ГлавнаяСтатьиДмитрий Иванов: "Война – это процесс разрушения культурных ценностей"
Опубликовано 18.11.2014 в 12:45, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Марина Колбая)
Показов: 1102

Дмитрий Иванов: "Война – это процесс разрушения культурных ценностей"

Под занавес туристического сезона в Великом Новгороде появился новый экскурсионный аттракцион. И те, кто соблазнится на название театрализованной экскурсии «Прогулки со Статским советником», получит увлекательный рассказ о Новгороде середины XIX – начала XX века, основанный на документах своей эпохи. В роли советника выступает методист музея, писатель Дмитрий Иванов. Он рассказал нам об особенностях работы экскурсовода и своих взглядах на современную культуру.

Какими качествами должен обладать экскурсовод?

- В первую очередь ,он должен любить эпоху, о которой рассказывает и действительно желать донести до людей информацию. Должен сам найти что-то ценное для себя, о чем он хотел бы рассказать, а не просто так выдавать информацию. Безусловно, экскурсовод должен обладать хорошей дикцией, с кашей во рту ничего не получится.

Мне встречались люди, которые считают экскурсовода чем-то уже устаревшим. Можно ведь взять iPad, открыть Википедию и прочитать на месте все самостоятельно. Вы с этим согласны?

- Разные люди по-разному воспринимают информацию. Но в интернете часто встречаются очень серьезные искажения фактов, экскурсоводы же постоянно обновляют свои знания, они в курсе последних сведений, потому что работают в сотрудничестве с научными работниками, которые непосредственно занимаются изучением объектов показа, по крайней мере, в Новгороде это так. И научные работники периодически доводят до сведения экскурсоводов все обновления в изучении тех или иных памятников. Поэтому у экскурсовода все-таки наверняка последняя информация. Интернет же обновляется весьма медленно, часто те, кто публикует информацию по тому или иному историческому объекту, берут эту информацию из каких-либо справочников, которые изданы, быть может, десятки лет назад. Люди черпают сведения «из газет времен Очаковских и покоренья Крыма», а более свежей информации нет. А в общем и целом, кому как приятно и интересно, подача информации тоже бывает важна. Если человек хочет действительно углубленного изучения материала, то, конечно, без книжки не обойтись. Но надо знать, какую книжку читать, есть книжки старые, в некоторых встречается очень много фантазии.

Различаются ли предпочтения у туристов из разных регионов?

- Каждый турист пытается найти что-то свое, родное. Петербуржцы рады тому, что у нас есть Сенная площадь, москвичи часто бывают заинтересованы в более подробном изучении взаимоотношений Новгорода с Москвой, каждый ищет что-то, что ему близко. Но всех тех, кто пришел на экскурсию, объединяет, конечно, то, что им интересна, в первую очередь, история Новгорода.

А кого больше на экскурсиях, новгородцев или гостей города?

- На моих экскурсиях примерно поровну, но особенно много бывает петербуржцев. Наверное, они привыкли к тому, что Новгород преподносится с точки зрения средневекового города, а о губернском Новгороде практически ничего не известно. Им интересно посмотреть именно этот промежуток времени, достаточно близкий к их собственной истории, потому что история Петербурга начинается с 18 века, и я как раз рассказываю об этом периоде, который был весьма пышным расцветом Петербурга. Людям интересно, как же этот период был представлен в уездных городах.

Насколько востребована сейчас профессия экскурсовода?

- У нас ежегодно бывают курсы экскурсоводов, и их оканчивают много людей. Те, кто после курсов получают профессию экскурсовода и водят хотя бы одну экскурсию, здесь без работы не остаются. Туристов много, поэтому курсы популярны. Люди весьма неплохо зарабатывают.

Вы пишете книги. Как выбор пал на жанр фэнтези?

- Да, пишу фэнтези. А как можно писать настоящее классическое фэнтези без знания истории? Там нужно опираться на те процессы, которые действительно происходили, иначе это будет уже не фэнтези, а сказка. А кто тогда в нее поверит? Настоящая сказка заключается в том, что все чуть-чуть приукрашено. Скажи человеку самую настоящую правду, и тогда это окажется самым удивительным. А если начинаешь врать, то человек это сразу чувствует. Невероятное открывается при изучении истории, там возникали такие ситуации, что никакого фэнтези не нужно. Лучшая сказка творится в жизни.

Книги распространяете через интернет или бумажными изданиями?

- Бумажные издания есть, но в основном все-таки в электронном виде, «Замок Орх» продается сейчас во многих электронных магазинах, стоит он очень дешево, так что любой желающий может купить в электронном варианте и почитать. И в новгородской библиотеке есть «Замок Орх», сейчас уже готовятся издания «Новгородских легенд» в моем пересказе. Есть аудиодиски, в ограниченном количестве вышли «Приключения земляничной феи».

Как вы относитесь к книгам на электронных носителях?

- Это дело вкуса. Когда-то люди писали на камнях, на пергамене. Пусть лучше люди получат знания через аудиокнигу, чем не получат вообще никак. Для многих это отличное решение проблемы с самообразованием, потому что люди заняты работой. И если дальнобойщик едет куда-нибудь и слушает аудиокнигу или домохозяйка гладит белье и в это время занимается самообразованием, то только низкий поклон им за это. Низкий поклон тем людям, которые во время своей основной работы еще и находят время послушать книги. Поэтому я за то, чтобы был электронный и аудио вариант книг, хотя, конечно, нельзя забыть и о книгах бумажных. Но я думаю, что если человек начинает с аудиокниги, то позже он перейдет к бумажным. Аудиокнига – это очень важная ступень в процессе самообразования.

Но и на нее не все встают. Каково, на ваш взгляд, состояние культуры на данный момент?

- Жаль, что культуру подменяют обрядами. Культура бывает в общении, в отношениях. Культура – это в первую очередь умение общаться с людьми, чье мировоззрение отлично от твоего. Это общение не должно приводить к конфликту, к войне. Если приводит, то это уже не культура, а антикультура, потому что война – это процесс разрушения культурных ценностей, отрицания нравственности, отрицания всего, что мы можем назвать культурой. Увлечение обрядовостью ведет к тому, что перестает восприниматься другая точка зрения. Люди замыкаются в своем мире, перестают усваивать информацию извне, перестают обучаться. Это можно проследить на примере Японии и Китая. Они были отгорожены от мира, и процесс средневековья там затянулся. Если изначально это были весьма развитые страны, то позже развитие замерло. И когда весь мир был уже на пике цивилизации, там так и тянулось средневековое время, и они с удивлением смотрели на приплывающие корабли и те изобретения, которыми пользовалась уже вся Европа. Это пример, когда общество начинает вариться в собственном соку и перестает обращать внимание на то, что происходит вокруг, перестает развиваться.

В чем заключается обрядовость?

- А увлечение обрядовостью толкает людей на то, что они перестают общаться с другим людьми, замыкаются в себе, создают себе мирок мнимой реальности. Перестают учиться. А когда перестают учиться, то начинают деградировать. Поэтому, я думаю, что не может быть культуры исключительно русской, еврейской, американской… Нельзя путать культуру и обычаи, культуру и обрядовость. Допустим, есть культура уважения старших. А вот как их уважать? Это уже обычай! Чаю ли ему налить или стакан водки, или песню спеть? Культура встречать гостя благожелательно, а вот как именно его встретить? Подарить ли ему матрешку или перо соколиное? Это уже вопросы обрядовости. Эти вещи путать нельзя, потому что культура - это то, что помогает объединять народ, то, что помогает нам жить вместе не воюя. А увлечение обрядами без культуры приводит к межнациональным и межрелигиозным конфликтам. А сейчас я, к сожалению, вижу то, что люди увлекаются обрядами, а самой культуры нет. Это очень актуальная проблема.

Фото: Любовь Иванова

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: