ГлавнаяСтатьиСергей Старостин: «Мы хотим донести сакральное содержание музыки»
Опубликовано 21.08.2017 в 11:54, статья, раздел Искусство, рубрика Словиша
автор: ОК-журнал (Дарья Иванова)
Показов: 1135

Сергей Старостин: «Мы хотим донести сакральное содержание музыки»

«Тверской рожок» — тема лекции-концерта, которую провел известнейший мультиинструменталист и фольклорист Сергей Старостин. Лекция прошла в Центре музыкальных древностей В. И. Поветкина в рамках фестиваля «Словиша». Новгородцы узнали об истории древнего пастушьего инструмента и тонкостях его создания. Представляем небольшой конспект концерта-лекции. 

По верхней Волге был распространен такой инструмент как рожок. Пастушьи инструменты существовали для пробуждения: пастухи открывали своими звуками день.

   

«Эта музыка, которой очень сложно дать определение,» — смеется Сергей Старостин. Иногда у пастухов были ученики-подпаски. Тогда именно они играли утреннюю мелодию для пробуждения. Но бывало, что пастуха нанимали именно для игры на рожке. В таком случае, пастух уже никому не доверял этого важного задания. Ведь как сыграешь, так начнешь день. То есть не всегда платили пастухам именно за их основную работу, платили еще и за красоту музыки, за эстетику. Стадо приучали к звукам рожков за несколько недель до того, как гнать их пастись. Сами пастухи считали, что коровы могли отличить голос инструмента одного пастуха от другого.

Этот инструмент во многом универсален. Он имеет всего 5 игровых отверстий. Это не много, ведь можно получить только 6 звуков. Пищик — это устройство для возбуждения звука в рожке и это самая хрупкая часть инструмента. Мастера, изготавливающие пищики, пришли к выводу, что для его изготовления лучше всего использовать волчью ягоду. Хотя это не единственный подходящий материал. Пищик так же делают из черемухи, жимолости, тростника, ивы, малины. Из 10 заготовок будет хорошо, если на двух удается сыграть. Звук пищика зависит от влажности воздуха. Когда пищик набирает влагу, звук становиться ниже. Поэтому этот инструмент несовершенен.Фестиваль Словиша 2017 Сергей Старостин

На этом рожке можно исполнять не только прикладные наигрыши, но так же песенные напевы. Новгородцам удалось услышать игру на 5 рожках — квинтет. Сергей Старостин вместе с московским ансамблем рожечников «Зубцы» исполнил несколько мелодий. Это была редкая возможность. Дуэт еще можно услышать, но квинтет, это абсолютно уникальный случай.

Сергей Старостин дал изданию «Область Культуры» небольшой комментарий: 

«Фестивали, подобные „Словише“, необходимо проводить. Мы в очень хорошем контакте с Центром музыкальных древностей В. И. Поветкина и я очень рад этому. Я думаю, что приобщение людей к культуре народной музыки, — это очень важное дело. Надо понимать суть этого фестиваля. Мы хотим донести сокровенное, сакральное содержание музыки. Хотим объяснить, что когда-то существовало такая культура, приобщение к которой не помешает и сегодня.Сергей Старостин музыкант

 С народной музыкальной культурой в России сейчас происходит многое. Процессы, происходившие с ней в советское время, привели к тому, что носители традиционной культуры ушли, не оставив после себя наследников. Наследство, которое потенциально было у нашего народа, не было передано следующим поколениям. И сейчас часть активной молодежи зацепилась за факт этого ухода культурного наследия. Слава богу, что уже в течение 30 лет идет обратный процесс. Это процесс попыток преемственности. На сегодняшний день, общественное движение сохранения культурного наследия сильно, и оно не бесперспективное. Как же мне не чувствовать интерес людей к этому? Он не формальный и не поддельный. Даже сейчас, во время лекции я ощущал это».



Фото: Николай Велицкий.

Читайте по теме: 

Антон Каменский: «Великий Новгород по праву может считаться музыкальной столицей Руси»


Интервью  с Константином Хивричем: «Словиша – музыка, прошедшая сквозь время»

Корела в гостях у Словиши – День сегодняшний

«Новые Кельцы» – прогрессивная деревенская музыка 


Музыкальный код

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: