ГлавнаяСтатьиДорога к лидерству
Опубликовано 27.07.2017 в 14:24, статья, раздел Технологии, рубрика Дорога к лидерству
автор: ОК-журнал (Александр Пазгалов)
Показов: 519

Дорога к лидерству

Мы открываем новый большой раздел — «Технологии». Могут спросить: «Какое отношение имеет это научно-промышленное понятие к культуре?» — Самое прямое. С момента основания «Область культуры» позиционировал себя, как журнал о самовыражении и познании человеческой деятельности, направленной на созидание. Основой процветания экономики любой развитой страны в наше время является высокая культура производства, культура городского хозяйства определяет качества жизни горожан, для конструктора, например, критерий совершенства — культура веса его изделия, а уровень технологий строительства, ремесла в древности позволяет уже нашим современникам увидеть искусство и культуру прошлого, ощутить связь поколений.

микросхема

Сейчас наша страна переживает глобальный вызов: за четверть века мы практически «проели» и разбазарили гигантский научно-технический задел, доставшийся в наследство от СССР. Жить за счёт проедания минерально-сырьевых ресурсов — значит лишить будущего наших детей. «Золотому миллиарду» процветающая и мощная Россия не нужна, снабжать нас новейшими технологиями из альтруизма никто не будет. На этом пути нас ждёт участь сырьевого придатка, обслуживаемого сравнительно небольшим населением. И существующие в нашем обществе тенденции отнюдь не радуют. Так, во многие технических вузах налицо процесс деградации: катастрофически сокращается время изучения общетехнических дисциплин, разные предметы произвольно объединяются, а ведь это «язык» инженера. Выпусник вуза зачастую по уровню знаний не дотягивает до техника, научно-технические специальности не престижны у молодёжи. Это беда.

Но, кажется, у нашего общества появился шанс. Выбор Великого Новгорода для проведения премьер-министром Дмитрием Медведевым заседания президиума Совета при президенте по модернизации экономики и инновационному развитию в этом смысле обнадёживает. Так, создание и развитие системы современных инновационных площадок интеллектуального развития, досуга для детей и подростков на территории России, через систему технопарков «Кванториум» даёт определённую надежду и решение этой проблемы может стать настоящим национальнам проектом. Сможет ли этот проект содействовать ускоренному техническому развитию детей и реализации научно-технического потенциала российской молодежи, внедряя эффективные модели образования зависит от неравнодушных людей во власти и обществе. Задачи поставлены очень толково: «Создать систему научно-технического просвещения через привлечение детей и молодёжи к изучению и практическому применению наукоёмких технологий. Выстроить социальный лифт для молодежи, проявившей значительные таланты в научно-техническом творчестве. Обеспечить подготовку национально-ориентированного кадрового резерва для наукоемких и высокотехнологичных отраслей экономики РФ. Разработать и внедрить новый российский формат дополнительного образования детей в сфере инженерных наук. «К сожалению, наш недавний опыт говорит о том, что самую благородную цель можно заболтать, выхолостить, свести к формальным, „бумажным“ успехам и, в конечном счёте» загубить. 

В истории России наш город всегда отличался, если можно так выразиться, креативностью своих жителей. Поэтому, предложение врио губернатора Новгородской области Андрея Никитина сделать регион общероссийским полигоном для Национальной технологической инициативы (НТИ), так сказать, исторически мотивировано. Только что прошёл авиакосмический салон МАКС. Полёт над землёй, в космос, как у Циолковского, всегда начинается с мечты. Если человек что-то придумал, впоследствии он это сделает. Первое известное на Руси письменное сказание о путешествиипо воздуху на большой скорости относится к 12 веку. За одну ночь слетал в Иерусалим и вернулся в Новгород архиепископ Иоанн. Правда, в качестве летательного аппарата он использовал беса, но то, что кажется удивительным сейчас, представлялось достоверным его современнику. Здесь, кмк, важна сама идея о возможности полёта со скоростью сверхзвукового самолёта. Иоанн похоронен в Софийском соборе, именно при нём произошла битва новгородцев с суздальцами.

Полёты.jpg

 Сейчас на Новгородчине воздушным транспортом занимается, например, 123-й завод, представленный и на МАКСе. 

самолёт Старая Русса

О попытках русских людей подняться в небо засвидетельствовало ещё «Моление Даниила Заточника» (конец XII- начало XIII века): «...а иный летает с церкви, или с высокие полаты, паволочиты (шелковые) крилы имея...» Способ понятный: на Руси не было ни высоких гор, ни глубоких ущелий, а храмы были самыми высокими зданиями. В былинах о Добрыне (имевшем новгородского прототипа) и Алёше Поповиче (реально был богатырь Александр Попович, сражавшийся на стороне новгородцев) богатыри бьются против летающих врагов. И если у Добрыни противник — вполне сказочный «дракон», то Тугарин Змеевич нападает на Русь с воздуха, летя на «бумажных» (композитных) крыльях в окружении «огненных змеев. Алёша сначала сжигает крылья, а затем побеждает — чем не ПВО. Символично, что в наши дни защитников российского неба представляет входящее в КРЭТ новгородское объединение «КВАНТ». Квант

СофораА когда, в начале 90-х, вместе с Союзом, стала распадаться космическая отрасль, именно Новгород провёл представительную международную конференцию по крупногабаритным космическим объектам. На ней были представлены уникальные проекты. В ней приняли участие учёные и инженеры из королёвского КБ и Объединения им. Хруничева, ведущих космических организаций России, Украины и США, космонавты... 

Стоит упомянуть технологии новгородского судостроения, позволявшие ещё тысячу лет назад новгородским морякам ходить от Западной Европы до Оби. Устройство кораблей позволяло ходить как по рекам, так и по Северному Ледовитому океану до Груманта (Шпицбергена) и Матки (Новой Земли).

Культура городского хозяйства Новгорода, особенно городские дороги, была предметом зависти других европейских городов. Начиная с середины X столетия стало обязательным мощение улиц. Мостовые сооружались из мощных сосновых плах, уложенных на длинные лаги. Такие мостовые могли бы служить многие десятилетия, но проходило 20–25 лет, по сторонам нарастал культурный слой, и нужно было укладывать новый ярус лаг и плах, русла небольших речек гатили или заключали в деревянные трубы. В Средневековье, начисто забывшей систему канализации, основной проблемой была чудовищная грязь на улицах городов (мода тех лет — высокие ботфорты, широкополые шляпы и плащи, в той или иной степени защищала от грязи и нечистот, летевших из окон на улицы, так как и отходы и содержимое ночных горшков просто выбрасывали из окон!!!). Воспетый А. Дюма Париж «трех мушкетеров» «благоухал» невероятно. Также были «загажен» и Версаль, и Лувре..., а ведь это 17-й век! 

Три мушкетёра

Строительные технологии новгородцев отличались огромным разнообразием. Лучшие плотники на Руси (за что над ними даже посмеивались киевляне), построили в 990г. первую 13-купольную Святую Софию, многочисленные храмы, дома, водопроводы, мосты и дороги из дерева. Каменных дел мастера оказались не менее искусны, построив старейший в России русский православный храм, а в начале 12 века объёмы здешнего каменного строительства вообще беспрецедентны.Великий Новгород

Можно говорить о технологиях новгородских оружеников, кузнецов и ювелиров, получавших частично сырьё из Европы и поставлявших туда высококачественные готовые изделия, о кожевниках, сотнями лет обувавших всех новгородцев в красивую цветную обувь (здесь не носили лаптей) и гончарах, вощанниках и ткачах ( не зря Пётр Великий впоследствии оснастил российский флот новгородскими парусами), рыбаках и пивоварах и многих, многих других. Надеемся, что их наследие поможет решить задачи нынешних поколений.

Русский Мир-2

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: