ГлавнаяСтатьиПро ласточек, чокнутых математиков и зоркое сердце
На мой взгляд:
Театр «Бранко Крсманович»
Опубликовано 5.09.2017 в 15:38, статья, раздел Искусство, рубрика На мой взгляд
автор: Елизавета Мусатова
Показов: 132

Про ласточек, чокнутых математиков и зоркое сердце

Экзюпери писал, что главного глазами не увидишь. 

В Белграде — точно.

 Впервые приехавшие или с размаху влюбляются в этого город, или сетуют на то, что для отпуска предпочли всю эту серость, скажем, соседнему красавцу-Будапешту.

 Белград нужно смотреть сердцем. Знать, выслушивать или самом придумывать истории за фасадами. Сходить с дорог, отполированных подошвами туристских ботинок, и исследовать уходящие вбок улочки и случайные двери.

 За случайными дверьми нередко находится все самое интересное. Выставочный салон-кафе, который держит пожилая пара. Джаз-клуб на крыше Дома профсоюзов. Или вот старейший в Европе студенческий театр, в который меня пригласила подруга Аня. 

Обшарпанный подъезд жилого дома. Вывеска есть только внутри — пожелтевшая бумага с пятнами, приклеенная скотчем по штукатурке. Под ней — листок с нарисованной от руки стрелкой и подписью: «Первый этаж». Первый по-сербски — второй по-нашему. 

Про театр «Бранко Крсманович» я знала, что они собирают деньги на ремонт и поэтому устроили фестиваль длиною в месяц. Концерты, поэтические выступления, спектакли и мастер-классы должны, наверное, окупить новое покрытие вместо затертых деревянных половиц. Или новый плюш взамен полыселого красного, которым обита мебель. Театр «Бранко Крсманович» (2).jpg

— Я забронировала билеты на несколько мероприятий, — сказала Аня милым ребятам вида хипстерского и не очень уместного среди плюша, тяжелых и пыльных на ощупь занавесей и афиш оперных спектаклей, развершанных по черным стенам. 

— Нужно их сейчас выкупить? 

— Да что вы, зачем. Так приходите, перед концертом оплатите. 

Интересно, дорого стоят новые половицы? Как они наберут на них денег при продажах на доверии и цене примерно в 250 рублей за билет?

 Мы сидим в крошечном, на три ряда скамеек и десяток подушек-сидушек, зальчике с неотстроенным звуком. Слушаем Анну Чурчин. Про Анну я знала ровным счетом ничего. После концерта уже прочитала, что родилась она в Багдаде, росла в Москве, жила в Америке, а популярной стала уже в Белграде. Кажется, что поет она ямкой между ключицами. Дорожные истории закипают где-то в горле, и Анна поет их так, словно боится расплескать ненароком это кипящее. «Горловая чакра, — вспоминаю я, — называется вишуддха, что значит „очищенный“, „незапятнанный“. Говорят, что она связана с выражением воли через слова».


 Когда английское роуд-муви без предупреждение сменяется на что-то балканское, надрывное, «Ласточка-ласточка, гром тебя убил», весь маленький, на три ряда скамеек, зальчик не дышит. Дрожит воздух. Песня заканчивается. Все молчат. И только когда кто-то всхлипывает, начинаются аплодисменты. Когда включается свет и организаторы — те самые, вида неуместно хипстерского — говорят, что концерт окончен, мы все неловко переглядываемся. Так выглядят люди, которых случайно, помимо их воли столкнули вместе, протащили через что-то интимное, уязвимое, на разрыв — а они даже имен друг друга не знают. 

— Мы вас всех приглашаем в бар, — говорят организаторы. — Напитки за счет театра!

— Теперь мне понятно, почему они должны собирать деньги на ремонт, — с нежностью шепчет Аня. 

Стивен Фрай в романе «Лжец» писал: 

«Многие из отцов со сравнительно скромным доходом увидели бы в умном сыне путь к богатству. Мой сын финансист, мой сын адвокат, мой сын аудитор. Том же более чем готов к тому, чтобы без всякого озлобления говорить: мой сын — чокнутый математик с перхотью в волосах и очками, как бутылочные донышки, на носу».Театр «Бранко Крсманович» (1).jpg

Целых полчаса, пока мы ждали начало концерта, думала о финансистах и чокнутых математиках. 

Я знаю профессиональных выживальщиков в искусстве. Высокоэффективных, способных лирику быстро переводить в плоскость физики: инвестиции и спонсорство, масштабирование идеи, краудфандинг. Я сама немного выживальщик. Нужно будет — на месте непопулярной идеи выращу модное мероприятие.

 А есть театр, который девяносто пять лет назад основали два студента, вдохновившись гастролями МХАТа. Театру нужен ремонт, а студенты сегодняшние приглашают весь зрительный зал после концерта в бар. Может быть, они не финансисты. Зато умеют вот эту близость, которая за час вырастает между двумя десятками незнакомцев.

Мне даже не важно, что они поставят в новом сезоне. Пойду просто потому, что у этих ребят обязательно должен быть ремонт. Чокнутые математики должны менять мир. Пусть финансисты, адвокаты и аудиторы их немного в этом поддержат.

Другие статьи автора

Подписывайтесь на наши социальные сети: