ГлавнаяСтатьиЛедбелли — музыкальный силач и беглый каторжник
Прекрасные незнакомцы
Опубликовано 22.07.2017 в 13:09, статья, раздел События
автор: ОК-журнал (Александра Князева)
Показов: 579

Ледбелли — музыкальный силач и беглый каторжник

Самый лучший и самый громкий сингер, которого я когда-либо встречал, — это Хьюди Ледбеттер. Все мы звали его — Ледбелли. Его руки были словно огромные печные трубы, и его лицо было могучим, и играл он на двенадцатиструнной гитаре.

Вуди Гатри

Легендарный блюзовый гитарист, знавший все песни своего времени, — силач, убийца-рецидивист, беглый каторжник, — музыкант, чьи песни исполняли Led Zeppelin, Том Петти, Джонни Кэш, Greateful Dead и Курт Кобейн. Это Хьюдди Уильям Ледбеттер (Huddie William Ledbetter), известный под прозвищем Ледбелли (Lead Belly, букв. «свинцовое брюхо», прозвище, которое ему дали за нечеловеческую выносливость).

необычная музыка

Судьба, в которой отразилась вся жизнь черной Америки первой половины двадцатого века

Биография Ледбелли читается как необыкновенный роман-пикареска, много сообщающий об Америке 1910-50-х годов и о ее героях. В ней множество неясностей и темных мест, начиная с года рождения и вплоть до количества убитых им людей (и были ли они вообще?), единственное же, в чем сходятся все исследователи, — это то, что Ледбелли был великим певцом и музыкантом, повлиявший на всю современную англо-американскую музыку.

Ледбелли

Родившись в восьмидесятых годах XIX века (дату он называл каждый раз разную), Хьюдди Ледбеттер уже в раннем детстве научился играть на аккордеоне, мандолине, губной гармошке. Позже, когда он уже объездил всю Луизиану и Техас со своими песнями, он остановил свой выбор на двенадцатиструнной гитаре, которая стала восприниматься как «его» инструмент. Тексты и музыку он запоминал со слуха с первого раза и на всю жизнь, так что довольно рано в его репертуаре оказались едва ли не все существовавшие в то время песни, которые он исполнял на улицах и в тавернах, перемещаясь из города в город по американскому Югу.

В 1912 году в Далласе Ледбелли познакомился с Слепым Лемоном Джефферсоном, впоследствии ставшим величайшим блюзменом своего времени, и они начали выступать дуэтом. Джефферсон был младше его, но гораздо шире известен, ему первому из чёрных исполнителей удалось продать свой миллион пластинок, но это его не спасло: он умер в бедности, замёрзший в метель.

В 1912 году в Далласе Ледбелли познакомился с Слепым Лемоном Джефферсоном

Дуэт просуществовал недолго, около пяти лет, потому что скоро Ледбелли был впервые арестован. Его родители продали землю, чтобы сократить его срок, и адвокату действительно удалось добиться сокращения тюремного заключения до 30 дней, но уже на третий день (!) он бежал, обогнав сторожевых собак, пытавшихся его схватить.

Хоть какое-то время после побега нужно было залечь на дно, но темперамент Хьюдди Ледбеттера был не таков — и уже в том же году он из ревности застрелил человека и был осужден на тридцать лет каторги (убитый был черным — за убийство белого Ледбеттера приговорили бы к смертной казни). Оттуда он тоже пытался бежать, но неудачно, его спустя сутки поймали. Оправившись, он понял, что нужно приспосабливаться, и занялся сбором тюремного фольклора и сочинением собственных песен. В частности, именно тогда он написал свои знаменитые «Take This Hammer» и «Midnight Special».

темперамент Хьюдди Ледбеттера

Благодаря сочинению и исполнению песен и баллад ему удалось сначала приобрести авторитет у заключенных и надзирателей, а затем и добиться освобождения у самого губернатора Техаса, когда тот приехал в тюрьму. Ледбелли спел ему песню-прошение об помиловании, и тот, хоть и пришел к власти под лозунгом «Никаких прошений преступникам» и прославился своей суровостью, действительно подписал приказ об освобождении. Впрочем, на этом тюремная эпопея для Ледбелли не закончилась, в 1930-м он опять оказался в тюрьме, защищаясь с ножом в руке, на этот раз от белых.

Ледбелли

Мы никогда бы не узнали об этом человеке, если бы не парадоксальная ситуация, характерная для того времени: вплоть до 60-х годов на американском Юге тюрьма нередко была самым безопасным местом для чернокожего. Таковой же она была для черного фольклора, поскольку там можно было существовать сравнительно свободно. Об этом прекрасно знали фольклористы, в частности, Джон Эвери Ломакс, который, записывая в тюрьмах народные песни, обнаружил Ледбелли в 1933 году в Луизианской тюрьме.

 Джон Эвери Ломакс

В задачи экспедиции Ломаксов (вместе с Джоном Ломаксом поисками носителей американского музыкального фольклора занимался его сын Алан, впоследствии знаменитый музыковед) входил сбор песен тюремно-рабочих, песен баррелхаузов, песен и баллад «плохих людей» (badmen ballads). Когда Ломакс встретил в тюрьме Ледбелли, гордо называвшего себя «королем двенадцатиструнной гитары», он сперва отнесся к поющему заключенному скептически, хоть и записал от него несколько песен.

 Джон Эвери Ломакс

Впоследствии после освобождения Ледбелли разыскал Ломакса и устроился к нему на работу, помогая собирать фольклор и расширяя свой репертуар. Впоследствии Ломаксы соберут самую большую коллекцию англо-американского и мирового фольклора, которая станет гордостью и сокровищем всей нации.

Ледбелли

Ломакс привез Ледбелли в Нью-Йорк, изначально подразумевая его песни как иллюстрацию к своему музыковедческому докладу. Но репертуар Ледбелли — негритянские баллады, рабочие песни и рилы, старинная музыка, предшествующая и джазу, и блюзу, — настолько захватил слушателей, вызвав огромный медийный шум, что Ломакс, чтоб не потерять внезапно обнаруженный источник выгоды, из фольклориста-архивиста переквалифицировался в продюсеры и, заключив с Ледбелли довольно-таки кабальный контракт, стал организовывать его концерты. Впрочем, с коммерческой точки зрения все это было не слишком успешным, волна популярности быстро схлынула, а деньги иссякли.

Ледбелли

В сороковые из финансовой ямы Ледбелли вытащили левые активисты, деятели профсоюзного движения, социалисты, которые подняли Хьюдди и его песни на щит. Ледбелли начал тогда сочинять protest songs, выступал с Энт Молли Джексон, фолк-певицей из Кентукки, участницей «угольных войн» тридцатых, женщиной с могучим темпераментом, которую называли Ледбелли в юбке, и другими фолксингерами.

Особенно он подружился с Вуди Гатри и Питом Сигером, которые стали исполнять его песни и сочинять новые, вдохновленные музыкой Ледбелли, — песни, которые спустя недолгое время уже распевала вся Америка. Например, песня «Goodnight, Irene» в исполнении Пита Сигера (в составе группы «The Weavers») достигла вершины чартов в конце сороковых и с тех пор кем только не перепевалась. Ледбелли, умерший в 1949, совсем немного не дожил до этого момента.

 Вуди Гатри

Можно сказать, что с этого момента и можно отсчитывать историю влияния Ледбелли на всю последующую американскую (и не только) музыку. В первую очередь, это деятели Фолк-Возрождения, поколение фолксингеров пятидесятых и шестидесятых годов во главе с Вуди Гатри, Питом Сигером, Сиско Хьюстоном, Рэмблин Джеком Эллиотом и их наследниками — Бобом Диланом, Дейвом ван Ронком, Филом Оуксом, Джуди Коллинз, Томом Пэкстоном и другими музыкантами.

Ледбелли

Позднее песни Ледбелли стали нужны и рок-культуре. Led Zeppelin перепела песню Ледбелли «Gallows Pole» о девушке, которая просит выкупить ее из рук палача, а Том Петти сделал кавер-версию «Goodnight, Irene». Курт Кобейн называл Ледбелли своим любимым музыкантом, исполнив на нью-йоркском выступлении «MTV Unplugged» в 1993 году целый ряд его песен, в том числе знаменитую «Where did you sleep last night?».

Ледбелли

Почему Ледбелли? Нельзя сказать, что он пел и играл на гитаре лучше своих современников. В технике игры он значительно уступал Чарли Паттону, Лемону Джефферсону, Лонни Джонсону и другим музыкантам, считавшимся к концу тридцатых годов классиками. Но именно в его песнях скрытая от внешнего мира культура черных низов, подлинная, а не выдуманная для удовольствия белых господ, заявила о себе и заставила с собой считаться. Но Ледбелли не только заставил слушать себя — он подчинил своему влиянию несколько поколений фолксингеров, а затем и рок-музыкантов, и влияние это сохраняется и сейчас.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: