ГлавнаяСтатьи«Жан и Беатрис», Такой театр
De Theatro:
Петербургский «Такой театр»
Опубликовано 10.08.2017 в 13:30, статья, раздел Искусство, рубрика De Theatro
автор: Мария Тетрарх
Показов: 296

«Жан и Беатрис», Такой театр

Весной 2017 года на сцене театра Особняк состоялась премьера возобновленного спектакля Такого театра «Жан и Беатрис». Впервые спектакль вышел в свет в 2006 году, постановщиками и исполнителями ролей Жана и Беатрис выступили Александр Баргман и Анна Вартаньян. В новой постановке Жана играет Игорь Грабузов.

«Жан и Беатрис» – пьеса канадской француженки Кароль Фрешетт, написанная в 2002 году. Где-то я прочитала, что это пьеса – индустриальная сказка о любви и одиночестве, наверное, так оно и есть. 

Жан и Беатрис

Спектакль длится два часа с одним антрактом. Декорации – пластиковые бутылки и бойлеры для кулера, из них сделано почти все – кровати, стулья, часы, светильники. Они будто являются метафорой современному миру, в котором человек одинок среди бесконечных каменных джунглей и мусора.

На сцене два героя – Жан и Беатрис, с первых же секунд их появления понятно, что они оба глубоко несчастны. Жана выдает резкость движений и грубые фразы, Беатрис ее наигранная легкость и летающий взгляд. Жан пришел к Беатрис по объявлению - «Молодая наследница в здравом уме и ясном рассудке никогда никого не любившая… ищет мужчину, который сумеет ее заинтересовать, взволновать и обольстить. В порядке перечисления. За весомое вознаграждение». В общем-то, все самое интересное происходит после этого.

Чтобы сохранить интригу, я опущу пересказ пьесы, а остановлюсь на игре актеров и послевкусии. 

Жан и Беатрис

Перед артистами стояла сложная задача – показать за два часа трансформацию характеров и поведения героев, оказавшихся в непривычной для себя ситуации. Казалось бы, перед каждым актером в любом, даже самом посредственном спектакле стоит подобная задача. Но нет, Анне Вартаньян и Игорю Грабузову необходимо было сбросить маски со своих героев и показать, что они обычные мальчик и девочка, о которых никто не заботится. И я считаю, что у них это получилось.

Анне Вартаньян удалось правильно расставить акценты, с одной стороны, ее Беатрис сильная и независимая, а с другой – ранимая и нежная. Если в начале спектакля Беатрис казалась просто городской сумасшедшей, то к середине первой части зритель уже понимал, что такое поведение – всего лишь маска, защита от несправедливого мира. 

Жан и Беатрис

На Жана мое внимание было направлено с первой и до последней минуты, если до этого спектакля я видела Игоря Грабузова в эпизодических и несерьезных ролях, то эта роль стала для меня открытием. Во-первых, я верила Жану, понимала его поведение и страх быть снова пойманным в сети, во-вторых, Игорь Грабузов обладает хорошей мужской харизмой, отчасти, поэтому я понимала желание Беатрис обладать им, любить его.

Жан и Беатрис – это спектакль не о встрече двух одиночеств, это трагедия, это ода одиночеству. Он не только о том, что как бы человек не хотел, он не сможет заставить кого-либо себя полюбить, но и о том, что нужно рисковать, нужно влюбляться, нужно пытаться найти своего человека. Иначе, зачем это все? 

Жан и Беатрис

Спектакль заканчивается тем, что Жан ломает стену и уходит. Но зритель понимает, что сломать стену невозможно и это очередной обман. И значит тогда, тогда есть надежда, что он все-таки полюбил Беатрис.

Этот спектакль произвел на меня хорошее впечатление, актеры играли великолепно, Игорь Грабузов открылся для меня с новой стороны и я буду наблюдать за ним дальше.

А еще «Жан и Беатрис» Такого театра получился очень легким и воздушным спектаклем, после которого хочется парить и влюбляться.

Фото: Александр Коптяев. 

Другие статьи автора

Подписывайтесь на наши социальные сети: