ГлавнаяСтатьиМиры "Княжьей братчины"
Опубликовано 14.07.2014 в 20:06, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Виктория Одинцова)
Показов: 874

Миры "Княжьей братчины"

Разнообразные open-air фестивали набирают бешеную популярность. За чем мы едем на летнее поле, кроме того, чтобы перекусить, стряхнуть с себя гомон мегаполиса и поглазеть на какую-нибудь «движуху»? Наверняка еще за тем, что называют призрачным словом «атмосфера» - неким энергетическим пространством, объединяющим людей и становящимся альтернативой парадному официозу городских праздников. Фестиваль «Княжья братчина», проходящий в Великом Новгороде и Новгородской области третий год подряд, такую атмосферу нащупал в увлечение медиевистской романтикой – как славянской, так и европейской. Здесь смешиваются века и народы. Ну, а где еще искать драматургию, как не в смене праздничных и бранных пиров? Прогуляемся по Славянской деревне X века в Любытино, куда этим летом съехались любители древностей и заводных фолк-ритмов.

Такой завораживающей красоты небо раскинулось над участниками и гостями фестиваля.

В таких домах действительно жили наши славянские предки X века. Удобств, сами понимаете, там никаких. Но это не помешало реконстуркторам на пару ночей поселиться в деревне. Уж они-то знают, как можно выжить без печки и тесовых кроватей.

И куда же без ремесленников? Кустарные игрушки, украшения, гончарные изделия от мастеров Новгородчины и других земель можно было приобрести как в самой деревне, так и за ее пределами. А новгородскую сказительницу Ирину Кузьмину можно было встретить в таком образе странствующей мастерицы. В коробе у нее вы могли найти диковинных зверюшек из ржаного теста – козульки.

В былинах и сказках часто мы встречаем рассказы о яствах красоты и вкуса райских. Но сказки на то и сказки, чтобы ребятишки могли ушки вечерами погреть. Древние князья не чуждались еды земной, виду неприглядного, но силу и здоровье дающей. Впрочем, и райские яблоки на столе водились.

Но, пожалуй, хитом дня (как бы сейчас сказали) стал варяжский пивной суп от хозяек клуба исторической реконструкции «Змей Горыныч». Пива тогда варили много, а хранилось оно недолго (к счастью, не знали тогда о консервантах искусственных). Вот и варили на нем с мясом, луком, яйцами, грибами да жирными сливками похлебку.

Сморщились? А гости к котелку в очередь выстраивались. И даже дети – ведь алкоголь из пива полностью улетучивается.

А что еще положено делать на пиру? Петь и танцевать, конечно. В царствах немецких (не наших, то есть) в волынки дудят и барабаны гремят. Да так бойко, того и гляди лопнет что-нибудь. Ан нет – на то они и мастера музычного дела, чтобы драйв даже на нынешних потомков наводить. Не хуже, чем на дискотеке какой-нибудь (TEUFELSTANZ, Musica Radicum, Drunk nach Ulster).

А новгородские красавицы запели песни нашего родного севера, что еще первые цари Руси слушали (фольклорный театр «Круговина»).

Звучали песни и казацкие, южные, озорные и жаркие (трио «Ятрышник»).

А от народных танцев старинных, кельтских да французских ни стар, ни млад не отказывался (ансамбль старинного танца «Пятая нога»).

И куда же без хороводов веселых?

А между тем небо хмурилось, ворчало. Но праздник дождем так и не решилось испортить

Однако, князь нужен не только для того, чтобы пиры закатывать, да люд честной веселить. Он военная опора вверенных ему земель. А потому в нашей деревне можно было видеть множество суровых воинов.

Готова ли дружина к потехам ратным?

Всегда готова!

Такие забавы не в шутку, бьются воины, себя не жалея (клуб исторической реконструкции «Серебряный Волк»).

Только есть силушка, помощнее мечей и щитов!

А если попадет добрый лук в руки женские, ласковые?

А случилась еще на празднике том история. Жил на этих берегах тысячу лет назад славянский род. Занимались они мирным земледелием и охотой, дань никому не платили.

Но пришла в тот край сильная княгиня.

Захотела она под своим владычеством объединить славянские роды. А в помощь себе наняла дружину варяжскую, опытную и страха не знающую.

Храбро сражались защитники деревни. Не с первой сшибки удалось пришлецам потеснить славян. Но пал в том бою глава рода.

Отозвала тогда княгиня свою дружину. На том и закончилось сражение. Но не наша история. Понесли павшего воина с почестями к реке (историко-этнографический клуб «Рать»).

Да переправили его на тот берег, где ждала огненная крада.

В том огне очистилась душа старейшины, а пепел вернулся в родную деревню и был захоронен в кургане.

Кстати, на Новгородчине много сохранилось таких курганов, которые называют сопками. То, что увидели гости «Княжьей братчины», вполне могло происходить именно так, как донесли до нас предания, письменные источники и археологические находки.И еще одна история ждала зрителей в финале. «Огненные люди» показали представление о том, как в купальскую ночь водяной украл самую красивую девушку в хороводе. Но бравые парни вызволили красавицу и нечисти (театр огня и света «Фалькор»).

Всего на фестивальной поле собралось более 1000 человек из Новгородской области и Санкт-Петербурга (а участники также приехали из Москвы и Новороссийска). «Княжья братчина» позволяет нам хоть на несколько часов представить себе атмосферу жизни наших предков и их соседей, у которых было общее увлекательное прошлое. Теперь «Княжья братчина» пройдет на Рюриковом городище 23 и 24 августа, но уже в другом формате. Многих резидентов фестиваля мы увидим вновь – ведущих Романа Лысака и Сергея Семенцова, театр огня и света «Фалькор», ансамбль старинного танца «Пятая нога», клубы исторической реконструкции «Змей Горыныч» и «Рать», фольклорный театр «Круговина» и других. А также множество сюрпризов. Подробности здесь: http://bratchina.nveche.ru.

Фото: Анна&Максим Шумбутовы

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: