ГлавнаяСтатьиКосмическое пение среди степей
Горловое пение – искусство из глубокой древности
Опубликовано 14.07.2017 в 18:00, статья, раздел События
автор: Арсений Великрадский
Показов: 1316

Космическое пение среди степей

Когда-то в детстве довелось мне читать алтайские сказки. Сказки других народов я тоже читал, но алтайские отличались какими-то необыкновенными, космическими темами. Наравне с людьми там действовали и общались созвездия, Солнце, Луна.

А когда услышал горловое пение, что встречается в искусстве в Монголии, Тибете, Саяно-Алтайском регионе, Башкирии и Калмыкии, услышал в этих звуках отзвуки космических сказок древних народов. Живущие среди высоких гор и просторных степей алтайцы, калмыки, башкиры с детства видели над земным простором огромный звёздный купол. Если Вы хоть раз в жизни бывали звёздной ночью в степи или высоко в горах, мне не нужно Вам объяснять что чувствует человек, который живёт среди такой красоты.

ночь в степи

У каждого народа, у тюрков, хакасов, якутов, казахов, калмыков, киргизов есть своя, специфичная техника. Например алтайцы поют в технике кархара. Именно в таком исполнении рассказывают они свои легенды и сказания. А есть ещё Борбаннадыр, Сыгыт, Хоомей, Чиландык, и множетсво других, различающихся по тону, тембру и назначению. Одни стили звучат тихо и протяжно, другие более жёсткие и громкие. Одни применяются для чтения легенд, а другие годятся для более сложных мелодий. В одних техниках допускаются носовые звуки, в других поют только горлом.

горловое пение

Существуют легенды, рассказывающие об образовании стилей горлового пения. Говорят, что стиль каргыраа возник в подражании стону верблюдицы, когда умирает верблюжонок.

А другой стиль – хоомей возник, благодаря юноше-отшельнику, который слушал, как воздух, проносясь меж двух скал, издаёт мелодичные звуки, резонируя с каменными стенами. Юноша постарался воспроизвести этот эффект голосом. А когда люди услышали, то назвали этот стиль хоомей.

Но этим искусством невозможно овладеть, пытаясь освоить лишь внешние движение, повторяя лишь механически действия мастера. Горловое пение требует определённого внутреннего состояния, без которого не примут нужное положение мышцы гортани, без которого не польётся мелодия. Кто хоть раз бывал в степи звёздной ночью – тот поймёт.

ночь в горах

Математически звучание горлового пения раскладывается, как и любой голос на низкачастотный тон, похожий на жужжание и обертоны, которые становятся лучше слышны, если для их усиления особым образом изменяются резонаторы глотки, горла и полости рта.

Искусство это весьма сложное для современного человека. На Тибете есть даже специальные институты, где готовят таких исполнителей. А на территории России их имена на перечёт. Например, в Тыве это Николай Ооржак, Чодураа Тумат, Саинхо Намчылак, Конгар-оол Ондар, Альберт Кувезин, группы Хуун-Хуур-Ту, Ятха, Чиргилчин, Tyva Kyzy, на Алтае - Ногон Шумаров, Болот Байрышев, группа АлтайКай, Cheinesh Чейнеш Байтушкина, в Казахстане Едиль Хусаинов, в Бурятии Виктор Жалсанов.
На фестиваль «Новгородская Музыкальная ОКрошка у Ганзейского фонтана» приехал Народный джангарчи республики Калмыкия Дмитрий Шараев.

Дмитрий Шараев

- Это искусство очень давнее. – рассказывает Дмитрий. - Я думаю, что это тянется ещё со времён язычества. Давным-давно, когда люди жили не в городах, а где-то высоко в горах, в лесах, пещерах, а кто-то в степи или пустыне. Тогда в процессе жизни человек мог целыми днями наблюдать за природой – за дуновением ветра, за рыком медведя, за блеяньем овцы, как хрипит самец верблюда, когда ищет самку, вот в ту пору и зародилось горловое пение. Я думаю, это было очень давно.


Услышать пение Дмитрия Шараева можно 15 июля у Ганзейского фонтана. Подробности тут.

А фестиваль «Новгородская Музыкальная ОКрошка у Ганзейского фонтана» ищет исполнителей и участников. Об этом подробнее тут.


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: