ГлавнаяСтатьиВладислав Старевич. "Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами"
Опубликовано 17.03.2015 в 14:39, статья, раздел Кино, рубрика Первый шаг

Владислав Старевич. "Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами"

Рядом с первой работой молодого аниматора Александра Кошелева мы решились поставить мультфильм, созданный первым русским кукольным мультипликатором Владиславом СТАРЕВИЧЕМ. И рассказать вам об этом уникальном человеке.

О нём

Владислав Александрович Старевич родился в Москве 8 августа 1882 года в семье литовских поляков. С детства отличался независимостью, за что был даже исключен из гимназии. В возрасте 7 лет был отдан на воспитание тёте. Владислав не был отличником, но активно участвовал в художественной самодеятельности. Любил играть комические роли.

С 5-го или 6-го класса у него было два серьёзных увлечения: фотография и энтомология. Старевич собирал насекомых и засушивал их для коллекции. Кроме того, он сам делал макеты насекомых — настолько точно, что их нельзя было отличить от настоящих.

После окончания 10-го класса Владислав пошёл работать смотрителем в местный краеведческий музей, где снял по просьбе директора несколько видовых и образовательных фильмов. Кроме того, Старевич занимался изданием неподцензурного любительского сатирического журнала «Оса», публиковал карикатуры в местной газете «Ковенское зеркало» и несколько лет подряд брал призы на местных новогодних праздниках за лучшие карнавальные костюмы.

25 ноября 1906 года Старевич женился на Анне Циммерманн. В 1907 году у них родилась дочь Ирина, а в 1913 году — вторая дочь Жанна.

После знакомства в 1909 году с Александром Ханжоноковым, начал снимать кукольные мультфильмы, принесшие ему мировую славу. После Февральской революции вместе с киностудией переехал в Ялту. А в 1919 году всей семьёй эмигрировал в Италию, а затем во Францию. Именно там в 1930-м году он снял свой самый знаменитый полнометражный кукольный мультфильм «Рейнеке-лис».

Мультипликационные и художественные ленты снимал вплоть до 50-х годов. Умер в Париже 26 февраля 1965 года.

О творчестве

В 1909 году уже работая у Ханжонкова в качестве документалиста, Старевич решил снять документальный фильм о жуках-оленях, в частности — битву двух самцов-рогачей за самку. Однако выяснилось, что при необходимом для съёмки освещении самцы становятся пассивны. Тогда Старевич придумал сделать из панцирей рогачей муляжи и снять нужную ему сцену покадрово. Таким образом и появилась его уникальная техника компьютерной анимации.

Уже через год на экраны вышел его первый игровой анимационный фильм «Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами», который вызвал бурю восторга у зрителей и полные кинотеатры по всему миру.

В той же технике в 1912 и 1913 годах он снял ещё несколько мультфильмов, которые вошли в золотой фонд мирового кинематографа.

Параллельно с анимацией Старевич работал и над постановкой игровых фильмов. Он дебютировал получившей широчайшее международное признание экранизацией повести Гоголя «Страшная месть» и продолжил тему чрезвычайно удачной экранизацией «Ночи перед Рождеством», где впервые в мировой практике была совмещена живая игра актёра и кукольная анимация.

Вплоть до своего переезда заграницу, Старевича снимает ещё целый ряд кукольных и игровых лент, в основном экранизируя русских писателей. Большинство из этих работ, к сожалению, не сохранились.

Во Франции Старевич продолжил снимать мультфильмы, но экранизировать пришлось уже не русских, а французских авторов. Многие из его фильмов были отмечены международными наградами. Характерной чертой всех картин Старевича и его особой гордостью становилась богатая реалистичная мимика созданных им кукольных персонажей. Пластика и достоверность его анимации позволяла ему также совмещать в пространстве фильма живых и кукольных персонажей.

Один из последних довоенных, но самых знаменитых мультфильмов «Рейнеке-Лис» принес Старевичу восемь международных премий, в том числе вторую медаль Розенфельда.

После войны его популярность пошла на убыль, предложения на постановку фильмов приходить перестали, и знаменитый режиссёр зарабатывал съёмкой рекламных роликов, а в самые трудные времена, когда старшая дочь начала терять зрение, продавал сделанных им кукол.

О фильме

Когда Владиславу Старевичу исполнилось всего 30 лет, он снял в своей излюбленной технике фильм «Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами», который вышел в прокат в том же 1912 году. В фильме разыгрывалась драма из средневековой жизни, главными героями которой сатли насекомые — любовная история царицы жуков-рогачей Люканиды и графа Героса из соперничающего племени жуков-усачей.

В качестве героев фильма Старевич снимал насекомых из своей обширной энтомологической коллекции, предварительно придав им необходимые для съёмки качества. О том, как это делалось можно судить по его описанию работы над фильмом «Битва жуков рогачей»:

Естественно, сначала насекомое нужно соответственно подготовить. Не так уж трудно пропустить сквозь лапки тонкую проволочку, прикрепив её воском к туловищу. Я сделал из пластилина «поле битвы», чтобы иметь основание, в котором держались бы лапки насекомого. С движениями жуков трудностей не было. Продумав будущую схватку рогачей, я набросал основные позы. При съёмке я делил каждое движение на ряд фаз. Для каждого кадра устанавливал свет.

Хорошее знание повадок насекомых, которых Старевич изучал много лет, и использование метода покадровой съёмки, позволяло ему добиваться в своих фильмах натуральной пластики.

Фильм пользовался бешеным успехом у российских и зарубежных зрителей. Покадровая техника кукольной анимации была тогда ещё мало известна, поэтому во многих отзывах сквозило изумление тем, каких невероятных вещей можно добиться дрессировкой от насекомых.

Например, лондонская газета «Evening News» писала: «Как всё это сделано? Никто из видевших картину не мог объяснить. Если жуки дрессированные, то дрессировщик их должен был быть человеком волшебной фантазии и терпения. Что действующие лица именно жуки, это ясно видно при внимательном рассмотрении их внешности. Как бы то ни было, мы стоим лицом к лицу с поразительным явлением нашего века…»

Фильмография

1910 — «Прекрасная Люканида или Война усачей с рогачами»

1911 — «Рождество у обитателей леса»

1912 — «Месть кинематографического оператора», «Авиационная неделя насекомых», «Страшная месть», «Путешествие на Луну»

1913 — «Стрекоза и муравей», «Четыре черта», «Весёлые сценки из жизни животных», «Петух и Пегас», «Ночь перед Рождеством», «Руслан и Людмила»

1914 — «Снегурочка», «Пасынок Марса», Kayser-Gogiel-Mogiel, «Тройка», Fleurs Fanees

1915 — «Лилия Бельгии», «Портрет», «Это тебе не принадлежит», «Эрос и Психея»

1916 — «Две встречи», Le Faune En Laisse, «О чём шумело море», «Тамань», «На Варшавском тракте»

1917 — «Пан Твардовский», «Сашка-наездник», «К народной власти»

1918 — «Вий», «Калиостро», «Масоны», «Йола», «Сорочинская ярмарка», «Майская ночь», «Звезда моря»

1920 — Dans Les Griffes De L’araignee

1921 — Le Mariage De Babylas, L’epouvantail

1922 — Les Grenouilles Qui Demandent Un Roi

1923 — La Voix Du Rossignol, Amour Noir Et Blanc

1924 — La Petite Chanteuse Des Rues

1925 — Les Yeux Du Dragon

1926 — Le Rat Des Villes Et Le Rat Des Champs

1927 — La Cigale Et La Fourmi, La Reine Des Papillons

1928 — L’horloge Magique, La Petite Parade

1929—1930 — Le Roman De Renard («Рейнеке-Лис»)

1932 — Le Lion Et Le Moucheron, Le Lion Devenu Vieux

1933 — Fetiche Mascotte

1934 — Fetiche Prestidigitateur

1935 — Fetiche Se Marie

1936 — Fetiche En Voyage De Noces

1937 — Fetiche Chez Les Sirenes

1947 — Zanzabelle A Paris

1949 —Fleur De Fougere

1953 — Gazouilly Petit Oiseau

1954 — Gueule De Bois

1955 — Un Dimanche De Gazouilly

1956 — Nez Au Vent

1958 — Carrousel Boreal

1965 — Comme Chien Et Chat

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: