ГлавнаяСтатьи«Русский с эфиопом братья навек!» или приключения советских раллистов на «Высокогорном ралли» 1967 года
Опубликовано 5.08.2017 в 07:30, статья, раздел Технологии, рубрика Средство передвижения
автор: ОК-журнал (TrunkMonkeys)
Показов: 461

«Русский с эфиопом братья навек!» или приключения советских раллистов на «Высокогорном ралли» 1967 года

Публикую главы из книги «Дорогами жизни и ралли» знаменитого гонщика Уно Аавы. Перевод книги на русский язык выполнен Алексеем Рогачевым, с его же любезного согласия эти отрывки и публикую.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (1).jpg

«...В середине октября 1966 года пришло письмо из Центрального автомотоклуба СССР с просьбой, но не приказом командировать меня в Москву в состав сборной Советского Союза для участия в IV «Высокогорном ралли» в Эфиопии. Ориентировочно продолжительность командировки составляла два месяца. Выступать предполагалось на двух «Волгах» и одном «Москвиче-408». Автомобили для ралли надо было выбрать среди тех, которые находились в продаже в эфиопской столице Аддис-Абебе, а с собой мы брали только двигатели.

Выяснилось, что я буду выступать вместе с Виктором Щавелевым. Главной целью нашего выступления было поднятие репутации советских автомобилей. В Эфиопии во множестве продавались «Москвичи» и «Волги», но многие из них простаивали из-за каких-то неисправностей, и уровень продаж упал, так как не было условий для их ремонта и технического обслуживания и существовал дефицит запчастей.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (2).jpg

Эфиопское «Высокогорное ралли» (Fourth Ethiopian Highland Rally) проводилось 7-10 декабря 1967 г. в четвертый раз. Год от года эти соревнования становились все популярнее. В 1966 году местный раллийный комитет, покровителем которого был кронпринц Эфиопии Мерид Азмах Асфау Уоссен, решил пригласить на ралли советскую команду.

Приготовления к долгому пути начались в конце сентября 1967 года. Выступление в незнакомой стране в особенно тяжелых условиях было нелегкой задачей. Было известно, что трасса пройдет по высокогорьям и бездорожью саванн. По первоначальному плану мы должны были стартовать на двух «Волгах» и одном «Москвиче». В состав первого экипажа вошли москвичи Сергей Тенишев и Валерий Кислых, второго — львовские спортсмены Борис Ревякин и Эдуард Баженов, третьего — Виктор Щавелев и я.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (3).jpg

Вечером 25 октября мы вылетели из Москвы и две пересадки спустя прибыли в столицу одного из старейших государств Африки. Нас ожидали представители советского посольства и совместной советско-эфиопской фирмы «Эфсо»: «Добро пожаловать!», дружеские рукопожатия, цветы.

Сезон дождей только что закончился, а термометр показывал +30. Нам, дебютантам, надо было запомнить много полезных вещей. Лучшими автомобилями в предыдущем ралли были «Мерседес-Бенц», «Фольксваген», СААБ, «Пежо» и «Рено». Прошлогодние победители, местные спортсмены У. Хайлер и К. Э. Сёдерберг, тщательно готовили свой «Рено» к новым соревнованиям. Предыдущее ралли было особенно тяжелым. Из 29 экипажей, помимо Хайлера с Сёдербергом, норму времени сумела выполнить только одна машина — «Пежо-404», на которой выступали греки П. Мириалис и П. Арсиеро, а помимо них, Аддис-Абебы достигли еще только три (!) автомобиля. Мы с удивлением услышали, что греки решили на этот раз стартовать на «Волге».

IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (4).jpgВиктор Щавелев, Уно Аава и ’Москвич’

На следующее утро начались приготовления. Мы знали, что ждет нас впереди, и поэтому использовали каждую возможность потренироваться. Со склада «Эфсо» нам выдали пять совершенно новых «Волг» и один «Москвич». Виктору Щавелеву понравился снежно-белый «Москвич», который и стал нашим раллийным автомобилем. В окрестностях Аддис-Абебы мы проехали на нем первую пару сотен километров. Затем мы установили на него привезенный из Москвы двигатель, и можно было начинать обследование первого 1150-километрового круга.

Всего маршрут состоял из трех кругов. Лишь 17 километров мы прошли по асфальту, а затем начались мучения. На покрытой щебенкой дороге с глубокими колеями автомобили царапали дорогу днищем. На 117-километровом отрезке пути не было ни единого моста. Пять раз мы преодолевали реки вброд, когда вода часто доходила до уровня сидений. От центра провинции Бутаджира начался стокилометровый отрезок маршрута по бездорожью саванны.

IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (5).jpg
Типичная картинка Аддис-Абебы середины 60-х. Уж не ’Волга’ ли там едет?!

Теперь мы почувствовали, что находимся в настоящей Африке. Сезон дождей завершился только недавно, и земля размокла. Машины проваливались в ямы, полные грязи. Мы были в грязи с головы до ног и с трудом продвигались вперед. Но куда? Ни одного ориентира не было, не говоря уже о дорогах. К счастью, мы встретили полицейского-амхара, который согласился показать нам дорогу до деревни Бульбула, где во время ралли будет располагаться контрольный пункт.

По пути мы всеми возможными способами отмечали направление движения: вырубали топорами засечки на деревьях, складывали пирамиды из камней, составляли точную легенду. Наш гид не ошибся: мы прибыли на место по кратчайшей дороге. За саванной последовали восемьдесят километров по асфальту, затем снова бездорожье, но уже по твердому грунту. Мы вернулись обратно в Аддис-Абебу.

Раллийные автомобили, которые еще не были как следует подготовлены к соревнованиям, портить смысла не было. Поэтому для дальнейшей разведки маршрута мы взяли два ГАЗ-69. Эти полноприводные автомобили в Эфиопии очень ценили. Второй отрезок первого круга привел нас в районы, где выращивали кофе, плантации которого поднимались до высоты 3000 м. Готовую продукцию перевозили по горным дорогам, вымощенным гравием; по ним худо-бедно можно было ехать, и особых неприятностей не случилось.

IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (6).jpgГАЗ-69 на котором проходила разведка трассы

Следующий этап в высокогорных саваннах был особенно трудным. Подъемы иногда были настолько круты, что автомобили с трудом могли забраться наверх, а на обветшавших мостах им постоянно грозила опасность падения. Во время переезда через одну мутную речку ГАЗ остановился посередине: уровень воды поднялся выше колес, и вентилятор забрызгал систему зажигания. Нам пришлось вылезать в воду и толкать машину, в то время как другой ГАЗ на берегу тянул ее на буксире назад. Машина так глубоко увязла в грязи, что наших сил оказалось недостаточно, и мы позвали на помощь местных пастухов.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (8).jpg

На последнем отрезке первого круга мы блуждали среди банановых и цитрусовых плантаций. Мосты через оросительные каналы не строили — как их переехать, каждый должен был думать сам. Перед концом круга мы еще раз поднялись в горы. С трехкилометровой горы Энтото открылся живописный вид на утопающую в зелени Аддис-Абебу.

Небольшой отдых, приведение машин в порядок — и снова в путь. Маршрут вначале шел на юг, а потом на восток по проложенной итальянцами военной дороге. Земля была здесь усеяна обломками лавы, и ехать можно было едва-едва. В саванне мы сделали несколько отчаянных попыток обозначить дорогу, чтобы потом не сбиться с пути, особенно в ночной темноте.

Достигнув военной дороги, мы вздохнули с облегчением: все же это была дорога. Радость, однако, оказалась недолгой, так как магистраль, когда-то содержавшаяся в порядке, пришла в запустение, а мосты обветшали. Мы с трудом перебирались через быстрые горные речки и промоины в насыпи. В конце пути — Дыре-Дауа — мы остановились в особенно роскошной гостинице. Город был очень чист и красив. Хозяевами здесь были только белые, а аборигены — их слугами. Город окружали богатые плантации сахарного тростника, лимонов, бананов и мандаринов. Редкие у нас лакомства здесь были очень дешевы.

Третий круг (1280 км) начинался в Дыре-Дауа и шел по уже пройденным дорогам обратно до города Содэре, где были теплые бассейны с минеральной водой. Белые плавали, черные продавали билеты. Трасса ралли снова поворачивала к югу. Мы ехали по бездорожью и с большим трудом различали указатели пути. Обратный путь в Аддис-Абебу дался нам с меньшим трудом. Мы прошли все три тысячи километров тяжелого и сложного пути.

Чтобы проверить указатели по пути, на ГАЗах мы прошли маршрут еще раз. По пути нам встретились почти все соперники. День старта близился. Во время тренировок мы убедились, что машины требуется приспособить к местным условиям. На «Москвич» мы установили защиту картера, кузов подняли по возможности выше, смонтировали дополнительный топливный бак, электрический бензонасос и более мощный генератор. Также мы установили дополнительные фары и доработали сиденья. За день до старта мы представили свои автомобили технической комиссии. За нашими приготовлениями с большим интересом следили участники из других стран, так как «Волги» считались серьезными соперниками.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (7).jpg

Маленькие, но выносливые ’жуки’ были очень популярны в Эфиопии. И на обычных дорогах, и на трассах ралли. Рядом ’Волга’ Ревякина-Баженова

День старта превратился в Аддис-Абебе в большой праздник. Площадь Маскали, где обычно проводились праздники окончания сезона дождей, была украшена флагами. Специально сооруженная трибуна была заполнена болельщиками, как и улицы, которые вели к выезду из города. На площади выстроились тридцать три автомобиля в порядке номеров, определенном жеребьевкой. Машины одиннадцати марок: «Рено», «Пежо», «Волга», «Мерседес-Бенц», СААБ, «Форд», «Опель», ФИАТ, «Фольксваген», «Тойота» и «Москвич» — были готовы уйти в трехсуточный путь по трудному маршруту ралли.

Наступил долгожданный миг. Под звуки марша, исполняемого военным оркестром, на эстакаду под навесом въехал автомобиль под номером 1. Кронпринц Эфиопии Мерид Азмах Асфа Уоссен пожелал спортсменам успеха и поднял руку. В то же мгновение поднялся стартовый флаг, и темно-коричневый «Рено» помчался среди рядов зрителей к выезду из города. Каждые три минуты стартовый флаг поднимался снова.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (10).jpg

Среди советских автомобилей первой под номером 7 стартовала «Волга» Тенишева и Кислых. Номер греков был 10, Галкина и Терехина — 16, Ревякина и Баженова — 18, а Ипатенко и Брянского — 32. На боках нашего белого «Москвича» был нанесен номер 26. На первом 1150-километровом круге было всего 16 контрольных пунктов, куда участники должны прибывать в сроки, предусмотренные графиком. За раннее прибытие на КП не штрафовали.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (9).jpg

Правил дорожного движения в Эфиопии как будто не существовало — во всяком случае, о них никто никогда не упоминал. Уже на втором этапе (117 км, гравийное покрытие, средняя скорость 80 км/ч) начались неприятности. В крутом повороте лопнула шина, и я с трудом удержал автомобиль на дороге. Мы ругали шины «Мишлен», которые использовали только из-за большего размера, что позволяло приподнять кузов машины выше. Мы опоздали на шесть минут. К счастью, наша «техничка» ГАЗ-69 была на месте, и мы получили новые запасные шины.

Мы шли по легенде. Справа и слева мелькали пучки света от фар других машин. Мы приблизились к той, что шла впереди нас, и обогнали ее — это был ФИАТ под номером 30. У СААБа с поднятым капотом возился финский экипаж. Стояла и «Волга» Ревякина с Баженовым (18), у которых сломался рулевой сектор. Позднее выяснилось, что ралли на этом для них закончилось.

Глаза вглядывались в темноту. Мы старались объезжать большие камни, кусты и деревья. Мы хвалили свой «Москвич», и настроение стало подниматься. Но тут мы на полном ходу угодили в яму и услышали, как лопасти вентилятора проскрежетали по радиатору. Подняв капот, мы увидели, что из радиатора струей течет вода. Тут же на месте в кромешной темноте при свете переносной лампы мы стали снимать радиатор, зная, что сзади идет «Волга» с запасным. Мы считали, что ждем «Волгу» одни, но, подняв голову, я увидел стоящих у машины местных жителей в белых халатах и с копьями; их белые зубы блестели в темноте.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (11).jpg

На трассе попадались и такие болельщики...

Вскоре прибыла «Волга», мы быстро установили новый радиатор и продолжили свой путь. Пятнадцать минут драгоценного времени были все же потеряны. Перед контрольным пунктом мы в третий раз заменили колесо. Даже на следующем этапе на дороге с асфальтовым покрытием лопнула шина: на большой скорости в поворотах обломки лавы протыкали боковины.

И снова бездорожье — горная цепь. В тишине спящей в темноте саванны раздался монотонный гул моторов. Мы ехали с осторожностью, чтобы не ошибиться. Свет наших фар скрестился с другим. Мы сблизились — это оказались итальянцы на «Мерседесе». Вместе мы прошли несколько километров. По легенде у следующего большого валуна надо было повернуть направо, но «Мерседес» поехал прямо. Ехать следом? Мы все же повернули и не ошиблись. На КП мы опоздали на 28 минут, а итальянцы еще долго блуждали...

Последние 33 километра до Аддис-Абебы по асфальту были легкой прогулкой. Первая половина круга закончилась. Направляясь в Джимму, мы шли уже на «родных» шинах «Москвича». Теперь кузов сидел немного ниже, но поведение машины стало заметно лучше. Началась гравийная дорога (337 км, средняя скорость 95 км/ч), которая стала для нас самым удачным этапом. Приятно было ехать по горам перед восходом солнца — то над облаками, то под ними. Солнце встает в Африке очень быстро и разгоняет туман. В Джимму, центр района, производящего кофе, мы пришли при ярком солнечном свете. Перед нами туда прибыло 17 экипажей. Прошлогодние победители Хайлер и Сёдерберг на «Рено» опоздали меньше всех — на 40 минут — и вышли в лидеры. Мы опоздали на 1 час 13 минут.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (12).jpg

После трехчасового отдыха автомобили стартовали через три минуты в порядке прибытия. Первыми на очередной 207-километровый этап умчались лидеры. «Маленький белый», как прозвали наш «Москвич» соперники, ушел в дорогу 18-м. На этом этапе, проходившем по горным саваннам без дорог, ни один экипаж не смог выдержать график. Мы опоздали на 28 минут. Началась езда среди полей, через грязные канавы и речки. Хорошо, что был солнечный день — ночью тут не проехал бы ни один экипаж.

Так мы приблизились к последнему этапу. До Аддис-Абебы оставалось только 35 километров, и тут... на подъеме на крутой речной берег сломалась полуось, на берег мы выскочили с разгона. К счастью, у нас была с собой запасная. Мы трудились изо всех сил. Мимо нас прошли все экипажи. Чтобы продолжить ралли, мы должны были на финише первого круга проиграть лидеру не более трех часов. Сумеем ли мы это сделать или же вылетим из соревнований? Все с головы до ног в грязи, мы закончили работу и помчались вперед. На последних километрах на горе Энтото мы отчаянно рисковали. На контрольном пункте прошло 2 часа 50 минут со времени прибытия лидера, когда «Москвич» ворвался на площадь Маскали. «Маленького белого» здесь уже не ждали. Обступившая нас толпа закричала: «Русс, „Москвич“!» Автомобили были в пути 21 час.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (13).jpg

До Аддис-Абебы не добрались восемь экипажей, среди них и две «Волги». У греков также сломался рулевой сектор, машина перевернулась через крышу, и продолжать ралли было невозможно. С людьми, к счастью, ничего не случилось. Перевернулись еще две машины, остальные потерялись в саванне. Лидер — «Рено» под номером 15 — опаздывал на 50 минут, а лучшая пара наших — Тенишев и Кислых — была седьмой.

По графику после первого круга следовал трехчасовой отдых. Но мы примерно на столько же и опоздали и должны были сразу же готовиться к старту. Площадь Маскали была снова заполнена народом. Под звуки оркестра автомобили в порядке прибытия въезжали на эстакаду и отправлялись на 640-километровый второй круг.

Второй круг начался удачно. На 50-м километре мы обогнали две «Волги», немного позже — «Тойоту» и «Пежо». Но на КП мы сильно удивились: впереди оказались «Тойота» и «Пежо», которые мы обошли. Потом выяснилось, что они разведали трассу лучше, чем мы, и нашли сухое речное русло, по которому теперь и проехали. Когда мы выехали на магистраль Аддис-Абеба — Дыре-Дауа с гравийным и частично асфальтовым покрытием (так называемую военную дорогу), в темноте перед автомобилем выскочила гиена. На ее безобразной голове горели злобные глаза. Я затормозил. Испуганная гиена спрыгнула в кювет и исчезла.

Дорога становилась все хуже. На протяжении 90 км был только один нормальный мост, через остальные реки мостов не было. Мы ехали вброд, как получится. Чтобы отогнать сон, пили крепкий черный кофе, которого у нас собой было вдоволь. Мы сидели в машине уже двое суток. Перед окончанием круга мы обогнали «Тойоту» и два «Фольксвагена». Это окрыляло, и мы хвалили свой «Москвич» — было совершенно невероятно, что этот относительно легкий автомобиль выдерживает езду в столь тяжелых условиях. В Дыре-Дауа мы финишировали 13-ми, поднявшись на этом круге на 12 позиций вверх. Тенишев и Кислых поднялись в общем зачете на второе место. До Дыре-Дауа не дошли шесть экипажей.

Перед тем, как отправиться отдыхать, я обратил внимание, что на «Рено-16» лидеров меняли целиком весь передний мост на новый. Мы же ограничились только заменой амортизаторов. Наконец-то можно было девять часов отдохнуть.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (14).jpg

Интерес к ралли в Дыре-Дауа был также велик. На центральной площади ко времени старта собралось несколько тысяч человек. Вслед за «Рено» в путь ушла «Волга». Наши экипажи, как дебютантов, дружески приветствовали. Среди публики было немало местных горожан. Последний, решающий круг начался. Еще 1212,9 км, еще одни сутки. Мы шли в середине. Только 20 км нам удалось держаться в графике, а потом лопнула уже восьмая (!) шина. Пока мы меняли колесо, мимо прошли две «Волги». Мы успокаивающе помахали им руками. Дорога была пыльной, об обгоне нечего было и думать. Облако пыли закрыло даже солнце. И вдруг — языки пламени на обочине! Мы проехали мимо горящего «Пежо» под номером 9, который, как мы потом узнали, выгорел дотла. Экипаж успел выскочить в последнюю секунду.

Колеса шедших впереди автомобилей по-прежнему поднимали над дорогой огромную тучу пыли, в которой обгон был невозможен. Утешало только то, что следующий КП, находившийся в центре провинции Уэленчити, был теперь не за горами. Дорога становилась все хуже и хуже. Камни, вылетавшие из-под передних колес, непрерывно ударялись о кузов. Но «Москвич» держался молодцом. Этап мы завершили с небольшим запасом времени. Сэкономленные минуты здесь были особенно нужны. Местные жители устроили участникам чрезвычайно теплый прием. Апельсины и бананы просто сыпались в автомобили. Но самую большую радость доставляла холодная и чистая родниковая вода, которую мы пили с огромным наслаждением. Настроение поднялось — ведь до сих пор все шло хорошо. Но на пути к следующему контрольному пункту снова начались неудачи — порвался ремень вентилятора. Потерянные минуты, ушедшие на его замену, ходом отыграть мы не сумели.

Следующий этап снова проходил по бездорожью саванны. Мы ориентировались по своим знакам и легенде. Этап завершили точно по графику. Началась езда по асфальту. Мы выжимали из своего «маленького белого» все, и тут снова порвался ремень вентилятора. Мимо нас промчались «Волги». За десять километров до контрольного пункта мы опять заменили ремень. В дело пошел последний запасной. Мы переживали — только бы выдержал до конца этапа! Выдержал!IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (15).jpg

На контрольном пункте мы взяли в автомобиле технической помощи новые ремни — ведь оставалось пройти еще более пятисот километров. И снова гравийная дорога, кое-где с пугающими подъемами в гору. Несмотря на это, средняя скорость была задана равной 90 км/ч! Здесь нас несколько раз выручал электрический бензонасос. Штатный насос во время тренировок порой отказывал — ведь машина иногда становилась чуть ли не вертикально. Мы опоздали всего на одну минуту.

Предпоследний этап третьего круга заканчивался в центре провинции Ауаса. Мы ехали по гравийной дороге вдоль горных склонов. Здесь нас поджидала опасность вылететь с дороги в поворотах, что, как правило, заканчивалось катастрофой. Бурные потоки воды с гор сделали во время периода дождей свое дело: мы с трудом перебирались через промоины. Несмотря на все это, этап сложился удачно: мы снова обогнали «Волги», потом «Тойоту», а перед контрольным пунктом — еще и «Пежо». Промежуточного финиша в Ауасе мы достигли 14-ми. Таким образом, наш экипаж опустился только на одну позицию (порвавшиеся ремни вентилятора!).

До Аддис-Абебы оставалось только 370 км и шесть КП. Наш лучший экипаж на «Волге» — Тенишев и Кислых, — который был в Дыре-Дауа на втором месте, в Ауасу прибыл седьмым. Экипаж допустил ошибку в саванне и в поисках маршрута потерял драгоценные минуты. Как оказалось впоследствии, эта ошибка стала для них роковой — из-за нее они упустили победу в абсолютном зачете.

На рассвете третьего дня ралли машины отправились на последний, решающий отрезок маршрута. Впереди ждала Аддис-Абеба — финиш! Первую пару сотен километров мы прошли хорошо, имея даже небольшой запас времени. Но потом мы угодили в очередную яму и услышали под кузовом какой-то подозрительный шум. Оказалось, что вылетел крестовый шарнир карданного вала, и ехать дальше было невозможно. Мы сняли кардан и жестко закрепили вал. Это все, что можно было сделать в сложившейся ситуации. Пока мы стояли, мимо прошли «Волги», «Пежо», «Тойота» и «Фольксваген». Перед контрольным пунктом в Бутаджире мы настигли «Фольксваген», но все равно опоздали на 33 минуты. Наши нервы и темп езды были взвинчены до предела. Все больше давала о себе знать усталость.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (16).jpg

Второе место в общем зачете стало большим успехом для ’Волги’, а еще больше для ’Автоэкспорта’
Перед очередным контрольным пунктом нам с большим трудом удалось обогнать местный «Пежо», экипаж которого старался всячески нам помешать. Несколько раз мы шли бок о бок, и итальянцев постоянно выручали повороты. В какой-то маленькой деревушке дорога стала немного шире, и мы держали там скорость 120 км/ч. Во время этой дуэли мы шли очень мощно и настигли экипаж из ГДР на «Тойоте». С ним мы также справились. Перед асфальтовой дорогой, ведущей в Аддис-Абебу, мы еще раз свернули в саванну. Среди полей кое-где попадались непроходимые грязевые ямы. Даже машина технической помощи с бензином и запчастями застряла в грязи. Но «Москвич» упорно пробирался через все ямы.

Когда мы выехали на асфальт, бензина в баке оставалось совсем мало. Дотянем ли до следующего места дозаправки? Мы с тревогой следили за стрелкой указателя уровня топлива, которая уже не двигалась. Дотянули! «Москвич» с заглохшим двигателем вкатился на заправочную станцию. На последних 20 километрах перед Аддис-Абебой по сторонам дороги стояли ряды болельщиков. Нас встречали особенно тепло — ведь первой финишную черту пересекла «Волга» Тенишева и Кислых под номером 7. Позднее мы услышали, что на второй половине последнего круга они продемонстрировали поистине виртуозную езду. Среди луж и ям с грязью наши спортсмены продемонстрировали возможности свои и «Волги». Оставив всех позади, они под ликование толпы пришли в Аддис-Абебу первыми. Мы мчались к столице, все время сигналя и таким образом привлекая внимание стоявших по обочинам людей к «Москвичу» — надежному, закончившему соревнования автомобилю.IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (17).jpg

Успехи советских машин тут же попали в рекламные материалы местных дилеров
За трое суток мы прошли в необыкновенно тяжелых условиях три тысячи километров. Из 33 стартовавших экипажей финишировали только 18. Победителями в абсолютном зачете второй год подряд стали местные спортсмены В. Хайлер — К. Сёдерберг на «Рено-16» (опоздание 175 минут). Второе место заняли С. Тенишев — В. Кислых на «Волге» (227 минут), третье — местный экипаж Х. Грегер — А. Саггесе на «Рено» (230 минут). В классе свыше 2000 см³ лучшими были Тенишев и Кислых. Другой наш экипаж — А. Ипатенко и Ю. Брянский — стал четвертым, еще один — В. Галкин и А. Терехин — пятым. Щавелев и я были в общем зачете шестнадцатыми.

Имелся и командный зачет, для которого из пяти экипажей ралли должны были закончить три. Первое место досталось «Рено», второе — «Волге», третье — ФИАТу. Мы создали советскому спорту и автомобилестроению хорошую репутацию. Уже в день финиша в магазине «Эфсо» было больше покупателей, чем когда-либо ранее. Кроме того, наши «Волги» были после финиша ралли в полном порядке. О «Москвиче» этого, к сожалению, сказать было нельзя — к финишу он совершенно разваливался. Передний мост деформировался настолько, что при движении прямо руль был повернут на 180° против нормального положения, то есть спицы рулевого колеса смотрели вверх.

IV «Высокогорное ралли» в Эфиопии (18).jpgПосле окончания ралли на обсуждении в торгпредстве СССР в Эфиопии выступлению команды дали хорошую оценку. Но я был зол из-за решения судей, которое огласили через два дня после финиша. Наш результат аннулировался, так как мы в конце первого круга опоздали на КВ из-за замены полуоси. Вообще-то у нас не было опоздания и почему же нам тогда разрешили пройти еще два круга? Но Ипатенко не стал подавать протест, так как мы выполнили главную задачу — финишировали. Он сказал: «Пусть будет у вас 16-е место».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: