ГлавнаяСтатьиПрошловечное детство. Часть восемнадцатая, настенная
Опубликовано 31.10.2014 в 12:37, статья, раздел Наследие, рубрика Прошловечное детство
автор: Валерий Рубцов
Показов: 2333

Прошловечное детство. Часть восемнадцатая, настенная

Если вы помните, в последний раз мы с вами задержались дома в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века и пытались занять себя разными поделками. То плели рыбок из капельниц, то собирали домик из спичек. На этот раз мы продолжим вспоминать прошловечное детство, сидя в своей комнате. А занять свободное время нам помогут выжигалка, резцы и молоток.

«Я выжгу тебе глаза…»

В советское время эта жуткая фраза могла означать абсолютно безобидную ситуацию. Просто нужно было помочь ребёнку, пытающемуся изобразить на доске чей-нибудь портрет, выжечь красивые глаза. Всё-таки, искусство выжигания в те годы носило поистине массовый характер, но идеально получалось далеко не у всех.

Эти волшебные приборы под названием «Узор» были не очень дорогими, а поэтому с удовольствием дарились родителями своим детям на любой из праздников без опаски несчастного случая. И это несмотря на то, что с помощью этого «Узора» можно было и ожог получить, и бумагу поджечь. Но об этом никто не думал. Ведь ребёнок с удовольствием занимался ремеслом, не докучая взрослым.

Но зато, какое это приятное чувство — взять кусок фанеры, перевести на неё любимую картинку с помощью копировальной бумаги и медленно выжигать, вдыхая носом волшебный аромат горелого дерева. И не нужно было быть большим художником или серьёзным мастером. Прибор сам оставлял неизгладимый коричневый след на дощечке. Главное — не ошибиться. Ведь исправить выжженную картинку уже было невозможно.

Имея этот прибор дома, отпадал вопрос, что подарить маме на день рождения или 8 марта. Конечно же, разделочную доску с выжженным на ней оригинальным рисунком. Её можно было повесить на кухне. Симпатично и практично.

Белым сквозь чёрное

Но моим любимым видом домашнего творчества была гравюра по дереву. Это уже более серьёзный шаг к настенному искусству. И для изготовления такой гравюры нужен был набор специальных резцов. Когда мне подарили такой набор на день рождения, я довольно быстро освоил эту несложную, но требующую усидчивости технику.

Есенин.JPG

Вначале нужно было хорошенько зашкурить лист фанеры. Потом с помощью губки покрыть его тонким слоем обычной чёрной туши. После высыхания лучше всего было именно на этом этапе перевести на доску будущую картинку, для верности прорисовав ещё и карандашом.

А дальше — на балкон, покрывать слоями нитролака. Это был самый муторный процесс. Ведь для того, чтобы легко было вырезать, необходимо покрыть доску не меньше шести раз, каждый раз дожидаясь высыхания предыдущего слоя.

Когда подготовительный процесс был закончен, можно было усаживаться за резьбу. Тонкий запах свежего нитролака с тушью — ещё один волшебный аромат из детства. Но главное было не это. Когда еле видимый рисунок под слоями лака становился резной картиной, происходило настоящее чудо. И на фоне черноты появлялись очертания задуманного. Но опять же, чуть дрогнула рука — и резец безжалостно перечёркивал всю многочасовую работу.

В те годы самой, пожалуй, популярной картинкой для начинающих мастеров был портрет Есенина с трубкой во рту. Во многих квартирах можно было тогда встретить похожую гравюру. И это несмотря на то, что официально его стихи были под негласным запретом.

Сам я любил вырезать пейзажи и дарить их на дни рождения друзей. Очень удобно, красиво и недорого.

Стучать — это неплохо

Наверное, мои родители не раз пожалели, когда подарили мне однажды набор инструментов для чеканки. В него входил молоточек, специальный давильник и комплект чеканов с разными торцевыми узорами. Ведь той тишины, которая бывает при выжигании или резьбе по дереву, здесь не получится. И чем громче стучишь, тем эффектнее узор.

Сейчас трудно себе представить, чтобы кто-нибудь из современных детей занялся чеканкой. И совсем не потому, что соседи написали бы коллективную жалобу. Просто чеканки делались на медных листах, а в нынешнее время этот материал дороже сдать в металлолом, чем продать какую-нибудь картину. Да и достать в советское время медные листы было проще. Можно было найти их прямо на улице в куче металлолома или попросить отца принести с завода.

Красивые чеканки могли украсить любую квартиру. У меня с детства не сохранилось ни одной, все дарил друзьям и родственникам. В те времена, кстати, чеканки массово продавались в магазинах. Уже став взрослее, я как-то попал на Новгородский завод металлоизделий, который как раз и штамповал этот ширпотреб с помощью больших прессов. А уже потом эти заготовки «достукивали» мастера. Помню, особенно популярной у туристов была чеканка с изображением Александра Невского на фоне Ярославова дворища.

Но такие штампованные чеканки лично меня не очень грели. Всё-таки созданные руками изделия казались теплее и приятнее. В них, часто несовершенных, была душа юного мастера, который приобщался к прекрасному такими непривычными сегодня способами: стучал, резал и выжигал.

В следующей части мы продолжим вспоминать домашние чудеса советского прошловечного детства.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: