ГлавнаяСтатьиОткрываем раздел «Наследие»
Опубликовано 22.08.2017 в 15:46, статья, раздел Наследие
автор: ОК-журнал (Александр Пазгалов)
Показов: 444

Открываем раздел «Наследие»

Новый раздел «Области культуры» называется «Наследие». Это наследие наших предков — кривичей и славян, в 6-8 веке пришедших на берега Ильменя и Волхова, контролировавших Великие водные пути: Волжский, а потом и «Из варяг в греки». Новгородцев, основавших государство, ставшее впоследствии великим. Это наследие нашей культуры, культуры в самом широком смысле: производства и ремёсел, торговли и выдающихся открытий, письменности и языка, воинской доблести и искусства управления, науки и дипломатии. Людям нашего времени равно важно наследие любого времени: княжеского и республиканского, царского и советского.

А посвятить этот раздел хотелось бы памяти великого гуманиста — Дмитрия Сергеевича Лихачёва, с особой любовью относившегося к Новгороду.Академик Лихачёв

В ранние века своей истории Новгород являлся важным перекрёстком цивилизационных потоков: скандинавских дружин на юг — в Византию и на восток — в район Каспийского моря, и встречного движения. Новгородское население отстояло свою независимость (когда скандинавские дружины пытались овладеть властью в Холмгарде-Новгороде) и свое культурное обличье. Мы не знаем, как бы повернулась история, если бы норманнам удалось подчинить себе Новгород, так же, как они подчинили себе Англию.

Дмитрий Сергеевич пишет в своих исследованиях, что «уже на заре русской истории мы обязаны новгородцам тем, что мы такие, как есть, — тем, что мы русские». Результаты археологических раскопок в Новгороде показали, что Новый город на Волхове возник не как мелкая торговая фактория заморских негоциантов, но как центр развивающегося ремесла и торговли, крепнущей у восточных славян государственности.

Русское государство родилось в двух центрах — Новгороде и Киеве. Русь родилась в борьбе за свою самостоятельность. Скандинавскую по своему далекому происхождению династию Новгород свел до положения приглашаемых глав новгородского войска. Уже с 11-12 века мы можем говорить о Новгородской республике, независимой от Киева и Владимиро-Суздальского княжества.

Изображение справа — первый Софийский собор в Новгороде. 990 год.

храмНезависимость Новгорода достигалась не столько военными, сколько дипломатическими усилиями. Дмитрий Сергеевич утверждает, что мы опять-таки должны быть благодарны Новгороду за эти его устремления к обособлению политическому и культурному«. Д. С. Лихачев диалектически подходит к рассмотрению вопроса об обособлении Новгорода и считает, что одной из положительных сторон новгородской самостоятельности является то, что «благодаря такой самостоятельности Новгород является важным центром обороны Русской земли, — он мог мобильно организовать сопротивление агрессии и с востока, и с запада самостоятельными средствами». Новгород оборонял западные и северо-западные границы Русской земли. Борьба Новгорода с ливонскими рыцарями; со Швецией, Норвегией и Данией за свою самостоятельность имела значение не только для Руси и русского народа. Благодаря Новгороду и Пскову Русь смогла стать не только военным, но и культурным барьером между Европой и Востоком, сохраняя при этом свой европейский характер.

Дмитрий Сергеевич отмечает, что особенно велико значение Новгорода для сохранения русской культуры в годы татаро-монгольского ига. «Культурное значение Новгорода не меньше, чем оборонно-военное... Культурные центры не были разрушены, культурные ценности Новгорода были сохранены. Традиции Киевской Руси продолжали здесь свое развитие и в XIII, и в XIV веках». Новгород сохранил в неприкосновенности основу основ всякой национальной культуры — свои книжные богатства. Ученый утверждает, что без книг не может быть национальной традиции не только в области литературы, науки, образованности, но и в области искусств. Архитектура, живопись молчат там, где нет книжной культуры. Сюжеты кажутся необъяснимыми, если нет той умственной культуры, которую единственно сохраняют книги. В этом сохранении древних книг — мировое значение Новгорода. Особую роль в истории формирования русской культуры имеет XIV и начало XV века. Россия не знала эпохи Возрождения. Были только отдельные проникновения античного наследия. Как знаток древнерусской культуры Д. С. Лихачев считает, что «если в полной мере нельзя говорить об эпохе Возрождения на Руси, то об эпохе Предвозрождения на Руси говорить можно и должно».Великий Новгород

Предвозрождение — это первая ступень, еще не освобожденная от господства церкви. Период Предвозрождения на Западе — это эпоха, когда в пределах религиозного сознания культура XIV века движется к человеку, отражает его интересы; искусство психологизируется. Русская культура в этот период (XIV век) вступает в усиленное общение с Византией и южнославянскими странами. В эти страны вывозится много русских рукописей, из Византии приезжают мастера-живописцы, строители, писатели. Но особая роль в Предвозрождении принадлежит Новгороду. Три выдающихся исихаста сотворили в новгородских церквях: Успения на Волотовом поле, Фёдора Стратилата на Ручью и Спаса на Ильине фрески мирового значения. Д. С. Лихачев четко определяет предпосылки, которые делали возможным Предвозрождение.

«... 1. Развитие Возрождения связано с городами-коммунами. Новгородская республика по своему типу была как раз таким городом-коммуной.

2. Новгород в это время быстро развивался экономически... Волжский

3. Новгород в это время не был отъединен от Европы и особенно тесно общался с Византией и южнославянскими странами».спас.jpg

Упадок Византии, отсутствие таких корней, как античные, помешало развитию Ренессанса и в Новгороде, и в России. Но Проторенессанс, предварительный этап развития Возрождения, проявился в Новгороде. В Новгороде создаются своеобразные путеводители по Константинополю, описания его религиозных и светских ценностей. Авторы — новгородцы показывают себя подлинными знатоками искусства. В Новгород приезжают византийские мастера, такие, как грек Исайя, расписавший «с другы» в 1338 году церковь Входа в Иерусалим в Новгороде. В 1378 году в Новгороде работает Феофан Грек. Его росписи являются единственными достоверными творениями этого гениального мастера. Сербское влияние с несомненностью установлено для Новгорода — в росписях церкви Спаса на Ковалеве (1380 год). Фрески новгородских мастеров не уступают прославленным произведениям Феофана Грека. Новгородское искусство было связано глубочайшими корнями с духовной жизнью новгородского общества. Геннадием Новгородским был сделан первый перевод Библии на русский язык, уже готова была образоваться типичная для эпохи Возрождения письменность со светскими занимательными сюжетами. Но и после падения независимости Новгород и Псков оставались хранителями старорусской культуры и письменности.Великий Новгород вид сверху

Великий Новгород, по мнению Дмитрия Сергеевича Лихачева, «блистательный центр мировой культуры, не менее важный, чем многие города Италии. Это один из центров Проторенессанса, центр православной живописи и архитектуры. Его значение в том, что оберегал Русь не только в военном отношении, но в еще большей мере в отношении культурном от растворения в культурах Востока и Запада». Д. С. Лихачев считал, что любовь к своей стране, к своей национальной культуре должна быть не платонической, а действенной.

Раздел «Наследие» нашего журнала будет стараться донести до современников всё ценное, что создали наши предшественники в самых разных областях культуры.


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: