ГлавнаяСтатьиВ Великом Новгороде прошёл премьерный показ спектакля «О чем молчали башни»
Опубликовано 6.09.2017 в 14:06, статья, раздел Наследие
автор: ОК-журнал (Дарья Иванова)
Показов: 393

В Великом Новгороде прошёл премьерный показ спектакля «О чем молчали башни»

В минувшую субботу, 2 сентября, в Папа Баре прошел премьерный показ видеоверсии спектакля «О чем молчали башни». Этот проект был создан силами студентов колледжа искусств им. Рахманинова и сотрудников Новгородского музея-заповедника.о чем говорят башни - презентация спектакля.jpg

Виктор Евгеньевич Назаров, начальник отдела культурных программ музея-заповедника, пришел с идеей спектакля к преподавателям колледжа. Вот как об этом рассказала Светлана Викторовна Вердыш, руководитель курса, которая рискнула перевоплотить исторический материал в художественный:

«Когда Виктор Евгеньевич пришел к нам с идеей этого проекта, я задумалась. Это так интересно: не назидательно рассказать историю своего города студентам, не лекции читать, а попробовать „изнутри“, чтобы они сами были заинтересованы. Каждому студенту, который участвовал в спектакле, был дан объект для изучения. В какой-то момент ребята так увлеклись, что поиск информации перерос в соревнование. Мы много ходили в музей, старший научный сотрудник музея-заповедника Владимир Николаевич Варнаев любезно согласился с нами встречаться и проводить лекции. Он рассказывал даже больше, чем мы ожидали. И получив большое количество информации, мы стали думать, как это сократить, как это воплотить. Ребята сами написали сценарий, что ценно. Но сценарий мы принесли к работникам музея, чтобы они проверили, нет ли ошибок. Ребята загорелись и привнесли много интересного в проект. И я считаю, что такое сотрудничество с Новгородским музеем-заповедником очень полезно».

О чём молчат башни спектакль

В спектакле показана группа студентов, которые пытаются подготовиться к экзамену по истории. Кто-то надеется на «халяву», а кто-то пытается зазубрить. Но им помогают родные стены Новгородского кремля. То ли в шутку, то ли всерьез один из студентов взмолился. Подняв руки к небу, он стал просить, чтобы башни кремля ожили и рассказали все, что они знают, а знают они не мало, ведь существуют далеко не первый век. И тут начинается самое интересное! Башни оживают, спорят, ругаются и все-таки начинают рассказывать то, что они видели много столетий назад. В этом спектакле история оживает в прямом смысле. Вы получите большое наслаждение, посмотрев работу студентов, а такая возможность представится, потому что этот спектакль теперь входит в репертуар колледжа искусств.

После показа Виктор Назаров рассказал о планах и идее уже реализованного проекта: 

«Впервые этот спектакль был показан в «Ночь музеев». Мы взяли за правило, чтобы ни один проект не пропадал. Мы можем придумать что-то невероятное, похулиганить. Но обязательно проект должен использоваться и дальше. Это нужно воспринимать как эксперимент. Работа была создана как бы в шутку, но польза от нее большая и хорошая! Вообще мы разговаривали о нескольких проектах, которые могли бы осуществить. Это было бы полезно и студентам, и Областному колледжу искусств им. Рахманинова, и Новгородскому музею-заповеднику. Мы говорили о новгородских сказках, то есть о такой программе, которая могла бы быть рассчитана на маленьких детей. И через сказки, мы бы хотели рассказать историю Новгорода, былины и героев».Студенты колледжа Рахманинова

Интернет-журналу «Область культуры» дала интервью Юлия Денисова, студентка колледжа искусств им. Рахманинова, которая принимала участие в постановке.

— В постановке участвовали студенты разных курсов колледжа искусств или одного?

— Если говорить об актерах, то в постановке спектакля участвовал только наш, на тот момент, второй курс театрального творчества НОКИ. Но нам была оказана огромная поддержка. Спектакль «О чем молчали башни» — это наш совместный проект с Новгородским музеем-заповедником. Музей предложил, а мы подхватили инициативу. Так главным режиссером спектакля выступила Вердыш Светлана Викторовна — наш куратор и педагог. Художественное решение спектакля принадлежало, тоже нашему преподавателю, Чазовой Екатерине Игоревне. Музыкант, композитор, научный сотрудник музея Антон Александрович Вакуров написал для спектакля музыку, а сама идея создания этого проекта родилась у Виктора Евгеньевича Назарова, заслуженного работника культуры РФ.

— Известно, что сценарий написали вы — студенты. Трудно ли вам было? Почему этим занялись не преподаватели, а вы?

— Написать пьесу, я уточню — это пьеса, а не сценарий, было нелегко, поскольку это был наш первый практический опыт. В нашей учебной программе есть такой предмет, как сценарное мастерство, на котором мы учились писать сценарии. Реализовывать собственные сценарии, нам, на тот момент, еще не приходилось. У нас также был опыт написания и постановки инсценировок, но инсценировка предполагает наличие уже какого-то готового литературного произведения, которое переводится на язык театра. В какой-то мере и при создании спектакля «О чем молчат Башни» мы шли подобным путем: мы составляли тексты, а затем этюдным методом привносили в них действие и обрабатывали то, что получалось, в форме пьесы. Занимались мы эти не совсем сами — нам помогала наш куратор Вердыш Светлана Викторовна. На ранних этапах, мы поделились на группы, каждая группа приносила материал на тему своих башен и вместе со Светланой Викторовной мы этот материал обрабатывали. Мы выбирали, над какими историями работать, что убрать, что добавить, как объединить, искали приемы. Этюдный этап работы шел полностью под руководством Светланы Викторовны. Многие идеи мы почерпнули из встреч с Назаровым и Варнаевым, которые не только консультировали нас по исторической части, но и предлагали идеи развития сюжета.

— Как долго вы снимали видеоверсию?

— Видеоверсия спектакля, созданием которой занимался Валерий Рубцов, была снята всего за один день, если не считать подготовительных этапов. Съемки проходили на сцене Новгородского академического театра драмы им. Ф. М. Достоевского.

— Историк Владимир Варнаев читал вам лекции, помогли ли они, и было ли вам по-настоящему интересно? Приходилось ли бывать на его лекциях до этого?

— Да, кроме «башен», мы участвовали во многих проектах Новгородского музея-заповедника, и Владимир Николаевич Варнаев проводил для нас лекции не только при работе над этим спектаклем. Это было действительно интересно, поскольку встречи несли живой характер — мы спрашивали, если возникали вопросы. Иногда уходили от темы и углублялись в историю. К тому же, Владимир Николаевич очень хороший рассказчик и умеет интересно подать материал. Кроме того, на подготовительном этапе для нас организовывались экскурсии, мы изучали стены Новгородского кремля, проводились консультации с Виктором Евгеньевичем Назаровым. Мы очень многое узнали для себя во время этой работы и, если что-то не вошло в этот спектакль, это точно пригодится нам в других работах и в жизни.Варнаев

— Показ спектакля уже был на «Ночи музеев» в этом году, почувствовали ли вы интерес зрителей к спектаклю?

— Да, спектакль показывался уже не раз и на «Ночи музеев», и совсем недавно на празднике книги. Было и несколько показов, не приуроченных ни к каким мероприятиям. Обычно мы делаем 2-4 показа в один день и практически каждый раз зал полон, независимо от того, платный ли просмотр в этот раз, или бесплатный. Аудитория приходит самая разная — от организованных школьных групп, до семей с детьми и просто посетителей музея. Очень часто мы слышим положительные отзывы, что приятно. Поэтому можно сказать, что спектакль однозначно пользуется спросом.

Сергей КозловРаботу студентов в спектакле «О чем молчали башни» оценил театральный критик Сергей Козлов:

— Важна не только история, которую рассказывают участники спектакля, но важна и история его создания. Она вторым планом проходит через постановку, расставляет акценты и рождает смыслы, не менее важные, чем любовь к Великому Новгороду и знание его прошлого. Немного наивно и позерски ребята пытаются изобразить своих сверстников, даже несколько младше — скептически и хулигански относящихся к процессу учебы. Но в них пробуждается исследовательский интерес — через игру, воображение, представление себя памятниками архитектуры. И каждый из них обладает не только личностной индивидуальностью исполнителя, но и характерностью, почерпнутой из стилистических особенностей самих башен, их месте в ансамбле кремля и города. Уровень искренности и актёрской вовлеченности зритель сам может для себя оценить. Возможно, некая утрированная восторженность здесь возникает от радости познания, масштабности исторических событий, о которых рассказывает тот или иной персонаж. Опять же, это не главный критерий для такой постановки. Современная тенденция в музейной педагогике — научить посетителей творчеству, рождению актуальных смыслов, опираясь на факт, подлинный музейный предмет, здесь явно проявилась. И этим творчеством ребята заражают зрителя. Будь это летописное событие или легенда, ее вербальная константа обрастает проживанием, переживанием, и — как результат — пониманием, принятием. Конечно, студенты с пылкостью торопятся поделиться своими открытиями и интерпретацией с помощью эффектных театральных приемов, также пробуждающих воображение. Но важно не количество рассказанных историй и объем информации, а этот игровой способ, прокладывающий путь от эмоции, увлеченности к сознанию, осмыслению.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: