ГлавнаяСтатьиАлександр Назаркин: "Всё из традиционной народной культуры"
Опубликовано 25.08.2014 в 10:55, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Марина Колбая)
Показов: 688

Александр Назаркин: "Всё из традиционной народной культуры"

Было время, когда народный театр был неотъемлемой частью жизни деревенского жителя, а до известной поры и простого горожанина. Это было не просто развлечение, потеха между буднями, а проверка на смекалку, умение общаться и знание традиций. Но меняются времена, меняются игры и игрушки и народный театр в том виде и с тем предназначением, о котором сейчас могут рассказать ученые-фольклористы, был утрачен. Сейчас попытки воскресить старинное искусство и сделать его живым стали и достоянием публики. После фестиваля «Игры и люди» заведующий сектором игры и игрушки Дома народного творчества Александр Назаркин рассказал читателям ОК-журнала о современном состоянии этого направления.

Александр Назаркин народный театр медведь

Александр Дмитриевич, расскажите, пожалуйста, каким был ваш путь к народному театру?

Путь был долгим. То, что видели на фестивале, лишь одна из сторон моей деятельности. Для него мы собрали коллектив, назвали его скоморошья артель «Фома и Ерема» и показали интермедию, которая была традиционной для ярмарочных гуляний и празднеств народного календаря, когда ходили медведчики, разыгрывая «медвежью комедь». Когда-то ведь были живые медведи, настоящие ученые животные. В общем, мы занимаемся возрождением народной игровой культуры. Игровая культура - это очень широкий сегмент в нашей отечественной культуре, и он самый древний. Из него произрастают все остальные высокие виды искусств. Цирк, кукольный театр, драматический театр… Вы в детстве в игры играли?

Конечно.

- К народным играм ребенок приобщается с детства. Первый вид деятельности ребенка – игра с погремушкой, которую ему вешают в люльку. И вот таким образом по жизни он просто включается в разные аспекты игровой культуры. Если говорить о религиозных мистериях, так они тоже вышли оттуда. Всё из традиционной народной культуры. И мы ратуем за то, чтобы она не угасала. Я занимаюсь популяризацией народной игры среди детей, подростков, молодежи, у меня есть к этому научный подход. Есть большое собрание игр, игрушек, игрового инвентаря, которое имеет музейную оснащенность. Они демонстрируются в музее игры и игрушки в Доме народного творчества на улице Бредова-Звериной. Здесь я могу наглядно показать предметное развитие той или иной игры, проследить её эволюцию. Те же самые коньки, например. Сегодня мы узнали что археологи нашли костяные коньки XII века. На Новгородчине до середины XX века еще использовали деревянные самодельные коньки, которые рубились топором из березы, вязались веревочками и на них катались, у меня есть такие. А потом уже к ним приделывали металлический прут, чтобы был скользящий полоз, который катится по льду. Крестьяне просили кузнеца, чтобы он сковал полоз, на березовый брусочек он его насаживал и всё, это были коньки.

Александр Назаркин народный театр медведь

Кто ваш обычный зритель?

Наша «Медвежья комедь» – это уже элемент театрализованного представления. Обычно мы работаем в другой среде, со случайной уличной публикой. Мы выходим в народ и кого встречаем, с тем и общаемся.

И как публика принимает такой подход?

Тут многое зависит от актерских способностей. От способности к коммуникации, к общению, от умения слышать, видеть и гнуть свою линию. У меня есть стратегия действия. Мой компаньон знает, какие песни мы будем играть, каким будет сценарный ход. Но он может варьироваться, могут быть нюансы. Например, сегодня на сцене я рассчитывал «полечить» женщину, а вышел мужчина и, кстати, подыграл. Включился, понял игровую природу, могло даже сложиться впечатление, что он «подсадной». Потому что он уловил стихию. Это говорит о том, что народ наш творчески одаренный. Когда я выхожу, то рассчитываю, что всегда найду какого-нибудь человека, с которым налажу контакт.

Александр Назаркин народный театр медведь

Пользуетесь какими-нибудь древними инструментами, реквизитом?

У меня была пастушья барабанка, при изготовлении которой использована ель. Она сделана особым способом, чтобы у нее была некоторая тональность. На краю один звук, а к центру уже другой. У компаньона кожаная скоморошья маска. Сделана по образцу найденному при раскопках новгородскими археологами. А шкура медведя у нас настоящая, действительно медвежья. Охота всегда была важным промыслом. Мужчина должен был уметь ловить рыбу, охотится. А медведь - это не то мясо, которое потребляли в повседневной жизни. Но если он попадался, то его брали, добыть медведя считалось охотничьей доблестью. В нашей интермедии медведь не хищник, который может навредить. Мы развенчиваем такое представление, показывая его весёлым, игривым и добрым.

Как вы оцениваете состояние современной культуры?

Каждому соответствуют свое звучание, свои ритмы, потому я отношусь, как современник. Я ведь живу среди этих звуков. Что-то диссонирует с моими предпочтениями, музыка ведь все равно настраивает на определенное мироощущение. Я не представляю, как можно пойти на дискотеку и в диком ритме при ужасном освещении там тусоваться. Ну, это такой экстрим, молодому возрасту это свойственно, потому что молодой возраст не ощущает границ своих возможностей, он себя испытывает. Это все приходит с годами. Когда я учился в школе, был в молодежной среде и тоже интересовался разным. По мере взросления стал смотреть шире на мир. Сейчас предпочитаю семейные торжества, где мой сосед играет на балалайке, еще один на гармошке, и мы поём песню, которая нас объединяет.

Приходится ли как-то адаптироваться к современности?

В каких-то моментах да. Я учитываю то, в каких обстоятельствах выхожу. Нас приглашают на свадьбу, например, просят провести ее в народном стиле. Здесь без современных понятий никак. Или какой-то тематический вечер, когда приезжают туристы, и мы им показываем новгородскую вечерку, как на Новгородчине веселились еще лет 50 назад.

Александр Назаркин народный театр медведь

Значит, спрос есть?

Есть, сейчас уже пойдет речь об актуальности, связанной с некой культурной политикой. Этот фестиваль – тоже культурная политика. Фестиваль традиционной народной игровой культуры сейчас первый в расчете на то, что он будет набирать силу. И он может включать в себя разные направления игровой культуры в разных проявлениях. Есть просто уличные народные игры, есть состязания, которые включают в себя и ристалища, и единоборства, и так далее. Могут быть уличные театры, карнавалы. Все это относится к игровой культуре. Фольклорно-этнографические обрядовые театры, где любая песня или любой обряд разыгрываются. И спрос на это есть. Когда приезжает туристическая группа, им показывают достопримечательности, в свободное вечернее время предлагают культурную программу. А для этого приглашают людей знающих и умеющих, фольклорные коллективы. Но у нас мало фольклорных коллективов, которые восприняли традицию из первых уст. В музыкальной школе они должны получить ориентир, обучиться музыкальной грамоте и получить нужные навыки. А если говорить о продолжении исконной традиции, то механизм известен, её нужно перенимать от живого исполнителя. К сожалению, сейчас уходят из жизни поющие бабушки и дедушки. Но благодаря исследователям и экспедициям, успевшим что-то записать, мы хотя бы с фонограммы можем что-то воспроизвести. Буквально год назад была последняя наша экспедиция в Пестовский район. Так и формируется репертуар, с которым мы выходим к своим зрителям.

Фото: Сергей Козлов

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: