ГлавнаяСтатьиНеадекватные пляски или «Дядя Ваня» в Театре им. Ленсовета
Опубликовано 18.08.2017 в 13:36, статья, раздел Искусство, рубрика De Theatro
автор: Мария Тетрарх
Показов: 278

Неадекватные пляски или «Дядя Ваня» в Театре им. Ленсовета

 В апреле этого года в театре имени Ленсовета состоялась премьера нового спектакля Юрия Бутусова «ДЯДЯ ВАНЯ». Я попала в театр на третий премьерный показ, 2 апреля. Был аншлаг, в зале ни одного свободного места, все служебные стулья были заняты, а на бельэтаже несколько зрителей даже стояли. Но оно того стоило и вот почему... 

Дядя Ваня Юрия Бутусова

Все постановки Юрия Бутусова заслуживают внимания, сегодня он один из немногих театральных режиссеров, полностью отвечающий запросам современности. Его постановки клиповы и кричащи, через многие его спектакли проходит линия хаоса в искусстве — когда режиссерское сознание пробивается на сцену и доходит до глаз, а иногда и до мозга зрителя. Герои классических пьес у Бутусова выходят карикатурными, фриковатыми, он как бы заставляет нас взглянуть на них под другим углом. И, да, последним постановкам Бутусова характерна особая работа актеров с текстом и пластикой. театр Ленсовета Петербург

«Дядя Ваня» не стал исключением. Всех героев чеховской пьесы Бутусов показал чудаками и чудаками не обычными, а чудаками в степени Пи. Дядя Ваня в исполнении Александра Новикова — нелепый печальный горбун, постепенно сходящий с ума от скуки и одиночества, в конце спектакля агонизирует в танце. Его антипод — профессор Серебряков (Сергей Мигицко), не чеховский интеллигент-эгоист, а безумный клоун Красти из Симпсонов. Великовозрастная Соня (Ольга Муравицкая) как бы впитала в себя черты дяди и отца, она также одинока, несчастна, полоумна, но, в отличие от отца она не эгоистична. Персонаж Телегина или же «Вафли», которого блестяще сыграл Сергей Перегудов — так и вовсе «ломочный» наркоман. Молодая жена Серебрякова глупа и неинтересна, я весь спектакль удивлялась — ну, как, боже мой, как в такую дуру можно было влюбиться. А оказывается можно — со скуки.Дядя Ваня спектакль театра ленсовета

Наверное, самым адекватным и всепрощающим безумие семейства дяди Вани можно назвать Астрова. Да, Астров, прямолинеен и он является совестью всех этих проклятых чудаков. И, да, Бутусов нам как бы показывает, что и Астров вступил на путь скуки, лени и деградации, царящей в имении. И только скорый отъезд Серебрякова с молодой супругой дает дядя Ване, Соне и Астрову надежду на спасение. Но спасения не будет. 

Речь и движения героев также чудаковаты как и они, дядя Ваня, то что-то шепчет, то кривляется, то ни с того ни с сего читает монолог в микрофон, при этом его руки живут отдельной жизнью — это не руки, а птицы. И, если птицы дяди Вани стремятся в сторону или ввысь, являясь метафорой надежды, то Соня бьется о декорации курицей. Исключением не стал и Серебряков, который в период забытия или ухода в другую реальность, играет на воображаемом саксе. Наверное, самым неинтересным персонажем является Елена, она действительно скучна, в ней нет ничего интересного и захватывающего, у нее нет истории или боли. Актриса Наталья Шамина, исполнившая эту роль, не очень-то старалась донести историю — не знаю, что это задумка режиссера или мое восприятие.Дядя Ваня

 Отдельного внимания заслуживает одна из последних сцен, когда Соня рушит стены имения топором, это выглядит зрелищно и пугающе. Соня будто показывает всем, мол, как вы все достали, дайте нам жить по-старому, уезжайте, проваливайте, провалитесь пропадом. Дядя Ваня в это время неистово танцует. Новиков и Муравицкая показали всю боль и отчаяние героев, они агонизировали на сцене. И это было здорово, ведь об этом и писал Чехов. 

«Дядя Ваня» Бутусова — это сумасшедший спектакль, который радикально и прямолинейно доносит до нас чеховские истины. И в этом его огромное преимущество перед рафинированными классическими постановками. Дядя Ваня театра Бутусова

Мое мнение — к просмотру обязательно!

Другие статьи автора

Подписывайтесь на наши социальные сети: