ГлавнаяСтатьиПрошловечное детство. Часть шестая, бумажная
Опубликовано 1.07.2014 в 12:02, статья, раздел Наследие, рубрика Прошловечное детство
автор: Валерий Рубцов
Показов: 2303

Прошловечное детство. Часть шестая, бумажная

Наше новое путешествие в недалёкое прошлое вновь отправит (на этот раз на бумажном кораблике) в советскую школу, где было всё так просто и понятно. Мы играли тогда совсем не тем, что изобрели для нас какие-нибудь японские дяди-программисты, а тем, что придумывали сами из подручных материалов. И это было не менее интересно и увлекательно.

На прошлой неделе мы вспомнили, чем играли школьники между собой на уроках или переменах. Используя в основном школьные тетрадки. Но всё-таки чаще всего мы пытались развлекаться самостоятельно. Особенно на уроках. Ведь по-нашему мнению, скучных школьных предметов было достаточно. И, слушая учителя в пол-уха, можно было мастерить что-нибудь своими руками. Всё из тех же копеечных тетрадок.

Полёт

К полёту готов

В ход шли как использованные тетрадки, так и новые. Для бумажных поделок было всё равно. Тогда мы не называли их красивым японским словом «оригами». Это были именно бумажные поделки.

Конечно же, самым массовым изделием из бумаги во все времена был «самолётик». Можно было прямо на уроке быстренько сложить его из тетрадного листа и запустить с последней парты, пока учительница писала что-то на доске. Траекторию большинства самодельных самолётиков было трудно рассчитать, поэтому «прилететь» могло кому угодно в классе, даже учителю. Тогда шли ответные действия, вплоть до вызова родителей в школу.

Бумажный самолетик

В наше время было два стандартных способа складывания самолётиков. Самый простой назывался «ворона». Складывался быстро, осваивался легко. Этот большой остроносый самолёт летал медленно и прямо. На его крыльях можно было что-нибудь написать или нарисовать.

Второй процесс был немногим сложнее, но зато самолётик получался небольшим, шустрым, с тупым носом. Летал он быстро и абсолютно непредсказуемо. Чем и нравился. Можно было соревноваться на перемене в дальности полёта или в меткости попадания. Да и открытое окно в классе было хорошей стартовой площадкой для полёта.

Нынче мы редко передаём навыки самолётостроения своим детям. А всё потому, что офисная бумага для печатания на принтерах всё-таки тяжеловата для хорошего и долгого полёта в детство.

Гадалка на корабле

Бумажный кораблик

Ещё одна классическая поделка из бумаги — «кораблик». Они были двух видов. Простой с треугольным верхом и более сложный двухтрубный. Конечно, на уроках мы ими не играли, а только изготавливали. Зато на большой перемене, а ещё лучше после уроков, можно было отправить кораблик в небольшое плавание в луже, ручейке или пруду. Бумага очень быстро намокала и тянула «крейсер» ко дну, но перед этим можно было устроить морской бой, уничтожая армаду противника камушками.

Из бумаги хорошо мастерились лягушки, которые забавно прыгали, если щёлкнуть пальцем по их спинам. Можно было сложить клюв вороны, нарисовать на нём глаза и, надев на пальцы, разговаривать с соседом по парте мультяшным голосом.

Гадалка из бумаги

Но одно из самых популярных изделий из бумаги, которым развлекались и мальчики, и девочки, была «гадалка». Надетая на четыре пальца, она предполагала целых восемь вариантов ответов на разные вопросы. Сверху писались цифры, а внутри каждой грани — заготовленный ответ. Как правило, в шутливой форме. Тот, кто держал в руках гадалку, просил кого-нибудь из одноклассников задать вопрос и назвать цифру. После некоторых манипуляций открывался ответ под нужной цифрой. Получалось очень смешно. Не то, что нынешние шары для гадания с готовыми скучными ответами. У нас фантазия была богаче, чем какое-нибудь «скорее да, чем нет». Ведь главное, чтобы всем было весело.

Водные игры

А ещё с бумагой можно было похулиганить. Как это ни удивительно. И самым «опасным» изделием для этих целей была «бомбочка». Из тетрадного листа получалась небольшая бумажная коробочка, которую использовали совсем не для хранения чего-либо сыпучего. В дырочку наливалась обычная вода (встречались экстремалы, добавлявшие к воде зелёнку). Несколько секунд тетрадная бумага держала воду, не намокая. И за это время нужно было избавиться от бомбочки любым способом. В школе можно было рискнуть бросить её в пролёт лестницы или кинуть в окно во двор, где играют первоклашки. А дома просто кинуть с балкона под ноги прохожему, обрызгав его водой.

А помните промокашки из советских тетрадок? Такие розовые и мягкие на ощупь. Писали мы тогда только чернильными ручками, поэтому без таких промокашек было просто не обойтись. На них было хорошо рисовать всякие рожицы вокруг чернильных разводов. Но приятнее всего было откусывать кусочек от промокашки и скатывать во рту маленький и твёрдый комочек. Потом разобрать цанговый карандаш (куда они подевались?), оставив только трубочку. Получалась классическая плевалка, с помощью которой можно было заигрывать с девочками, влепляя в их затылки бумажные шарики. Или соревноваться на точность, пытаясь попасть в портреты великих писателей и учёных. Промокашка так хорошо к ним прилипала.

С бумагой можно было придумывать массу всевозможных развлечений. Рассказать обо всех просто не возможно. Нам в том советском детстве для хорошего времяпрепровождения достаточно было чистой тетрадки и карандаша. И никаких электронных устройств.

Монетки на бумаге

Но ещё больше игр ждало нас во дворе. Уличных вариантов забав от самых безобидных до опасных для жизни было превеликое множество. О дворовой культуре развлечений мы начнём вспоминать уже через неделю.

Фото автора и с сайтов photosight.ru, libo.ru, marshroti.ru, origamin.ru.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: