ГлавнаяСтатьиЗоя Егорова: "Обратите внимание на российских джазовых музыкантов!"
Опубликовано 16.10.2014 в 15:20, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 667

Зоя Егорова: "Обратите внимание на российских джазовых музыкантов!"

Новый музыкальный сезон в Великом Новгороде начался с заметных джазовых концертов. Блестящие имена зарубежных и российских музыкантов украсили афиши двух площадок, которые практически соперничают друг с другом на этом поле – Новгородской областной филармонии им. А.С. Аренского и Культурного центра «Диалог». Так ли действительно популярен джаз и на каком уровне он находится, мы спросили клавишницу Зою Егорову, основателя New City Band, автора идеи фестиваля Just Jazz в кремле, педагога Новгородского областного колледжа искусств им. С.В. Рахманинова. Помимо выступлений со своим коллективом, Зоя Львовна принимает участие в многочисленных джазовых фестивалях в разных составах. И этот год не стал исключением.

- Зоя Львовна, в общих чертах – что происходит с джазом в нашем городе?

В целом можно сказать, что с джазом что-то происходит. Ничего определенного, случаются какие-то фрагментарные события время от времени на разных площадках. Если говорить о новгородских музыкантах, и надо сказать, что их не много, то у них есть стремление себя выразить. Как правило, в джазовых стандартах. С одной стороны, это удобно – универсальный язык, на котором можно всегда договориться с коллегами. С другой – это поле для импровизаций. И это практически всё, что можно сказать про джазовую атмосферу в городе. Не считая ежегодного фестиваля в кремле, и его гостей, которые говорят какое-то новое слово в джазовой музыке на нашей территории, поднимают новую волну. А так всё достаточно тихо. И я не думаю, что небольшая территория нашего города тому причиной.

- А в чем же тогда причина?

В отсутствии идей. Нужно какое-то событие, человек или группа людей, которые не боялись бы поднимать тяжесть, преодолевать гравитацию нашей болотистой новгородской почвы. Поднимали бы такое замечательное искусство, которое соответствует духу города. Джаз – это свобода, прежде всего, а Новгород – вольный город испокон веков.

- Так кто же гравитация – публика или музыканты?

Очень коварный вопрос. Я думаю, что музыканты должны прежде всего создавать атмосферу вокруг себя, вибрации, которые могли бы привлечь слушателей. Не надо пенять на публику, что она у нас мало образована или мало воспитана. Она просто с течением времени становится всё более взыскательной. И она ждет удивления и нового. Традиционная музыка и просто джазовые стандарты - это замечательно. Но их нужно играть так, чтобы это было всегда на высоте и всегда с изюминкой. Нельзя все время говорить одно и то же и ждать, что публика будет на это реагировать, как на что-то свежее. Нужно пытаться найти свои идеи, собственный язык. А если не получается, творческий застой или сил не хватает на данном этапе, тогда нужно искать единомышленников, искать идеи, которые бы тебя подпитали и поддержали. А затем свежее и новое принести слушателям, чтобы удивить или порадовать их, как минимум.

- Вы традиционно принимаете участие в фестивале «Сентябрь в Тихвине», который организует Игорь Володин. Весной он презентовал у нас новый и далеко не первый альбом с авторской джазовой музыкой, выпущенной на одном из известнейших российских лейблов «Бомба-Питер». Значит, в столь же маленьком городе, как Тихвин, джаз живет?

Нельзя сказать, что в Тихвине джаз живет. Там живет Игорь Володин, замечательный русский композитор. Если существует национальная идея, то он ее носитель в джазе. У него очень русская музыка. Он человек подвижный, всё время находится в поиске, что является обязательным условием для творческой единицы. Вместе со своей музой и супругой Ираидой Володиной он и делает этот фестиваль. И его очень сильно поддерживает администрация города. Там любят джаз, любят Игоря Володина, и так взаимно сложились хорошие отношения. Каждый раз я вижу присутствие администрации на фестивале. Они находятся в зале от и до, причем проходят концерты иногда по три дня. Администрация является активным соорганизатором. Чиновники вместе с музыкантами обсуждают контент, финансируют и заботятся о том, чтобы фестиваль стал востребованным турпродуктом. В этом году 500 человек просто приехали на фестиваль. Точно не могу сказать из каких регионов, но места в гостинице были заняты.

Хотя фестиваль был значительно сокращен, потому что много средств ушло на торжества по случаю 10-летней годовщины возвращения Тихвинской иконы Божьей матери. Сказалась и политическая ситуация, сделавшая невозможным приезд зарубежных музыкантов. Но ситуация может быть хороша тем, что необходимо наконец обратить более пристальное внимание на себя. В Тихвине был только русский контент, никто не приехал ни из Израиля, ни из Америки, как обычно это бывало. Был исключительно российский состав участников: Виктор Колесов и Сергей Кузнецов, которые потрясающе играли блюзы, причем настолько органично и настолько здорово, что я бы никогда не сказала, что это вторичная музыка по отношению к американским блюзменам. Были Дмитрий Братухин и Эржена Хайд, которые уже посещали нашу Новгородскую землю. Они исполняли традиционный джаз и джаз с этническими бурятскими корнями (Эржена – бурятка по национальности). Был состав Группы Игоря Володина, собранный из разных областей: потрясающая исполнительница на тромбоне Алевтина Полякова из оркестра Игоря Бутмана; Станислав Майнугин, удивительного темперамента человек, который много сделал для развития джаза в России вообще и Центральном регионе; Николай Клишин из легендарной в свое время группы «Архангельск» барабанщица из Нью-Йорка Александра Могилевич, родом из Ярославля, яркая и харизматичная девушка. И наш состав был не вполне традиционный. Были пианист и клавишник. Вместе со мной играл потрясающий пианист из Череповца Евгений Мельников с классическим консерваторским образованием. И неизменный ведущий, наш «джазовый Ленин», Владимир Борисович Фейертаг. Был на фестивале и Кириллл Мошков со своей вулканической энергетикой. Недавно он выпустил книгу об истории блюза. Благодаря ему существуют журнал "Джаз.ру" и огромный портал jazz.ru. Отдельно стоит сказать о Людмиле Сваровской. Она очень интересная вокалистка, недавно записала диск в Нью-Йорке. Ее репертуар полистилистичный, но лучше всего в ее исполнении звучит латиноамерканская музыка. Кроме того, Игорь отметил, что это был женский фестиваль. И девичья джазовая команда в России становится брендом. Мы до сих пор переписываемся с участниками, никак не можем расстаться. Игорь Володин дает возможность для развития музыкантов, он объединяет нас. Я считаю, что его как джазового музыканта и как верного своему делу человека нужно бесконечно поддерживать.

Вообще, этим летом я ездила с концертами по российским городам – джаз набирает обороты в провинции. И даже существует фестиваль «Джазовая провинция» Леонида Винцкевича. В этом году он начинается в Подольске и пройдет в нескольких городах Центрального региона.

- Вернемся снова в Новгород…

Кроме уже упоминавшегося фестиваля в кремле, в этом году в Чудове прошел фестиваль «Джаз над Волховом». Организатором был Олег Грабко, директор издательства «Бомба-Питер». Я тогда играла с московскими кубинцами – крепкие ребята с консерваторским образованием. Я им очень благодарна за ту музыку, которую они мне подарили, самую вкусную и интересную, по-настоящему кубинскую. Составы, которые мы миксуем на фестивалях, часто дают удивительный результат и звук. Вообще, джаз можно играть абсолютно везде. Единственно, должна быть концепция. И все-таки музыканты в фестивальном контенте должны принимать участие. Иной раз я вижу такое отношение к джазу – это такая модная штука, давайте-ка мне понравившийся состав дерну к себе на площадку, а если еще стоит недорого, то совсем замечательно. А публика не реагирует.

Станислав Майнугин мне недавно сказал: «Мы занимаемся популяризацией непопулярных видов искусства». Подход, когда мы приглашаем звезду и стараемся вытрясти из слушателей как можно больше денег, немного устарел. Нужно давать жизнь новым именам. Вот в американском джазе редко собирается полностью звездный состав, часто привлекают молодых исполнителей. Я этим летом была свидетелем кочующего фестиваля из Нового Орлеана, который проходил в Угличе и Ярославе. Там были потрясающие музыканты – саксофонист Дональд Харрисон, который два года играл с Майлзом Дэвисом, и молодые выпускники джазового колледжа. Они играли не только между собой, но и с нами на равных. Входишь в их вибрации и начинаешь по-другому думать, по-другому играть.

- А есть ли у нас площадки, готовые открывать новые имена?

Есть. Может многие со мной не согласятся, но мое мнение таково, что разовые мероприятия хорошо бы объединить в какую-нибудь концепцию, линию. Посмотреть, что было бы хорошо для новгородской публики. Конечно, она неоднородная. Я была очень удивлена, что много людей приходило на проекты Айсхата Сайфуллина, а они достаточно непростые. Я думаю, что нужно обратить особое внимание на российских исполнителей. Это вызовет определенный интерес. Людей всегда интересует, кто же мы? Человек с этим вопросом рождается и с ним живет. Нужно развивать интерес к собственной культуре, к собственным корням. Как это сделать? Собираться и обсуждать – ведь есть у нас горячие поклонники джаза, которые готовы помочь хотя бы советом или добрым словом. Особая благодарность Ольге Борисовне Поповой, которая поддержала первый фестиваль в кремле. Она всегда откликается на мои предложения, хотя очень трудно работать на территории «Диалога». Сейчас "Диалог" меняется и становится живым местом. Только нужно, чтобы публика привыкла туда приходить. Не боюсь быть настойчивой: обратите внимание на российских джазовых музыкантов! Я думаю, что это необходимо сделать. У нас есть креативные умы, есть очень интересные исполнители. И я их знаю. Я думаю, что эти люди будут интересны слушателям. Кто же мы такие, если не интересны сами себе.

***

И уже совсем скоро, 7 ноября, на площадке Культурного центра «Диалог» состоится один из запланированных необычных концертов российских музыкантов. Джазмен, пианист-виртуоз и композитор Леонид Пташка, которых входит в сотню лучших музыкантов мира, представляет программу «Другие Beatles». В составе ансамбля будут новгородские музыканты, струнный оркестр "Гармония" Людмилы Елиной – две скрипки, альт, виолончель и контрабас. И ансамбль Станислава Майнугина, в который также войдут басист Юрий Гребецкий из Тихвина и ударница Александра Могилевич, Нью-Йорк-Ярославль. Как можно догадаться из названия, музыканты сыграют мелодии легендарной ливерпульской четверки в джазовых аранжировках Леонида Пташки.

Фото: Ольга Михалёва и архив З.Л. Егоровой

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: