ГлавнаяСтатьиСветлана Тома — звезда, покорившая 120 стран
Опубликовано 14.09.2017 в 11:06, статья, раздел Наследие
автор: ОК-журнал (Александр Пазгалов)
Показов: 111

Светлана Тома — звезда, покорившая 120 стран

Прошедший кинофестиваль «Вече» подарил новгородцам возможность встречи с киноартистами мирового уровня. Для любителей кино не только нашей, но и многих других стран, Светлана Тома — это звезда на все времена. В начале разговора я несколько смущался, но Светлана Андреевна оказалась не только красивой, стройной, но также деликатной и умной леди, и вскоре мы беседовали как давние друзья.Светлана Тома и Александр Пазгалов

— Почему вы выбрали кино?

— Это произошло совершенно случайно. Мне было 17 лет. Я стояла на троллейбусной остановке в городе Кишиневе. Направлялась я в университет, чтобы поступать на юридический факультет. И там меня остановил Эмиль Владимирович Лотяну. Он предложил мне принять участие в конкурсе на главную роль в фильме «Красные поляны», где нужно было сыграть деревенскую девчонку. И уже через семь дней Элементы оглавления не найдены. я была на съемочной площадке. Так я попала в кино. В этом году исполнилось 50 лет моему первому фильму и началу моей творческой деятельности.

Афиша — Так сложилось, что почти половина читателей нашего журнала из С-Петербурга. Расскажите, пожалуйста, о вашем курсе в ЛГИТМиКе?

— В Кишиневе набрали русскоязычных ребят на целевой курс в ЛГИТМиК. Я к тому моменту уже закончила работу в своем первом фильме «Красные поляны», за который я получила приз на Всесоюзном кинофестивале за лучший дебют. Мы поехали в Ленинград, в ЛГИТМиК, от Министерства культуры Молдавии. Половину учебного года мы занимались в Ленинграде на Моховой, а вторую половину в Кишиневе, куда приезжали ленинградские преподаватели. В Ленинграде мы жили в Доме ветеранов сцены. У нас были потрясающие педагоги — курировал наш курс Василий Васильевич Меркурьев. Мы застали легендарного педагога по движению Ивана Эдмундовича Коха... А на четвертом курсе сцендвижение у нас преподавал Черноземов. Сценическую речь у нас преподавала Ксения Владимировна Стракач, мать кинорежиссера Ильи Авербаха. Я ее хорошо помню. Она была стройной, высокой, всегда носила черное закрытое платье. Она заходила в аудиторию и садилась. С собой у нее всегда была маленькая пепельница, которую она ставила рядом. Потом она очень медленно, вкусно, артистично закуривала. У Ксении Владимировны еще была потрясающая золотая зажигалка. Это был ритуал. Потом она открывала форточку или окно и курила. Были очень интересные педагоги по истории театра.

— Сложно, вероятно, Вам жилось в 60-х в Ленинграде?

— Замечательно жилось. Я помню, как мы бегали в перерывах в кафе на Литейный, и пили кофе из цикория с молоком и вкусными треугольными пирожками с изюмом или картошкой. Стипендия была 23 рубля, причем на эти деньги я еще покупала книги. Вся моя основная библиотека тех лет была собрана на эти деньги, со стипендии. Дипломные спектакли мы играли в учебном театре ЛГИТМиК. У нас был спектакль «Невинные речи» по рассказам Чехова, по Арбузову «Город на заре» и спектакль «Зримая песня» по песням Булата Окуджавы. Мы пели песни Окуджавы и воплощали их в движении. Такой спектакль также сыграл актерско-режиссерский курс Георгия Толстоногова. Этими спектаклями мы открывали театр в Тирасполе. То есть целевой курс был набран именно для этого театра. Там пустовало театральное здание, похожее на Одесский оперный, только меньшего размера. Но там я была недолго, меньше года. Параллельно я начала сниматься в фильме «Живой труп», режиссера В. Я. Венгерова в Ленинграде. Уже в конце третьего курса я была утверждена на роль Маши, где играла с Алексеем Баталовым.Светлана Тома и Баталов

— Как вам игралось с Баталовым?

— Безусловно, фамилия говорит сама за себя. Он был замечательным партнером и человеком — искренним, глубоким, но при этом открытым. В этом фильме я работала рядом с Иннокентием Смоктуновским, Олегом Басилашвили, Олегом Борисовым. Я старалась учиться у них.

— А после фильма «Табор уходит в небо» вы ощущали себя королевой?

— Нет, королевой я никогда себя не ощущала. Да, это был фильм-шок, но тогда я этого не осознавала. Когда я приезжала на встречи со зрителями, желающих попасть было так много, что иногда «выносили» стеклянные витрины кинотеатров. Я помню, как это происходило. Я ездила не только по нашей стране, но и по миру с этим фильмом. «Табор уходит в небо» купили 120 стран.

— Наверное, не во всех странах этот фильм воспринимали так же эмоционально, как у нас?

— Его воспринимали всюду, несмотря на разный эмоциональный уровень того или иного народа. Даже сдержанные в своих эмоциях шведы и норвежцы сходили с ума. Есть в этом фильме некая энергия, которая действует магически на зрителя. Фильм «Табор уходит в небо» о внутренней свободе духа.

Многое было показано впервые на нашем экране, например, обнаженная до пояса героиня. Для советского кино это было не свойственно. Фильм не разрешали. В Москве была объявлена премьера, но потом ее отменили. Кто-то из горкома партии посмотрел и категорически запретил премьеру. Велели вырезать эту сцену, но Э. В. Лотяну добился того, чтобы первый секретарь горкома партии Москвы, на тот момент это был Виктор Гришин, посмотрел фильм. Картина ему понравилась. От него тогда все зависело и именно с его разрешения премьера состоялась. Я помню, как этот фильм родился уже на премьере, в кинотеатре «Пушкинский».табор уходит в небо

— Можно я перескочу на фильм «Благочестивая Марта», где вы играли испанку — младшую сестру героини Маргариты Тереховой.

— Это картина Яна Фрида. Он умел создавать замечательную, творческую и «лёгкую» атмосферу на съёмках. Как я говорила ранее, мне везло с партнерами, и на этой картине, в частности. Легендарный Павел Петрович Кадочников, остроумный, блестящий Владислав Стржельчик, Николай Караченцов, Олег Видов и, конечно, Эммануил Виторган, с которым мы до сих пор дружим. Там потрясающая Маргарита Терехова. Фильм «Благочестивая Марта» дал мне возможность начать выступать с сольными вокальными программами. Композитором был Геннадий Гладков и почему-то Ян Фрид решил отдать исполнение песен кому-то другому. Но Геннадий Гладков сказал, что нужно послушать сначала меня. Я спела свою песенку «Любить двоих». Геннадий Игоревич сказал, что я буду петь сама. И дальше у меня появились певческие программы, с которыми я работала и работаю. Это примечательная для меня картина. Как-то все сложилось в этой картине. Это красивый, легкий, чудесный фильм. Он живет! Его все время показывают.Благочестивая Марта

— Как работалось с дочкой в фильме «Блуждающие звезды»? Как она стала артисткой?

— Это было очень интересно. Ирина оканчивала среднюю школу. Тогда мы еще жили в Кишиневе. Всеволод Шиловский и Игорь Бек искали в Кишиневе натуру для «Блуждающих звезд». Они узнали, что я в городе и пришли в гости. Тогда же вернулась Ирина из школы, и Шиловский удивился, какая у меня взрослая дочь. Он предложил ей пройти пробы и сыграть эпизод в фильме. А Ирина в тот момент готовилась поступать на актерский. И он ее вызвал в Одессу, где проходили пробы. Она сыграла эпизод, и Шиловский ей предложил сыграть сцену главной героини. Потом она уехала в Москву и поступила в Щукинское училище, а от Шиловского все не было вестей. И тут он звонит, и говорит, что она утверждена на главную роль. Ректором Щукинского училища тогда был Владимир Этуш, который был категорически против того, чтобы на первом курсе снимались. Я не знаю, как Шиловский ее отпросил, но начались съемки. Как меня Лотяну совершенно случайно увидел на остановке, так же и Шиловский ее. Судьба. Такое вот совпадение. Увы, начались 90-е, был перерыв, закончились деньги. А Ирина уже успела выйти замуж и была беременна...Московский кинофестиваль

— А внучка, Мария, тоже актриса?

— Да, Маша снималась ребенком и в подростковом возрасте.

Светлана Тома— Вы довольны своей судьбой?

— Судьба дала мне шанс. Она послала мне выдающегося режиссера Эмиля Владимировича Лотяну. Я снялась почти во всех его фильмах, а фильм «Табор уходит в небо», за который я получила много отечественных и зарубежных кинонаград, останется в истории мирового кино. Я работала и с другими замечательными режиссерами — В. Басов, П. Чухрай, Ян Фрид, В. Венгеров, Н. Скуйбин...

— Вы впервые на фестивале «Вече»?

— Впервые. Я была приглашена Президентом фестиваля С. Дружининой быть членом жюри. Верю, что у российского кино есть замечательное будущее. Прошедший в вашем городе фестиваль позволяет на это надеяться...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: