ГлавнаяСтатьиИной мир вокруг нас.
Опубликовано 1.10.2017 в 14:29, статья, раздел Своё дело
автор: ОК-журнал (Александр Пазгалов)
Показов: 606

Иной мир вокруг нас.

Когда в «Области Культуры» появилась идея рассказать о творчестве Михаила Ющенко - возникла проблема, как это сделать? 

По своим пристрастиям, я, скорее, консерватор. Выдумывать дополнительные сущности, чтобы чьё-то «творение» обрело смысл, который, возможно, в него и не вкладывался, мне представляется не слишком интересным. Коллеги подсказали , что Ющенко где-то нашёл и открыл С. Пухачёв, и я обратился к Сергею Борисовичу.


Но оказалось, что было всё совсем иначе. Восемь лет назад, в год, когда и открылся Новгородский центр современного искусства, в дверь «Диалога» постучал молодой человек. По собственной инициативе он принёс фотографии. Арт-объекты, запечатлённые на фото, были сделаны из молотков, лопат, вил, грабель и прочих неподходящих для художества предметов! Использованы они были в столь необычных сочетаниях, что вызывали какой-то шок. Но одновременно в них была такая свежесть и новизна, что сомнений в их  художественности даже не возникало.

Например, в основании совковой лопаты совершенно органично вписывалось лицо и сложенные руки бородатого мужика, а выше, над его головой устремлялась ввысь, как ракета, Кремлёвская башня. Или, если к вилам сделать навершие и прицепить качающийся подсвечник, то перед нами показывается очень похожая древняя церквушка, 


а немного изогнув и чуть доработав обычные ножницы, получаешь изящный подсвечник, напоминающий поднявшую голову ящерицу и т.п..

 Этот молодой человек и был Михаил Ющенко, который к тому времени уже закончил НовГУ по специальности инженер-технолог художественной обработки, со специализацией - деревообработка. Если к классической скульптуре, в которой требуется ощущать объём, Михаил не имел наклонностей, то к использованию предметов в качестве арт-объектов у него открылся настоящий дар. Впоследствии, по словам С. Пухачёва, он придумал и сделал почти всё, что придаёт Новгородскому центру современного искусства его яркую индивидуальность.

Вот что рассказал о своих работах сам Михаил:

Мои работы – это, своего рода, высказывания, «месседжи», весьма схематично показывающие суть вещей. Работа с материалом - это всегда исследование формы используемых предметов, анализ возникающего ассоциативного ряда, и это всегда эксперимент. Поэтому очень большой разброс возможных вариатов того, что и как сделать, как соединить предметы между собой. При этом хочется поменьше сказать - побольше сделать. И сказать точно – «не в бровь, а в глаз». Так же важно продумать последующую «жизнь» арт-объекта - чтобы предмет был вандалоустойчивый, травмобезопасен, эстетичен... вот и приходится мне - ремесленнику и технарю договариваться со мной - художником и философом.

На просьбу рассказать о виденных большинством новгородцев арт-объектах – скамейках у НЦСМ, М.Ющенко объяснил: «- все скамейки у новгородского центра современного искусства были заказаны Сергеем Борисовичем Пухачёвым. И в каждой из них должна была быть раскрыта какая-либо тема. Темы для скамеек мы выбирали совместно, а средства их воплощения были отданы «на откуп» мне. Первая скамейка: Малевич и Кандинский - теоретики авангарда, люди, которые придумали новый художественный мир со своими законами. но при этом каждый сохранил индивидуальность, остался со своим видением.

 Вторая скамейка. На ней, или даже в ней находится - кресло стоящее немножко наискосок тела скамейки, а также небольшой стул, который «сидит» на скамейке, передние ножки у него переплетены «в позе лотоса». Это как бы материальная жизнь и духовная, которая в определённом смысле (подчёркнутом медитативной позой) возвышается над бытом.
Третья скамейка. Как-то принято, что художники должны воспевать красоту и всё прекрасное. Это далеко не так. Поэтому над скамейкой в рамах стоят портреты тех художников, которые в своих работах выходили за рамки общепринятого, показывали разные стороны жизни: Эдвард Мунк, Фрида Кало, Рене Магритт, Энди Уорхол, и Модильяни. Зрителю предлагается посмотреть на реальный мир глазами художников.



Следующим стоит кресло, выполненное в виде привидение с моторчиком... да - да, в виде Карлсона! А на месте улыбки надпись «- Спокойствие, только спокойствие». Немножко юмора и спокойствия - никогда не помешают в жизни. 
Последние скамейка установленная совсем недавно. На ней два фонаря: фонарь мужчина и фонарь женщина, они тянутся к друг другу через скамейку, да так сильно, что мужчина, в порыве страсти, раздавил скамейку».

    Следующая встреча и обстоятельный разговор состоялись в мастерской художника.


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: