ГлавнаяСтатьиЧупакабра и мошенские жальники: впечатления участников этнологической экспедиции НовГУ
Опубликовано 15.08.2017 в 11:38, статья, раздел Наследие, рубрика Поиск Беловодья
автор: Илья Мельников
Показов: 1526

Чупакабра и мошенские жальники: впечатления участников этнологической экспедиции НовГУ

В прошлом выпуске мы уже рассказывали вам о работе этнологической экспедиции Новгородского университета в Мошенском районе. В этом году в ней приняли самое активное участие студенты первого (а теперь уже второго) курса филологического факультета. Их впечатлениями от поездки и опроса информантов мы и спешим поделиться с читателями нашего журнала.

Ксения Платонова, 2 курс филологического факультета НовГУ:

«Всё, что трогает твоё сердце, рождает интерес и желание узнавать ещё и ещё, вызывает эмоции, — рано или поздно врывается в твою душу, оставляя после себя след. Самое обидное здесь то, что всё хорошее заканчивается, как известно, слишком быстро. Так было и с нашей экспедицией, запомнить которую хочется ещё надолго. Я хочу помнить всё: от волнительного сна перед поездкой, до последних минут прощания с селом Мошенское уже в конце поездки.

 

Мошенское встретило нас широко распахнутыми объятиями и с первого же дня закружило в вихре своей истории. За это, конечно же, стоит благодарить старожилов Мошенского района, которые смогли создать в моём мире картину старинного быта. Кто, как не они, смог бы рассказать о том, что было в старину? Об историческом прошлом их родных деревень, о том, какие праздники существовали раньше и о том, как их отмечали. От кого, как не от них, можно услышать вживую старинные озорные частушки, свадебные песни, похоронные причеты, былички, заговоры, пословицы? Кто, как не они, расскажет о правилах проведения похоронного и свадебного обрядов? О легендах, существовавших в их родных краях? Ответ, конечно же, очевиден.                                                                                 

Поездка в Мошенское оказалась небезрезультатной. Она дала мне возможность узнать историю, связанную со словом "жальник" и, более того, увидеть его собственными глазами, прошагать расстояние от деревень до деревень, попутно наблюдая красоту Новгородской природы и знакомясь с бытом местного населения, прикоснуться своими руками к предметам старины, впервые увидеть старинные кресты, сделанные из вереса. Несомненно, полученные знания нужно ценить и уважать, так как это наша история - история былых времен, которая находится в отдалённых уголках памяти наших бабушек и дедов, и которую нужно хранить и бережно передавать из поколения в поколение.                                                                                  

Важно всегда бороться за её сохранение, а для этого нужно быть трепетным душой ко всему происходящему раньше и ко всему происходящему сейчас. Такие выводы появляются в голове тогда, когда приходит осознание значимости проделанной работы и возникает желание не бросать начатое, а, напротив, попытаться и дальше проникнуться историей.

Это желание дальше узнавать все тонкости жизни людей в старину, я считаю таким же ценным, как и приобретённые знания. Поэтому с уверенностью могу говорить, что экспедиция была для меня познавательной, развивающей и, что самое главное, интересной. Без сомнения, копилка положительных впечатлений оказалась пополнена».                                                                                  

Алина Басараб, 2 курс филологического факультета НовГУ:

«Четырехчасовая поездка по окольным дорогам изрядно встряхнула всех пассажиров синей газели, но настроение было приподнятое благодаря одному из путешественников — собаке, которая подобно сурикату бегала за всеми на задних лапках на каждой остановке. Приятные впечатления от созданных для нашего проживания условий не испортила даже пасмурная погода. Село оказалось довольно маленьким, небрежно укрытым зарослями борщевика. Так началась наша практика, и уже по первому дню мы поняли, что она обещает быть весьма веселой. 

                                                                                 

Первые дни были волнительными, но все же произвели на нас яркие впечатления, ведь с живыми историями о жизни старших поколений мы сталкиваемся не так часто. Здесь же, в Мошенском, порой очень подробно рассказывали истории из прошлого. Нам оставалось лишь внимательно следить за ходом повествования и при необходимости плавно направлять его в нужное русло. Кроме того, нам очень повезло, потому как в первые дни (а именно на второй день в деревне Кабожа) посчастливилось поговорить с Прасковьей Ивановной и Анной Егоровной. В ходе беседы с ними мы впервые вживую услышали звучание частушек. Это сыграло немаловажную роль в дальнейшей нашей работе, ведь с этого дня мы чуть глубже окунулись в минувшие года, стали иметь представление о том, как звучат эти короткие песни, о мелодиях которых мы только догадывались при чтении текстов. Следует отметить, что со многими частушками мы столкнулись впервые, большинство из них – «С картинками», или, как называют их местные, «озорные».                                                                                

Мы побывали в пустующей деревне Красная Гора, где услышали интересную версию того, почему нельзя есть яблоки до Яблочного Спаса – если отведать их до праздника, то «там» родителям их не дадут. Посетили и Меглецы, где наиболее подробно услышали про Иванов день и знахарей.

В деревне Сбоево Нина Глебовна и Василий Тимофеевич рассказали о нашествии Литвы, о топонимах различных мест в деревне: гора Поклонница, место покоса Епрево и др. Поведали о событиях, которым сами были свидетелями. Это – местная современная легенда Чупакабра. Сообщили они и о «знающей» бабушке, которая помогала людям «по скотине». 

                                                          

В расположенной на возвышенности деревне Фалалеево мы познакомились с Алексеем Степановичем, человеком, от которого впервые так много услышали о свадебном обряде, традиции которого настолько угасли, что большинство вопросов к информантам на эту тему оставались без ответа. Однако, встреча с Алексеем Степановичем доказала, что данный обряд все же нельзя оставлять без внимания при опросах.

В деревнях, находящихся в шаговой доступности с районным центром (д. Шипино и д. Слоптово), нам тоже повезло. Валентина Яковлевна вспомнила то, о чем в этом районе рассказывали довольно редко - как ее бабушка к весне пекла печенье в виде птичек, в одной из которых обязательно должна была быть монетка. Тамара Павловна рассказала интересные былички о чертях. Тепло принявшая нас Надежда Алексеевна мало того, что исполнила нам множество различных песен, так еще и объяснила некоторые детские игры того времени. Долгая беседа была разбавлена ею забавными анекдотами (которые не менее забавно пояснялись).

В самом Мошенском тоже был обнаружен богатый материал. Из разговора с Анастасией Яковлевной и Татьяной Андреевной были сделаны записи буквально на каждую тему, в том числе и на свадебный обряд – записаны несколько свадебных песен.

Трудно упомянуть все интересное, что мы узнали здесь, ведь каждая беседа была познавательной, каждый опрашиваемый говорил что-то удивительное. С каждым днем мы все больше проникались духом старинных традиций, все яснее осознавали, что не просто задаем определенные заранее вопросы, а пишем историю. К окончанию отведенного нам времени важность происходящего подгоняла нас задавать больше вопросов, не сдаваться, если что-то рассказчик не может вспомнить или не хочет говорить. Мы научились вести беседу самостоятельно, задавая наводящие вопросы и давая информантам понять искренность нашего любопытства.                                                                                      

За время, проведенное в селе Мошенское, помимо всего прочего, мы стали понимать, что и сами являемся частью истории. Постепенно наш уклад жизни канет в лету, и, вероятно, для будущих поколений он будет также удивителен, как сейчас для нас все услышанное от опрашиваемых. Поэтому очень важно жить каждым моментом и интересоваться всем, что происходит вокруг нас».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: