ГлавнаяСтатьиПетр Иванович, на выход!
Опубликовано 14.08.2014 в 12:37, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 1012

Петр Иванович, на выход!

«Петрушечный десант» уже не в первый раз высаживается на Новгородской земле за последние несколько лет. Но почему-то организаторам приходится будто начинать сначала. Театр Петрушки, как и более 300 лет назад, публикой воспринимается как что-то экзотическое. Впрочем, Первый Межрегиональный фестиваль народной игровой культуры «Игры и люди», организованный департаментом культуры и туризма Новгородской области при поддержке Новгородского музея-заповедника и Дома народного творчества 9 и 10 августа, в очередной раз напомнил, что старинный культурный слой гораздо к нам ближе, чем можно было подумать. Традиционное представление начинается с того, что зрители должны разбудить главного героя. Попробуем и мы. Петр Иванович, здравствуйте!

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Справедливости ради стоит отметить, что любительские коллективы, пытающиеся сохранять театр Петрушки, в Новгородской области есть. Несколько лет назад Областной Дом народного творчества даже проводил серию семинаров для руководителей театров кукол при участии Александра Стависского, знаменитого педагога и режиссера, преподавателя Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Но, к сожалению, любители не могут так громко заявить о себе, как профессионалы. Вот и на минувшем фестивале были представлены пять театров из Санкт-Петербурга, которые уже завоевали признание, в том числе и на мировом уровне.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Несмотря на то, что Петрушка кажется до боли русским персонажем, происхождение у него европейское. Потомки древнерусских скоморохов переняли у итальянского Пульчинеллы, французского Полишинеля, английского Панча сам принцип петрушечного театра в конце XVII века. Но это только историческая справедливость, не более того. Как и справедливым было бы сказать, что китайский народный кукольный театр по виртуозности оставил позади всех остальных. Как и у его предков, у Петрушки постоянно были проблемы с властью светской и церковной, его поносили за грубость образованные слои и обожали за смелость в народе. Впрочем, уже к концу XIX века многие деятели искусства стали задумываться об истинном смысле петрушкиных драк с Доктором, Жандармом и прочими персонажами.

Но Петра Ивановича, получившего фамилию Уксусов, на русской почве ждала еще одна напасть. В XX веке официальное советское искусство преобразило Петрушку в детского сказочного персонажа, наложив фактически запрет на его первородный облик и историю. Героя не только лишили инфернального вида – огромного носа, горба, растянутого в полубезумной улыбке рта, но и самой потусторонней сущности, позволявшей ему обманывать Смерть, чертей и восставать из мертвых. Собственно, само искусство театра кукол было отдано во власть безобидного и умилительного развлекательно-воспитательного инструмента для подрастающего поколения, но это уже другая история… Даже сегодня, когда одни из самых лучших мастеров театра кукол пытаются вернуть Петру Ивановичу изначальный облик, приходится идти на некий компромисс и прилаживать старинное искусство к ребятне, толпящейся у ширмы. И, как показывает театральная жизнь, дети оказываются самыми благодарными зрителями, в отличие от раздосадованных и смущенных взрослых. Прогуляемся же теперь по фестивалю «Игры и люди» и посмотрим, как живет сегодня настоящий балаганный Петрушка.

Открывал фестиваль в Старой Руссе театр «КукАртель». Алексей и Антонина Шишигины, играющие представление «Наше вам с кисточкой!», являются учениками Александра Яновича Стависского, одного из лидеров возрождения театра Петрушки в Санкт-Петербурге. Артисты работают в традиционной ширме-балагане, который относительно быстро можно собрать и установить на городской или деревенской улице. У него есть одна хитрость – кукольника в ширме не видно (разве только мелькнет макушка), а он видит зрителей и их реакцию. Конечно, это позволяет гораздо интереснее общаться с публикой от имени куклы, создавая полный эффект оживления. Но в старину у этой хитрости был и другой практический момент – не всегда народ благосклонно встречал артиста, да и блюстители порядка могли помешать. Так что наблюдение за публикой было еще и вопросом свободы, целости и сохранности актеров. Но поскольку истинное мастерство кукольника требовало от него управления двумя, тремя, а то и более персонажами одновременно, то на помощь приходил Музыкант. Напарник петрушечника не только «разогревал» публику, озвучивал разными шумовыми эффектами и мелодиями представление, вступал в диалог с персонажами, но и зорко следил за толпой.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Самое изумительное в этом театре то, что нехитрые, намеренно грубоватые, карикатурные куклы одушевляются, как редко можно встретить в театре кукол. Артист не только на разные голоса озвучивает героев, но и использует пищик – особую металлическую пластинку, подарившую Петрушке знаменитый пронзительный голосок. Дух захватывает от того, как один-единственный исполнитель, перекатывая пищик во рту, бойко пререкается с народным героем и даже дерется с ним. Ведь оживить Петрушку – это не только дело техники и мастерства. От имени этого персонажа можно сказать любую скабрезность, политическую и общественную сатиру, изобразить неприличный жест, которые не позволены простому смертному человеку. Ведь не привлечешь же к уголовной ответственности деревянную голову с тряпичным телом? Такой вариант Петрушки на фестивале показали Александр Лоскутов («Петрушкин БалаганЪ») и Всеволод Мизенин («Папьемашенники»).

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Откуда же берутся сюжеты? Поскольку устная традиция практически прервалась в один исторический момент, на помощь приходят свидетельства очевидцев. К слову сказать, и некоторые деятели искусства прошлого пытались писать для театра Петрушки. «Я цыган Мора из цыганского хора, пою басом, запиваю квасом», - слышалось в представлении Александра Лоскутова. Эту фразу можно найти у режиссера и драматурга Е.В. Сперанского, видевшего Петрушку в начале XX века перед началом Первой мировой войны. О том, как Петрушка торгует лошадь у Цыгана, пытается научиться на ней ездить. О том, как заболевшего Петрушку приходит лечить Доктор (естественно, у петербуржцев он был из-под Каменного моста). О том, как забияку пытается поймать Полицейский за драки и нарушение общественного порядка. О том, как Черт пытается одолеть Петра Ивановича. Всё это можно считать традицией, которая не потеряла своей если не актуальности, то юмора точно. Глубинный страх перед шарлатанами-врачами, неприязнь к несправедливым стражам порядка, к вороватым торговцам живет в нас до сих пор. А сделать традицию близкой вполне может балагурство, ловко сочетающее традиционные присказки, стилизованные под фольклорные зазывалки и современные реалии, понятия, сленговые словечки нынешней молодежи.

Несмотря на то, что в запасе у петрушечников десятки разнообразных реприз и кукол, петербургские театры решили показать свои варианты практически одинаковых сюжетов. В рамках фестиваля это позволило увидеть и зерно традиции, и то, как оно разворачивается на практике.

Например, обаятельный пучеглазый дракон у Всеволода Мизенина – это вариант собаки, показанной театром «КукАртель». В обоих случаях Петрушка сначала на радость публике убегает от чудовища (и бывает, конечно, проглоченным), а затем лихо его дрессирует.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

А Доктор у Александра Лоскутова самый интеллигентный, истинно петербургский аптекарь. Зато у Алексея Шишигина Доктор бегает за Петрушкой с бензопилой, за что победивший Петрушка устраивает ему шутовские похороны в черной коробочке, которая в иных вариантах выглядит именно как гроб.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

А вот Михаил Васильев и Николай Огарков из театра «МиНи» решили всерьез осовременить Петрушку. Пестрый ситец на ширме сменила аляповатая синтетика.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Вместо резиновой груши зрителей поливало водой хитроумное устройство из пластиковых труб.

Музыкант (Николай Огарков) оказался оснащен не колесной лирой или трещотками, а целым оркестром. На выход полицейского звучала мелодия из сериала «Улицы разбитых фонарей». Скоморошья фольклорная манера уступила место цирковой клоунаде. Наконец, появился новый персонаж – гламурный продюсер Валентин. Мало того, целая интермедия недвусмысленно намекала на темы, открыто порицаемые и цензурированные новым российским законодательством.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Самое поразительное, что одетый не в красную косоворотку, а в малиновый балахон Петрушка ничем не отличался от других своих петербургских сородичей – был столь же драчлив, жизнерадостен, остроумен, сохраняя многовековую атмосферу народного театра.

Как уже отмечалось, ширма-балаган одинаково органично смотрится и на деревенской улице «Витославлиц», и на городском торжище Ярославова дворища (площадка «Губерния»).

А по заказу организаторов фестиваля «Игры и люди» Алексей и Антонина Шишигины как участники объединения «Трынь-трава» привезли другой вариант ширмы, будто сошедший со знаменитой гравюры.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и людиПремьера представления «Народная потеха» была сыграна в ширме-юбке, с которой старинные петрушечники ходили по деревням. Сюжеты здесь разворачивались знакомые, но вот техника работы на краю «юбки», смена кукол-персонажей и другие тонкости требуют от исполнителя совсем иного подхода. Такой вариант ширм сегодня практически не встречается, но благодаря новгородскому фестивалю петербургские артисты займутся ее совершенствованием. В такой «юбке» артист как бы превращается в нового персонажа, сравнимого с избушкой на курьих ножках. Он может наиболее близко взаимодействовать с публикой, придумывать новые репризы и номера.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди
Главное не покорить коня, а найти взаимпонимание.

А вот новгородцы в ответ показали другие виды народного театра. К сожалению, народная драма сегодня в России еще более редкая форма, чем театр Петрушки. Но Игорь Петров и театр интерактивных представлений «Сказ» представил современный вариант театрализованной игры. Представление «Преданья старины глубокой» - это стилизованный пересказ легенд о происхождении Новгорода, появления названий реки Волхов и озера Ильмень…

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Узорчатые «боярские» костюмы, роскошные куклы на палках говорят более о фэнтезийной, сказочной красоте мифической Руси. А интерактивность заключается в том, что зрители сами могут стать персонажами легенд, выполняя манипуляции с куклами по наводке ведущих. Укладываясь строго в рамки сценария, представление не требует от участников импровизации, но четкого, практически ритуального выполнения программируемых действий.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Практически реконструкцию показала скоморошья артель «Фома и Ерема» под руководством Александра Назаркина.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Еще один вид народной потехи – скоморох и медведь – был представлен в достаточно позднем варианте, когда живого медведя заменил артист в шкуре и скоморошьей маске. Но сюжет остался прежним. Медведь веселил публику, пародируя жизненные ситуации и человеческие типы. А скоморох исполнял частушки, в которых тоже звучали грубый юмор и сатира на злобу дня.

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Сами профессионалы сетуют, что народный театр скорее мертв, чем жив. Но упорно продолжают свое нелегкое дело. Со стороны же зрителя все обстоит гораздо оптимистичнее. Зрители с энтузиазмом включаются в игру с артистами. Не скупятся на денежные благодарности. Заказывают представления на семейные торжества и корпоративные праздники. То есть, возвращают Петрушку в лоно подлинной народной культуры.

Как благодарили Петрушку:

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Как дети встречали Петрушку:

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

А вот так замужние женщины танцевали с народным героем:

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

А еще у Петра Ивановича были дети:

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

И совершенно домашний очаровательный дракон:

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Иногда во время представления случаются поломки, с которыми разбираться приходится чудесно ожившим куклам:

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

А еще говорят, что куклы похожи на своих создателей. Как вы думаете?

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

И финальный подарок от петербургского петрушечного братства, частушечный экспромт:

театр петрушки санкт-петербург великий новгород игры и люди

Фото автора

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: