие, находясь на дистанции. Вот, опять же, дилемма для человека: поучаствовать в жизни нового, необычного, интересного мира и подвергнуться, быть может, осмеянию, или не увидеть ничего. Все начиналось, конечно, с роли в первой игре по Толкиену, в которой я играла Саурона – до падения.

- Есть ли разница между ролевиками и косплеерами?

Безусловно, есть. Косплей – это внешнее отображение персонажа, ролевая игра – не только внешнее, но и внутреннее соответствие, так называемый «отыгрыш». Если проводить аналогии, то косплей ближе к показу мод, ролевая игра – к театру. Ролевики могут пренебречь точным цветом костюма, или вовсе схематично его изобразить, а косплеер такого себе не позволит: если бусины на ожерелье фараона должны быть бирюзовыми, они и должны быть бирюзовыми, а не синими. К тому же в сложных костюмах косплееров, как правило, невозможно играть. Так что вся разница – в извечном споре «отыгрыш или антураж», «внутреннее или внешнее», «материя или дух».

- Подавляющее большинство девушек, увлекающихся этим направлением – отечественная особенность?

О… Ну, это естественное явление. Большинство косплейных персонажей имеют изящную, девичью внешность. Мальчики, когда хотят стать косплеерами осознанно, понимают, что переросли 75% ролей. Все уже: щетина, мышцы бугрятся, куда там до тонкокостного субтильного принца? Не все, конечно, есть уникумы, которым повезло с внешностью. Вот и весь секрет девичьего засилья. Японцам, корейцам и китайцам с этим проще, в силу специфики телосложения. Остальные «страдают» так же, как и мы.

- Какие самые популярные сейчас истории или персонажи?

Среди косплееров? Не угадаешь. Одно время все фанатели от «Тетради Смерти», при этом «Вокалоиды» или «Наруто» тоже пользовались популярностью. Я бы сказала, что признанным лидером является Хаяо Миядзаки – персонажи, созданные им. Ну, и классические «Сейлор Мун», «Темный дворецкий», «Дораемон», «Волейбол»... их сотни, на любой вкус и цвет. Покемоны, конечно же, в фаворитах.

- А вообще, в нашем городе косплей-движение как-то организованно или более стихийно?

У нас был клуб «Нёрв», который возглавлял Николай Велицкий. Со временем все куда-то разъехались, или, как он говорит, «повзрослели». Молодые организовали несколько косбендов, или в одиночку пытаются что-то делать. Ездят по другим городам, фестивалям – в Великом Новгороде их попросту нет. Был ролевой конвент ДраККон, да и тот был вынужден провести ребрендинг – теперь существует под другим именем, с другим наполнением.

- Куда ты чаще всего ездишь? Какова тусовка за пределами Новгорода?

На косплеи? Чаще всего выбираюсь как зритель на непрофильный для косплееров Старкон да маленькие показы на ролевых конвентах. Костюм косплеера – приличный, качественный, стоит от 10 тысяч, если сшить основу и дальше работать самому. Я пока не могу пойти на такие траты, да и персонажа себе не выбрала. А идеей костюма надо «гореть».

- Какими качествами нужно обладать, чтобы органично войти в этот мир?

Надо быть ребенком в душе: смотреть на мир как на бурлящий источник открытий и чудес. А не как на потребительскую корзинку. Детский взгляд на мир учит творить, созидать, учиться и учить – это же неиссякаемый кладезь знаний, наш мир! Не случайно каждый косплеер, каждый ролевик умеет хоть что-то делать: ковать, шить, вязать, рисовать, петь. И, как правило, таких умений у него – десятка два. Так что, пожалуй, вера в чудеса должна быть у человека и готовность воспринимать новое: не в штыки, а с раскрытыми объятиями.

- Самое сложное в создании образа?

Придумать его, подобрать образ под себя. А потом, надев костюм, вжиться в него и пройти так, как ходил бы этот персонаж. Знаете, есть такой особый царский парадный шаг? Вот и у каждого персонажа есть свой особый шаг, поворот головы, взмах руки и даже выражение лица. Это – самое сложное.

- Приветствуется полная идентичность персонажу или поиск индивидуальности?

В косплее однозначно приветствуется идентичность. Вот есть персонаж аниме – будь любезен, соответствуй. Есть, конечно, разновидности косплея, но это, скорее, уже от буйства фантазии и вне конкурса: техно-варианты, стимпанк-варианты, фем-версии. Что такое фем-версия? Ну, например, есть мужской персонаж, скандинавский бог Тор. Как бы он выглядел, если бы был женщиной? Ну, я видела нескольких – очень внушительные леди!

- Что день грядущий нам готовит?

В первую очередь, день грядущий готовит нам очередной новгородский ролевой конвент «Октокон», но это в далеком будущем, аж в 2016 году. А в 2015, уже в эту субботу, косплееры в рамках Чемпионата по киберспорту поборются за очень неплохие призы. Прийти и сфотографироваться с невероятно красивыми персонажами можно будет как раз 21 марта в культурном центре «Диалог» - с 14.00 и до самого вечера. Если же говорить в общем, то очевидно: косплей завоюет невиданные высоты. Да что говорить, даже фестиваль «Золотая пуговица», новгородский бренд, и тот уже приближается и по стандартам, и по содержанию к косплейным фестивалям. Правда, азиатский элемент в нем ничтожно мал, но растущий в последнее время интерес к культурам Японии, Китая и Кореи наверняка скоро восполнит этот пробел. Но вот на жизни рядового гражданина этот тренд вряд ли скажется: попросту говоря, для большинства это слишком дорого и сложно.

Фото из архива Елены Кулешовой и турнира Big champ.

Читайте также интервью с другими участниками чемпионата по киберспорту Big champ:

Андрей Иваненков: "В повседневной жизни мы почти все соревнуемся в видеоиграх"

Алексей Попович: "Это просто игра"

Сергей Игнатьев: "Некоторые игры я готов сравнить с хорошей книгой"

Олег Ланской: "Игры вдохновляют даже военных"

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: