ГлавнаяСтатьиПрошловечное детство. Часть девятнадцатая, поделочная
Опубликовано 26.11.2014 в 08:17, статья, раздел , рубрика
автор: Валерий Рубцов
Показов: 1129

Прошловечное детство. Часть девятнадцатая, поделочная

Сегодня мы с вами продолжим проводить время с пользой в советской квартире далёких семидесятых-восьмидесятых. Мы плели разные безделушки из капельниц, строили домики из спичек и даже выжигали на дощечках.

На этот раз наши руки будут заняты изготовлением различных поделок. Но не из бумаги, картона или фанеры, а из того, что мы принесли с улицы, что нам приготовила для творчества матушка Природа.

Набили шишку

В некоторых современных детских садах до сих пор пытаются сохранить этот незамысловатый, но очень фантазийный вид творчества. Шишки, жёлуди, скорлупки от грецких орехов, веточки и разный прочий природный материал, валяющийся под ногами, идёт в ход для изготовления интересных композиций.

Но в советское время такие поделки прошли с нами не только детсад, но и всю начальную школу. Мы приносили на уроки труда этот осенний мусор и с помощью пластилина создавали всевозможные поделки. В конце года даже устраивались выставки достижений народного творчества, где авторы лучших поделок отмечались грамотами.

Самыми популярными изделиями из сосновых шишек были, конечно, лесовички. Просто потому, что в советских мультиках они иногда появлялись именно «шишковатыми». А вот из длинных еловых шишек удобно было делать всевозможных лошадок и оленей. Жёлуди, как правило, шли на разные шапочки, головы и руки-ноги. Всё это скреплялось при помощи самого обычного пластилина и спичек. Просто, но очень увлекательно.

У девочек вход шла даже сушеная рябина. Они нанизывали её на нитку, делая необычные, оригинальные бусы. А самые усидчивые протыкали иголкой даже косточки от яблок. Если потратить на это трудоёмкое занятие целый вечер, а потом покрыть готовое украшение лаком, то бусы получались, как будто из настоящего тёмного янтаря.

Сегодня мало у кого дома сохранилось такое изделие из детства. С возрастом эти безделушки младших классов без сожаления шли в мусорное ведро. Хотелось уже делать руками что-нибудь более солидное. Выжигать или вырезать. Впрочем, об этом мы рассказывали в прошлой части. А пока продолжим дальше тащить в дом, как говорила мама, «разный мусор».

Пришли к корням

Помню, когда мы с родителями делать вылазку в лес за грибами, меня одно время привлекали внимание поваленные деревья. Ведь в вывороченных из земли корнях можно было отыскать очень любопытное переплетение, напоминающее лошадку или человечка. Приходилось долго вглядываться с разных сторон, чтобы увидеть застывший среди корешков силуэт. С помощью перочинного ножика почти готовая деревянная скульптура извлекалась из корневого хаоса, чтобы получить потом вторую жизнь на книжной полке.

Уже дома все интересные корешки очищались, доводились до ума и покрывались лаком. Такое творчество очень развивало фантазию. Ведь увидеть что-то живое в этом нагромождении засыхающих корней может далеко не каждый. Да ещё и убедить взрослых, что это именно лошадка, а не хлам, который несёшь в дом. Зато, какая радость, когда твоя фантазия воплощалась в интересную фигурку, которая становилась украшением комнаты. Жаль, что сейчас этот творчества почти не используется.

Взрослых красота природного материала тоже привлекала. Кто-то мастерил мебель на дачу из пней и срубов. Кто-то делал оригинальные светильники или панно. Но начиналось у каждого именно с любви к натуральным поделкам из природных материалов: из шишечек, веточек, корешков. И, конечно же, из листьев.

Листья жёлтые…

Как вы думаете, что можно было обнаружить дома почти у любой советской семьи в самой толстой книге? Нет, не деньги. Засушенные листья – кленовые, дубовые, берёзовые. Любые. Ведь так хотелось золотой осенью успеть сохранить хотя бы несколько примет увядающего тепла. Красных, жёлтых, зелёных.

Как приятно было суровой зимой открыть книжку, между страниц которой были вложены листочки, и вдохнуть соломенный запах лета, разглядеть красоту самой Природы.

А кто сейчас помнит это волшебное, веющее чем-то научным, слово «гербарий»? На уроках природоведения мы вклеивали в альбомы заготовленные заранее листочки и подписывали название деревьев, с которых они были сорваны. Кстати, если лист нужно было засушить быстро, то его легко было сделать пригодным для гербария, прогладив несколько раз утюгом через газету.

А ещё из засушенных листьев и цветов с помощью бумаги и клея можно было делать разные поделки. Например, оформить открытку маме на день рождения или сделать целую разноцветную картину. Разная форма и цвет этого природного материала давала простор для фантазии маленького творца.

Вообще, природа всегда давала нам огромное количество материала для творчества. Я ещё не упомянул глину, камушки, ракушки и многое-многое другое, что с лёгкостью находилось на улице и помещалось в карман. Из всего этого создавались настоящие детские шедевры, которые помогали нам познавать мир и красоту.

В следующей части мы с вами продолжим полезные домашние посиделки без телевизора и компьютера. И, уверяю вас, это было когда-то не менее интересно.

Фото из открытых источников.

ЧИТАЙТЕ В ЦИКЛЕ:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: