ГлавнаяСтатьиМебельный дизайн — история одного древнего камня
Мебель как искусство:
Мебель как искусство
Опубликовано 18.07.2017 в 12:22, статья, раздел Искусство, рубрика Мебель как искусство
автор: Наталья Громская
Показов: 331

Мебельный дизайн — история одного древнего камня

Знакомьтесь с нашим новым автором — Натальей Громской, автором рубрики «Мебель как искусство», владельцем мебельной фирмы «SOVA».

Наталья начала интересоваться мебелью нестандартного дизайна и повышенной эргономичности, когда переехала с семьей в собственный дом. Нестандартная планировка жилища требует не стандартных решений и в мебели. А средств в семейном бюджете, казалось, только на... стандартные.

Глубже погрузившись в мебельную тему, поняла — и дорогие, но массовые предметы интерьера довольно часто просто не вписываются в мечты и желания человека. А ведь всегда хочется создать дома уют, бытовой комфорт, да и себя выразить — чего уж там.

В поисках единомышленников, тех, кого не устраивает ни дешевая, ни дорогая типовая мебель, пришла в производственный бизнес. И теперь помогает своим клиентам выразить себя в предметах интерьера. Красивых, функциональных, отражающих мысли и чувства их владельцев.

А вот и моя первая статья...Мебель в поле

Мебельный дизайн — история одного древнего камня

История мебельного дизайна началась гораздо раньше, чем появились сами понятия мебели и дизайна. Если «мебель» — производное от латинского mobilis, означающего подвижные предметы в обстановке, то говорить о ее появлении стоит в самой глубокой древности. Дизайн — это соединение эстетики и функциональности, и тут можно сказать, что впервые притащивший в пещеру бревно или плоский камень для сидения неандерталец был вполне состоявшимся дизайнером. Потом на камень накинули шкуру для мягкости и тепла, и это было не столь значимо, потому что сначала — функциональность и удобство, а уж об эстетике речь идет после!девушка в шкуре

В самом деле, что есть наша современная мебель? Она словно возвращается в прекрасные пещерные времена, снова демонстрируя простоту форм и стремление к максимальному удобству. Эстетика простого совершенства замыкает круг, и тяжеловесные украшения уступают место гнутой трубке из легкого сплава и пластиковой облицовке, а дорогие сорта древесины подчеркивают статус, но вряд ли могут соперничать по удобству и легкости с современными композитами.

Понятие «дизайн» возникло во времена, когда техническое конструирование объединилось с художественным творчеством. Дело лишь в названии — старинный романский мастер, который украсил грубую скамью резной деталью, был в нашем понимании дизайнером.

История мебельного дизайна не прослеживается до корней, до самых истоков, но можно вспомнить прекрасные изделия, которые создавали мастера средиземноморских и египетских цивилизаций, просматривающиеся на фресках Помпеи предметы обстановки и великолепно проработанные египетские ложа и кресла.

Все начиналось с функциональности, а развивалось в сторону эстетики. Современная кровать мало чем отличается древнеримского ложа, но по мере смены стилей ее обвешивали многочисленными украшениями и дорогостоящими излишествами. Ложе оставалось собой — горизонтальная поверхность для отдыха с подголовником. Основная идея дизайна мебели не меняется в веках, она состоит в том, чтобы создать универсальный набор предметов обстановки, которыми удобно пользоваться, и на которые приятно смотреть.мебель

Красиво и функционально. Когда это началось

Принято разделять историю мебельного дизайна на описанные периоды — от древности до романтизма, от барокко и рококо до наполеоновского ампира и позднего классицизма, от томно изгибающегося модерна и арт деко до конструктивизма и современного хайтек. Что меняется? Профиль отделки. Что остается? Назначение и удобство, та самая функциональность.

Имена мастеров не всегда известны, традиция авторства появляется только в период ренессанса, потому что в период романского и готического стиля создатель мебели, как и строитель замка, не считались обладателями «права на имя». Более ранние римские мастера вообще не оставляли никаких следов — их искусство не признавалось искусством, оно было излишне утилитарно для столь гордого статуса. Кресло

Говорить о дизайне в нашем понимании стоит, пожалуй, примерно с 1840 года, когда на фабрике Михаэля Тонета началось производство мебели из гнутой древесины. табуретка из бревнаЭто была явно удавшаяся попытка не отдавать приоритета ни красоте отделки, ни функциональности. Круг замкнулся уже на наших глазах, и показатель тут — работы Росса Лаугроу, который экспериментирует с мембранами и наноматериалами, строит сферические стулья, экспериментирует со стеклом, имитирующим дождь. А Рик Оуэнс умудряется вернуть мебель в ее первоначальное состояние, причем так увлекается этой мыслью, что сам спит на каменной кровати весом в две тонны и даже признает, что это неудобно, но так стильно!

Самое большое достижение современного промышленного дизайна мебели — это диван-трансформер, он же диван-кровать. Самое утилитарное — раскладушка, заимствованная у римлян, именно та кровать из дерева и ткани, на которой спал в походе командир легиона, легат. Самое гибкое в настройках — это современная кухня с островным расположением стола и сантехники.

А самым главным остается носитель великой идеи дизайна — монументальный камень, накрытый шкурой для тепла, установленный неподалеку от примитивного очага. Он такой уютный.


Другие статьи автора

Подписывайтесь на наши социальные сети: