ГлавнаяСтатьиЦезарь vs Поддубный. Эпоха разрушения
Опубликовано 24.07.2014 в 07:24, статья, раздел , рубрика
автор: Валерий Рубцов
Показов: 646

Цезарь vs Поддубный. Эпоха разрушения

А почему бы и нет? Почему бы и не взять парочку главных киногероев текущей недели и не столкнуть их лбами в жёстком поединке? Естественно, виртуальном. Тем более, что эти персоналии появились на двух разных континентах и отражают нынешний уровень героизации экрана. А значит, и наших с вами душ.

Цезарь и все-все-все

Вообще на месте обезьяноподобного Цезаря мог бы оказаться персонаж любого американского блокбастера последних дней-недель-месяцев. Хоть жестяной Оптимус Прайм, хоть кто-нибудь из чудаковатых Мстителей или Людей с назаборной буквой Х. В эту же кучу можно свалить всяких Спайдерменов, Бэтменов и прочих Суперменов.

Ну так уж получилось, что взял я первого, кто попался под руку. Тем более, что фигура примата в роли спасителя человечества в этом плане очень показательна. Действительно, а почему бы и не шимпанзе? Видимо у американских продюсеров и сценаристов совсем иссяк запас людей-героев, что они вместо традиционного когда-то Брюса, Сильвестра или Арнольда выводят на авансцену их компьютерного предка. А старичкам и остаётся, что попытаться вскочить на подножку уходящего «неудержимого» поезда, всеми силами стараясь прихватить с собой оставшийся в прошлом жанр кинобоевика «в натуре». Но получается всё хуже и хуже. Всё-таки обезьянка дешевле, моложе и шустрее.

Я всё пытался понять, откуда же у американцев такая страсть к этим комиксованным, покрытым нафталином персонажам, спасающим людей от них же самих. И ведь каждый год сценаристы придумывают всё новых и новых лабораторных зверьков или фриков в обтягивающих трико. Где та линия горизонта, за которой только пропасть? После просмотра трейлера «Стражей галактики» с бешеным енотом, понял – горизонта уже нет. И отличить, летим мы в небо или пропасть, уже невозможно.

Даже страшно представить, что могли бы сделать голливудские умельцы, прочитай они «Тараканище» Чуковского. Это какая была бы глобальная битва Суперворобья и насекомого-мутанта в небе над Лос-Анжелесом! Сколько бы небоскребов пало в этой нелёгкой войне…

Кстати, патологическая страсть американцев к разрушению собственных городов тоже впечатляет. Ни один экшен, претендующий на кассовые сборы не обходится без того, чтобы не взорвать, утопить, развалить или развеять по ветру пару-тройку американских городов, а то и всю страну. Иногда и Европу цепляют мимоходом (там ведь тоже зрители есть). Да и Эйфелева башня падает не менее красиво, чем Статуя Свободы.

А уж чистка народонаселения при помощи всевозможных вирусов (как в той же «Планете обезьян») – это хлебом не корми... С крысиным ядом.

Оказалось, что разгадка мании героизации этих «экспонатов» петровской кунсткамеры кроется (как любят говорить киношные психоаналитики) в детстве. Ну, нет у США героического прошлого. Просто нет. А истреблением индейцев и Гражданской войной гордиться очень сложно.

За 300 лет существования на американском континенте не было мало-мальски интересного вооружённого конфликта. А войны на чужой территории славы как-то не добавляли. Вот и приходилось вдохновлять народ на свершения маскарадными персонажами. Сначала в виде комиксов, потом мультиков и телесериалов. А теперь и мега-блокбастеров. Вперёд! В бесконечность и дальше!

К слову сказать, новая «Планета обезьян» мне понравилась. Хороший фильм с выверенными до миллиметра лирическими, трагическими и героическими сценами. А уж обезьяна на лошади с автоматом в руках – это вообще самоирония, достойная уважения. Ну, умеют американцы из чего угодно сделать огромную сладкую конфету в яркой обёртке. Да такую, что слопаешь в один присест и попросишь ещё. А что дальше? Диабет и кариес?..

Поддубный и другие официальные лица

В противовес умной обезьяне и армии разноцветных «аниматоров» я решил выставить Ивана Поддубного. Одного. Просто больше некого. В нашем российском кино пока с героями напряжёнка. Делать фильмы уровня «Планеты обезьян» мы ещё не умеем. Но и нужно ли учиться? Попытки сделать своих «чёрных молний» ни к чему хорошему всё равно не привели. С виду – та же конфета, а вкус другой.

Но зачем что-то придумывать? Ведь наша история будет уж побогаче американской. Нам совсем не нужно копаться в канализации в поисках Черепашек-ниндзя или призывать на помощь хоббитов-недомерков. Откройте учебник истории, и вы найдёте там такое количество настоящих героев и сюжетов, что голова закружится. А у американских сценаристов слюнки потекут. Вот где кладезь для вдохновляющих и патриотических фильмов. Бери – и снимай.

Правда, с последним у нас нынче что-то не так хорошо получается. Большинство исторических фильмов нового времени не дотягивают до уровня блокбастеров. Вроде и герои есть, и битвы, а не цепляет. Перелом произошёл с появлением «Легенды 17». Фильм про Валерия Харламова задал новую планку, до которой всем российским биографически-героическим фильмам теперь нужно дотягиваться. Что и попытался сделать «Поддубный».

И надо отдать должное, у него это неплохо получилось. Картина о русском богатыре получилась настоящей, добротной с изрядной долей гордости и грусти. Каким и должен быть русский натуральный продукт. Кисло-сладкий. И здесь совсем не нужны ни 3D-эффекты, ни падающие дома, ни восставшие из пепла псевдогерои. Здесь всё по-честному.

Большинство зрителей сравнивает «Поддубного» именно с успешной «Легендой 17», как будто раньше у нас в стране и не снимали байопиков (слово-то какое смешное, наше «фильм-биография» всё-таки лучше). А ведь снимали!

Если спросить вас, какие вы знаете наши фильмы прошлого века об известных людях, назовёте пару-тройку тех, что на слуху и часто показывают. Не более того. И мало кто знает, что с середины тридцатых годов существовала у нас в стране государственная программа, в рамках которой были сняты десятки героических фильмов, которые вдохновляли советских зрителей не только на борьбу с фашизмом, но и на мирный труд. Нам было и есть, кем гордиться!

За двадцать лет, начиная с 1936 года были сняты: «Пётр I», «Кутузов», «Иван Грозный», «Александр Невский», «Суворов», «Минин и Пожарский», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Пирогов», «Академик Иван Павлов», «Жуковский», «Александр Попов», «Миклухо-Маклай», «Пржевальский», «Мусоргский», «Глинка», «Тарас Шевченко». И это не считая фильмов, в названии которых нет фамилии героя. Музыку для этих картин писали ведущие композиторы, в том числе Шостакович, Прокофьев и Хачатурян, а ставили их лучшие режиссеры тех лет - Эйзенштейн, Пудовкин, Козинцев, братья Васильевы. Все эти картины можно теперь легко найти в интернете.

К слову, и о Поддубном тоже был снят фильм, в 1957 году. Назывался он «Борец и клоун». А главную роль тогда исполнил Станислав Чекан. Но не о нём речь. Конечно, те биографические картины были разного уровня и качества, но все они рассказывали о страницах нашего с вами прошлого. На первый план выходили личности, которыми хотелось гордиться, которым хотелось подражать.

И очень хочется, чтобы у поколения двадцать первого века появились, наконец, свои русские киногерои. А наши родные Поддубные положили когда-нибудь на лопатки и озверевшего Цезаря, и «отголливуженного» Геракла. По крайней мере, очередной шаг к этому сделан.

Ждём следующего…

Коллажи автора, кадры из фильмов взяты из открытых источников.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: