ГлавнаяСтатьиАнтон Каменский: «Великий Новгород по праву может считаться музыкальной столицей Руси»
Словиша:
Фестиваль музыкальных древностей «Словиша»
Опубликовано 17.08.2017 в 16:54, статья, раздел Искусство, рубрика Словиша
автор: Марина Чупракова
Показов: 1057

Антон Каменский: «Великий Новгород по праву может считаться музыкальной столицей Руси»

19-20 августа на Ярославовом дворище пройдёт первый в Великом Новгороде  фестиваль музыкальных древностей «Словиша». Фестиваль  продолжит цикл народных праздников «Новгородские спасовки».

 Антон КаменскийВ нем примут участие специалисты по народной инструментальной культуре из Литвы, Австрии, Германии, России. Свое исполнительское мастерство покажут гусляры и песенники, уникальные коллективы и этно-музыканты. Добавим, что фестиваль «Словиша» тесно связан с именем Владимира Ивановича Поветкина — создателя и первого директора Новгородского центра музыкальных древностей. Резная надпись «Словиша» была обнаружена на лирообразных гуслях XI века, и теперь, спустя еще десять веков, на новгородской земле этим именем назван фестиваль. 

О фестивале, реставрации музыкальных инструментов и археологии мы поговорили с одним из организатором фестиваля, преемником Владимира Ивановича Поветкина — Антоном Каменским.

— С чего началось ваше увлечение древними музыкальными инструментами и в какой момент центр музыкальных древностей стал вашим вторым домом?

—  Впервые в Центр музыкальных древностей я попал ещё в школьном возрасте, когда занимался в историко-этнографическом клубе «Рать». Мы с ребятами приходили разучивать подлинные народные песни и танцы. Вот тогда и произошло моё первое знакомство с Владимиром Ивановичем Поветкиным, традиционной инструментальной музыкой и музыкальной археологией.

—  Вас можно смело назвать преемником Владимира Ивановича Поветкина. Тяжёл ли груз ответсвенности — ведь хороший ученик должен стать лучше учителя?

—  Мы все, кто был знаком с Владимиром Ивановичем, являемся в той или иной степени его учениками. Каждый взял для себя то, что было ближе. Кто-то занялся плетением из бересты, кто-то — художественной резьбой по дереву, а кого-то он научил даже вышивать. Ещё важно то, что он учил нас определённому отношению к жизни, истории, народной культуре. Сейчас же я продолжаю его работу в сфере музыкальной археологии. Надеюсь, что продолжаю достойно. Оценивая масштаб личности Владимира Ивановича, могу сказать, что превзойти его не представляется возможным.


—  Вы возрождаете музыку, звуки или инструмент? Как понимаете, удалось ли восстановить звучание инструмента в его первоначальном виде?

—  Сразу надо сказать, что музыкальная археология не занимается восстановлением древней музыки. С научной точки зрения, это практически невыполнимая задача. Но мы можем попытаться воссоздать конструкцию и звучание музыкальных орудий, что позволяет нам оценивать их акустические и исполнительские возможности.

Конечно, мы не можем быть абсолютно уверены в том, что звучание полностью соответствует тому, как инструмент звучал в древности. Но повторяемость эксперимента нам может подсказать, что мы на правильном пути. Для этого иногда приходится делать реконструкцию одного и того же инструмента несколько раз. После чего сравнивать звучание получившихся экспериментальных образцов.

—  Что для вас самое интересное в реставрации? Сколько уходит времени на реконструкцию/ создание музыкального инструмента?

— Самое интересное в нашей работе — это соприкосновение с историей. Ощущение того, что предметы, по которым мы делаем реконструкции, были сделаны людьми, жившими сотни лет назад на этой земле. Когда мы занимаемся реконструкцией, то мы стараемся понять их задумки, изучить из приёмы деревообработки. Через эти предметы мы как бы знакомимся с людьми средневековья. Мы учимся у них — перенимаем их опыт.

Работа над каждым инструментом индивидуальна. В нашей работе нет каких-то определённых нормативов.


— Чем сейчас (в 2017 году) живет центр музыкальных древностей?

— Мы, как и прежде, продолжаем выполнять нашу программу по изучению и популяризации культурного наследия. Основы этой программы были заложены основателем Центра музыкальных древностей Владимиром Ивановичем Поветкиным.

В этом году мы ввели новые формы взаимодействия с посетителями, дав возможность познакомится с нашей работой любому желающему. Мы проводим лекции-концерты, экскурсии, консультации и занятия, устраиваем тематические выставки, творческие встречи и проводим вечера памяти выдающихся людей Великого Новгорода и Новгородской земли. Ещё нам удалось выиграть президентский грант для реализации большого проекта по популяризации культурного наследия среди учащихся школ искусств Новгородской области. За 9 месяцев мы постараемся объехать все районные центры области, если нам позволит это сделать состояние дорог.

—  Какое будущее у древних музыкальных инструментов? Насколько эта область изучена/не изучена?

—  Сейчас мы намного лучше представляем себе эту область знаний, чем, например, 70 лет назад. С момента первых находок музыкальных инструментов был накоплен огромный фактический материал, было сделано множество интереснейших открытий и состоялось, собственно, становление такого междисциплинарного научного направления, как музыкальная археология.

Результаты нашей работы используются историками, фольклористами, музыкантами, художниками, писателями. Возможно, что в ближайшее время мы сможем показать древнерусский музыкальный инструментарий в отечественном кинематографе.

гусли

—  Вы сейчас участвуете в раскопках в Старой Руссе. Сезон выдался урожайным на свистульки. Одну вы восстановили, она запела. Занимались ли вы раньше реставрацией таких маленьких музыкальных инструментов или уделяете время более серьезным инструментам?

—  В этом году действительно много интересных находок, относящихся к музыкальной археологии. Три свистульки и варган найдены в Старой Руссе, ещё один варган был найден в Новгороде. Есть ещё и другие находки. На самом деле, музыкальная археология изучает не только музыкальные инструменты в привычном современном понимании, но и различные звучащие приспособления. Мы хотим понять, как люди средневековья понимали сам звук, какими функциями они наделяли звук. Ведь здесь выявляется не только чисто музыкальная функция, но и сигнальная и даже магическая. Поэтому нам интересны и бубенчики, и шумящие подвески и детские погремушки.


—  Как часто вы участвуете в раскопках? 

—  Почти каждый год. Для меня очень важно поддерживать связь с полевой археологией. Старорусская археологическая экспедиция НовГУ, работающая под руководством Елены Владимировны Тороповой, для меня является в определённой степени Альма-матер.

—  Сложно ли было организовать фестиваль «Словиша» в Великом Новгороде? Какая лично для вас цель на этом фестивале?

— Моя цель —  привлечь внимание к музыкальному наследию Великого Новгорода. Ведь наш город по праву может считаться музыкальной столицей Руси, благодаря тому, что здесь сконцентрированы первоисточники по древней истории русских музыкальных инструментов.

В фестивале «Словиша» я формировал научно-просветительский блок. Удалось договориться об участии первоклассных специалистов, которые согласились приехать к нам, чтобы поделиться своим опытом в изучении старинных музыкальных инструментов. Ульрих Моргенштерн из Австрии расскажет о волынках, Лаура Лукенскене и Аушра Буткаускене из Литвы расскажут о старинном канклесе — инструменте похожем на русские гусли, Сергей Старостин расскажет о тверском рожке, Василий Иванов о русских традиционных инструментах, Дмитрий Парамонов об опыте реконструкции псалтиревидных гуслей, Аксентий Бескровный и Наталья Кочеткова об истории варгана.

На ряду с этим, важную часть фестиваля составляет концерт музыкальных коллективов, профессионально исполняющих музыку на старинных музыкальных инструментах. Большая заслуга по организации принадлежит также нашим партнёрам. Огромный вклад в подготовку фестиваля внёс Константин Хиврич, Андрей Катаев, Игорь Фомин и Даниил Донченко.

Читайте интервью  с Константином Хивричем: «Словиша – музыка, прошедшая сквозь время»

Фестиваль Словиша

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: