ГлавнаяСтатьиВыбор редакции. Социально-театральный Эксперимент
Опубликовано 29.01.2015 в 13:28, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 662

Выбор редакции. Социально-театральный Эксперимент

Театр-студия "Эксперимент", которым бессменно руководит режиссер Анастасия Соломонова, готов выйти к зрителю с новой работой. Спектакль "Теория чистого разума" - это и эксперимент, и итог долгих размышлений о судьбах поколений.

Что: "Теория чистого разума" (социальный сторителлинг)
Кто: театр-студия "Эксперимент"
Где: ДКМ "ГОРОД" (ул. Псковская, 1; малый зал)
Когда: 31 января в 16.00
Сколько стоит: 120 р.
Почему стоит идти: впервые на новгородской сцене проза Светланы Алексиевич, Владимира Сорокина и драматургия Жана Ануя в жанре, о котором многие слышали, но мало, кто видел. В театре "Малый" Надежда Алексеева представила юмористическую деконструкцию сюжета "Лебединого озера" для детей и тех, кто не захотел повзрослеть.

"Эксперимент" же рискнул обратиться к российской прозе, вызвавшей в свое время широкий резонанс. Сначала в 2002 году "Лед" обладателя Букеровской премии Сорокина, затем в 2013 году документальный сборник "Время сэконд-хэнд" Светланы Алексиевич, претендовавший на "Большую книгу". И при этом в эти социальные произведения вторгается французский классик XX века Жан Ануй с пьесой "Репетиция оркестра". Что вкладывает в такой микс режиссер Анастасия Соломонова?

- В нашем спектакле мы прослеживаем ряд человеческих историй. И смысл их не в одной взятой истории, а в сопоставлении. В сопоставлении человеческих судеб. И, поскольку этих историй много, они объемные, охватывающие большие периоды жизни человека, то мы сочетаем традиционный показ, театральную форму изложения со сторителлингом.

Итак, перед зрителем выйдут персонажи означенных произведений, которые, согласно основам жанра, представят сюжетные ходы и проблематику романа "близко к тексту", то есть, с сохранением стилистики автора, но и максимально доступно для аудитории. И самое ответственное - это личное включение исполнителя в судьбу персонажа.

А для этого авторам пришлось столкнуть несколько поколений. Герои прозы Алексиевич представят XX век, сознание советского человека, пережившего политическую историю целого государства. Персонажи Сорокина поднимут тему неофициальной культуры, космического сознания. А вот тексты Ануя пригодились режиссеру для создания портрета молодежи - желание быть "звездами", гламур, мечты о славе, состязательность и респектабельность.

- Мы перекручиваем сюжетные линии так, что зрителю становятся очевидными абсолютно идентичные при полной несхожести внешней формы некоторые закономерности человеческого сознания. В процессе читок у исполнителей волосы на голове дыбом встали. Они говорили - как же мы это покажем, нас же все будут ненавидеть, мы такую бурю гнева получим! Но когда мы подошли к финалу, все успокоились. Сейчас идет пересмотр идеалов человеческого общества. И это не разрушение, не эпатаж. Я честно разговариваю со зрителем на том уровне понимания, на котором сама нахожусь. Я не скандальный режиссер. Человек мирный в своей душе и бережно относящийся к людям, которые меня окружают. Но не могу идти на компромисс в угоду чьего-то непонимания. В театре мы пытаемся работать с коллективным бессознательным (термин Карла Юнга), а значит с ментальными клише и табу.
По-моему, о проблемах человечества нужно говорить, хотя бы с теми, кто способен воспринимать альтернативную точку зрения. Диалог не снимает состояние психоза, в котором пребывает общество, но, по крайней мере, выводит его из бездны бессознательного на свет божий. И разговор этот, в любом случае, получается трудный.

На сцену выйдет молодежь. Это люди, готовые поговорить со зрителем о спорных, провокативных, глубоких вещах. Новые театральные формы, нестандартный материал отличает репертуар "Эксперимента" в последние годы. "Пер Гюнт" Ибсена или "Феерия для театра господина де Жан-Жака" Мишеля де Гельдерода практически не освоены современной профессиональной сценой. К слову сказать, еще десятилетие назад театр обращался к другим пьесам и темам. Но и сейчас остался верен себе.

- Неизменной осталась атмосфера - некая гуманистическая трансляция, осуществляемая театром более 30 лет. Поменялся запрос времени. Раньше мы больше обращались к эмоциям зрителя. Сейчас важнее обращение к разуму.

И вот такой запрос времени ощутит на себе зритель премьеры "Теории чистого разума".

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: