ГлавнаяСтатьиЗа Боровичским мостом, или Хуторское Мошенское
Опубликовано 13.07.2017 в 12:34, статья, раздел Наследие, рубрика Поиск Беловодья
автор: Илья Мельников
Показов: 1118

За Боровичским мостом, или Хуторское Мошенское

Сезон полевых исследований в самом разгаре. На сей раз этнологическая экспедиция НовГУ посетила далекий Мошенской район.

Уже не первый десяток лет он привлекает к себе внимание различных фольклористов и этнографов. Действительно, здесь долго, вплоть до 80-х и 90-х годов прошлого века, сохранялись старинные песни, причитания, игра на гуслях, цимбалах и бубнах (бубнях, как говорят местные). Сейчас все это осталось в воспоминаниях, а из песенного репертуара по-настоящему, вне фольклорных коллективов, «живут» только разные вариации частушек (несколько видоизмененный вариант одной из них мы вынесли в название, но продолжать не будем в виду крайней нецензурности).

прощай, школа                           Не менее интересна и прошлая хозяйственная жизнь региона. В свое время на территории нынешнего Мошенского района существовало много хуторов, из слияния которых в период коллективизации создали новые деревни. Среди хуторских жителей были финны и эстонцы. Место для хутора разрабатывалось в лесу – деревья срубались, оставшиеся пни выкорчевывались и поджигались. Такая система земледелия довольно древняя и называется она подсечно-огневой. Оставшаяся после пожарища зола являлась неплохим удобрением. окна Мошенское
Кроме сельского хозяйства занимались жители Мошенского района и промыслами – кузнечным, гончарным и др. Произведенное сбывалось на ярмарке, одна из которых проходила в селе Устрека, на берегу красивого озера Коробожа. Сюда приезжали из Боровичей и даже Новгорода. село Устрека
Здесь же, неподалеку от деревни, расположилось множество древних захоронений – «жальников». В Мошенском районе они почитаются меньше, чем в соседнем Хвойнинском. Но и здесь рассказывают множество легенд о нашествии литвы. Кстати, мошенской вариант этой легенды более гуманистичен: литва, дойдя до определенного места, ослепла, но, покаявшись, умылась водой из источника поблизости с д. Фалалеево и чудесным образом прозрела.

                                                                    коряга Мошенское Тех самых источников сейчас в Мошенском районе великое множество, и порой трудно отличить, какой из них действительно «возобновлен», а какой – современный. Современность вообще зачастую серьезно меняет местный ландшафт. И речь не только об источниках.
В 70-80-х годах в Мошенском районе появляются новые (после эстонцев и финнов) представители других этнических групп: чеченцы. В дальнейшем «подтягиваются» таджики. Например, в деревне Меглецы в настоящее время, помимо русских, проживают таджики, чеченцы и армяне, причем живут относительно мирно, без серьезных межэтнических конфликтов. Мошенское – один из трех райцентров области, имеющих статус села. Здесь нет какого-то более-менее крупного производства. Несмотря на относительную благоустроенность и красоту района, коренных местных жителей, по понятным причинам, с каждым годом становится все меньше, пустующих деревень здесь очень много. Впрочем, есть и обратные примеры – на урочише Платаново несколько лет назад восстановили церковь. В восстановлении приняли активное участие бывший губернатор Митин и режиссер Никита Михалков.бабушка в селе Мошенском По отзыву местных жителей они часто приезжали в район на охоту. Уже сейчас это событие начинает обрастать слухами и домыслами, объясняющими внезапный приступ меценатства: будто у Михалкова есть родственники из Платаново. Кто знает, возможно, через сотню лет будущие этнологи запишут предания о Михалкове и Митине, наподобие ныне отмирающих легенд о литве?

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: