ГлавнаяСтатьиЯ выросла в саду «Усадьбы Jazz»
Опубликовано 23.07.2014 в 10:44, статья, раздел Звук
автор: ОК-журнал (Татьяна Дамрина)

Я выросла в саду «Усадьбы Jazz»

«Усадьба Jazz» вернулась в Петербург. После годичного перерыва Елагин остров вновь пожертвовал свои ухоженные газоны с табличками: «Не ходить» для десятков тысяч гостей одного из крупнейших российских фестивалей. Побывав на месте события, автор ОК-журнала Татьяна Дамрина в который раз убедилась: едва ли что-то ещё может объединять людей так, как это делают хорошая музыка и тёплая от солнца лужайка.

В этот день на территории ЦПКИО им. Кирова раскинули крону сразу три музыкальных дерева для семнадцати музыкальных коллективов: площадка «Аристократ» для ценителей различных стилей джаза от классики до эксперимента, площадка «Партер» с более современным звучанием в стиле фанк, соул, эйсид, даже хип-хоп, и специальная площадка «Jazz club» для талантливых, но малоизвестных музыкантов от одного из культовых джазовых клубов Петербурга «JFC». Девять часов музыки и солнца.

Под кронами деревьев распускались тысячи цветов-зрителей. Необыкновенное, почти терапевтическое чувство единения – цветения – буквально витало в воздухе: достаточно было взглянуть в лицо соседа, чтобы убедиться в этом. Так сцену «Аристократ» открыл российский композитор, скрипач и руководитель ансамбля «4’33» Алексей Айги программой-посвящением другому знаменитому советскому и российскому композитору-авангардисту Сергею Курёхину «Курёхин: NEXT». Казалось бы, сложная, неудобная для слуха музыка с непривычными, даже алогичными гармониями, скорее для поклонников автора, чем для поклонников джаза вообще. Но неподалёку сидела девушка и тихонько покачивалась из стороны в сторону, в каких-то взволновавших её музыкальных моментах её руки поднимались вверх, словно ростки. Люди позади улыбались, качали головами, чьи-то руки тоже парили по воздуху. Я с удивлением посмотрела на них – ну надо же! – и … сама продолжила тихонько покачиваться из стороны в сторону.

Всё это было так, пока не вышло из слегка взгрустнувших туч жаркое июльское солнце, и росткам захотелось тянуться к нему. На сцене «Партер» уже начали программу петербургский фанк-соул мейнстрим Саша Алмазова и «Non Cadenza». Первые компании, покинув уютную лужайку, заполнили специальную деревянную площадку «для танцев» у самой сцены. А к выступлению джаз-фанк-хип-хоп братьев из Чикаго Hypnotic Brass Ensemble места на танцевальной площадке уже не было, и люди, многие босиком, плясали на траве и даже вместе с музыкантами.

Тем временем на «Jazz club» сцене всходила совсем молодая поросль. Удивительное дело: две лучшие команды малой площадки в своих названиях так или иначе интерпретировали имя фронтмена. Эйсидовые, обволакивающие «ШураBAND» и сочные, с рок-н-роллом в основе, словно только что из 50-х «Суворов-блюз-бэнд». На этой сцене публика заметно разделилась. Поддерживая стилистику репортажа, разделилась на «розы» и «ромашки». Те, кто посостоятельней, слушали музыку, наслаждаясь бокалом вина или чашкой чая под тентом летнего кафе. И те, кто попроще, они наслаждались музыкой под защитой летней панамки или кепки. Впрочем, вторые могли танцевать, не боясь «потерять» столик.

А к вечеру все мы, цветы из сада «Усадьбы», собрались в один большой букет у площадки «Партер» и поприветствовали, пожалуй, самых ожидаемых гостей праздника, легендарную группу «Моральный кодекс». Мягкая магия и брутальность вкупе со странными, но бьющими «в точку» текстами и характерным вокалом Сергея Мазаева, который, словно немного извиняясь, уточнил, что и они «выросли из джаза». «Славянские танцы», «Где ты?», «Я выбираю тебя», «Первый снег» – всё это было, и нет смысла перечислять дальше. Лучше сказать о том, как волны музыки побуждают огромную массу людей двигаться и замирать. И никакой агрессии. Может быть, именно фестивали однажды научат нас настоящей свободе?

В нескучном саду «Усадьбы Jazz» помимо музыкальных развлечений нашлось место детской и гастрономической зоне, сувенирным лавкам и арт-объектам, мастер-классам и многому другому. Но всё это второстепенно по сравнению с самой музыкой. Хотя всё-таки и её как будто чуть-чуть недоставало: стремясь показать всё многообразие современных музыкальных тенденций в джазе, фестивалю не хватило хотя бы небольшого классического блока с традиционным «чёрным» вокалом, традиционными эвергринами (так называют знаменитые джазовые стандарты, ещё проще – хиты), биг-бендом или же наоборот, минималистическим диксиленд-трио. Ни один бутон не может распуститься, не имея корней.

В конце вечера президент «Усадьбы Jazz» Мария Сёмушкина поведала универсальный секрет успешно проведённого события. «Вы наполняете этот фестиваль собой», – так он поблагодарила все тех, кто этот день провёл на Елагином острове. Исторически усадьба - это такой комплекс построек, в котором все здания объединяются в одно жилое пространство. Именно так было и в этот раз. Объединенные даже не любовью к джазу, а к музыке, солнцу и радости, люди пришли для того, чтобы воплотить в жизнь и то, и другое, и третье. Трудно описать волшебное ощущение, когда один человек чувствует, что именно нравится сотне других рядом с ним. Попробуйте испытать его сами.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: