ГлавнаяСтатьиСтравинский. Композитор тысяча и одного стиля. Часть 2
Опубликовано 6.07.2017 в 15:00, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 433

Стравинский. Композитор тысяча и одного стиля. Часть 2

В «Хронике моей жизни» Стравинский рассказывает: «Однажды, когда я дописывал в Петербурге последние страницы „Жар-птицы“, в воображении моём совершенно неожиданно, ибо думал я тогда совсем о другом, возникла картина священного языческого ритуала: мудрые старцы сидят в кругу и наблюдают предсмертный танец девушки, которую они приносят в жертву богу весны, чтобы снискать его благосклонность. Это стало темой „Весны священной“. Должен сказать, что это видение произвело на меня сильное впечатление, и я тотчас же рассказал о нём моему приятелю, художнику Николаю Рериху, картины которого воскрешали славянское язычество. Его это привело в восторг, и мы стали работать вместе. В Париже я рассказал о своем замысле Дягилеву, который сразу же им увлёкся. Последующие события, однако, задержали его осуществление».

Работа была прервана созданием «Петрушки» и закончена в 1913 году. Декорации и костюмы были созданы Рерихом. Хореографом-постановщиком был Вацлав Нижинский, который использовал необычный язык пластики: ступни танцоров, повёрнутые носками внутрь, прижатые к телу локти, тяжёлые прыжки, угловатые движения. Так он хотел передать мир древних людей, ведь второе название балета «Картины языческой Руси». Сюжет произведения необычен: он представляет собой чередование обрядовых сцен, включающих в себя хороводы, игры умыкания девушек, ритуальные пляски мужчин, прославление земли и призыв весны, обряд выбора Великой жертвы — самой прекрасной девушки, которая будет исполнять священный танец до тех пор, пока не упадёт замертво. Вот такая бескровная человеческая жертва.

Стравинский и Дебюсси играли в 4 руки новый балет своим друзьям. Впечатление было неизгладимым. Завораживал пронизывающий весь балет жёсткий ритм, придающий магию происходящим действам и рисующий архаическую грубоватость. Он стал фоном ряда тем, мелодичных, весенних, как начальная тема, и подобных русским народным песням мелодий, среди которых были и подлинные народные песни. Французский музыковед Луи Лалуа, присутствовавший при исполнении, писал: «Мы были немы, сражены до глубины души, как после урагана, пришедшего из глубины веков и пустившего корни в нашу жизнь.» Дебюсси же сказал: «Я жду сценического воплощения, жду, как ребёнок ждёт обещанной сладости.» Сам автор музыки написал сыну Римского-Корсакова Андрею: «Боже мой, какое счастье мне, когда я услышу это!»

Наконец, 28 мая 1913 года в театре Елисейских полей в Париже состоялась долгожданная премьера! И балет провалился. Такого скандала Париж ещё на видывал. Публика была шокирована. В зале смеялись, свистели, выкрикивала насмешки, кто-то затеял потасовку, полиция выводила наиболее эмоциональных. Дягилев, пытаясь успокоить публику то выключал то включал свет в зале, Нижинский хотел выйти к публике и попытаться объяснить ей замысел и своеобразие балета, мать его, сидящая в первом ряду, упала в обморок. Реакцию публики усилил контраст традиционного романтического балета «Сильфида», показанного в первом отделении, и новаторской «Весны священной» во втором. Стравинский покинул театр глубоко огорчённым. Он слёг с тяжёлой лихорадкой, а вскоре заболел тифом и был при смерти. Балет был исполнен ещё 6 раз и забыт до 1920 года, когда был возобновлён в постановке Леонида Мясина.

В своей «Хронике» Стравинский вспоминал: «Весна священная» в новой хореографической версии Леонида Мясина была поставлена на сцене театра Елисейских полей 15 декабря 1920 г. Антреприза Дягилева находилась в это время в очень затруднительном материальном положении, и постановка смогла быть осуществлена лишь благодаря поддержке его друзей. Мне особенно хочется отметить здесь м-ль Габриель Шанель, которая не только великодушно пришла на помощь нашему предприятию, но и своим личным участием способствовала возобновлению постановки; все костюмы были выполнены в её всемирно известных мастерских." Добавлю: Коко Шанель пригласила семью Стравинских пожить на её вилле «Бель Респиро». где сама появлялась редко, т. к. имела хорошую квартиру и множество дел в Париже. Два года композитор с семьёй жил на вилле, где им прислуживала горничная и кухарка, говорящие по-русски и нанятые специально Шанель для русского композитора. Кроме того, он получал от Шанель деньги на организацию концертов, а затем ещё и ежемесячное пособие, которое она выплачивала в течение 13 лет.

Надо заметить, что в литературе, кинематографе часто развивают мысль о романе композитора и законодательницы мод. Есть версия, что знаменитые духи «Шанель № 5» были созданы Габриель в период их увлечения друг другом. Однако, достоверных сведений об этой любовной истории не существует. А вот интересное высказывание самого Игоря Фёдоровича о Габриель Шанель: «Эту женщину выковало её время и история той эпохи, но она была из тех, кто сам помогал ковать историю. У неё было прекрасное чувство стиля, она всегда без всяких усилий оставалась женственной. Это в ней очень привлекает. Я уверен, что мог бы в неё влюбиться, но она, скорее всего, съела бы меня на завтрак». Коко Шанель умерла в январе 1971 года от сердечного приступа в изысканном парижском отеле «Риц». Рядом с её кроватью находилась икона, которую ей подарил Стравинский в 1920 году.

Стравинский и Коко Шанель среди друзей

Возвращаясь к рассказу о балете «Весна священная», приведу интересные факты. Дягилев называл «Весну священную» «Девятой симфонией нового времени», проводя аналогию с грандиозной 9-й симфонией с хором в финале Бетховена. В 1982 году партитура «Весны священной» была продана на аукционе швейцарскому меценату Паулю Захеру за 548 000 долларов США. Эта сумма стала самой большой, которую давали за автограф какого-либо композитора. Захер был лично знаком со Стравинским и приложил все усилия, чтобы заполучить раритеты, имеющие отношение к великому композитору. Сегодня фонд Захера обладает архивом Стравинского, включающим в себя 166 ящиков его писем и 225 ящиков сохранившихся музыкальных автографов, их общая стоимость составляет 5 250 000 долларов. В швейцарском городе Кларане, где композитор закончил работу над балетом, есть улица «Весны священной».

Летом 1914 года началась первая мировая война. Стравинский в это время живёт в Париже. Формируется русский корпус из русских подданных, проживающих во Франции. Композитор освобождён от службы в армии по состоянию здоровья. Он с семьёй уезжает в Швейцарию, которую, кстати, любил с детства, когда с родителями приезжал на летний отдых. В милой сердцу стране он проживёт до 1920 года, а затем уедет снова во Францию, где в 1934 году примет подданство.

В период с 1914 по 1923 год Стравинский много работает, нередко одновременно над несколькими совершенно различными по жанру и образному строю произведениями. Среди них «Свадебка» — русские хореографические сцены с пением и музыкой на народные тексты и на основе подлинных народных песен. Вот что пишет автор: «...я хотел представить подлинный обряд путём прямого цитирования народного, то есть не-литературного стиха... „Свадебка“ — это последование типичных свадебных эпизодов, воссозданное из обрывков типичных для данного обряда разговоров. Исходит ли речь от невесты, жениха, родителей или гостей, она неизменно ритуальна... В „Свадебке“ нет индивидуальных ролей, есть лишь сольные голоса, которые отождествляются то с одним, то с другим персонажем. Так, сопрано в первой сцене — это не невеста, но попросту голос невесты; тот же голос в последней сцене ассоциируется с гусыней. Подобным же образом слова жениха поются тенором в сцене с дружками и басом в конце; два баса, поющие без сопровождения во второй сцене, не должны отождествляться с двумя священниками, хотя многое в этой музыке может наводить на мысль о церковном обряде. Даже собственные имена в тексте, как то Палагей или Савельюшка, ни к кому в частности не относятся. Они были выбраны из-за их звучания, слогового строения и как типично русские». 13 июня 1923 года состоялось первое представление «Свадебки» в Париже, в «Театр де ла Гэте-лирик».

Были также написаны: «Прибаутки» — шуточные песенки для голоса и камерного оркестра на русские народные тексты; «Подблюдные» — 4 русские крестьянские песни для женского вокального ансамбля; «Байка про Лису, Петуха, Кота да Барана» — весёлое представление с пением и музыкой для четырёх певческих голосов и камерного оркестра по русским народным сказкам; «История солдата» — действо читаемое, играемое и танцуемое по сюжетам русских народных сказок о солдате и чёрте; комическая опера «Мавра» на сюжет, взятый из повести в стихах Пушкина «Домик в Коломне»; «Кошачьи колыбельные» — вокальная сюита для голоса и трёх кларнетов и многие другие произведения. Упомянув «Кошачьи колыбельные», не могу не сказать о том, что Игорь Фёдорович Стравинский обожал кошек!

Стравинский и коты

Не случайно свой первый период творчества композитор назвал «русским». Большинство произведений, написанных с 1908 по 1023 год, русские по сюжетам, жанрам, тематическому материалу. Так сложилось, что Стравинский жил вдали от России, но он всегда считал себя русским, думал и говорил по-русски, хорошо знал и любил народные песни, сказки и обряды. 26 сентября 1914 года Стравинский беседовал с Роменом Ролланом, который вспоминал: «Он приписывает России роль прекрасной и мощной варварской страны, беременной зародышем новых идей, способных оплодотворить мировую мысль. Он считает, что подготавливающаяся революция по окончани войны свергнет царскую династию и создаст Славянские Соединённые Штаты.»

Наряду с перечисленными произведениями, написанными в «русский период», есть балет с пением «Пульчинелла», написанный в 1920 году на основе музыки итальянского композитора XVIII века Джованни Перголези. Годом раньше Стравинский приехал в Париж по просьбе Дягилева, который и заказал ему этот балет, передав композитору несколько копий незаконченных рукописей Перголези, которые он нашёл в итальянских консерваториях и лондонских библиотеках. Стравинский с увлечением взялся за работу. Его очаровала музыка иного стиля, ясная, хрупкая и прозрачная. Однако, композитор не скопировал её, а на её основе создал яркое и остроумное произведение, со своей мелодической причудливостью и ритмическим узором, мягким звучанием камерного оркестра и остроумными вкраплениями тромбона, благодаря чему, типичные для старинной сюиты танцы — гавот, менуэт, а также, серенада, токката, тарантелла, зазвучали по-новому, свежо и пленительно. В основе сюжета, созданного Стравинским и Мясиным на основе неаполитанской сказки в духе комедии театра масок XVIII века, забавные любовные приключения Пульчинеллы — итальянского «брата» русского Петрушки. Премьера балета состоялась 15 мая 1920 года в парижской Гранд Опера. Несмотря на безусловный успех, были и критические суждения, о которых Стравинский написал следующее: «Меня бранили за сочинение „простой“ музыки, порицали за дезертирство по отношению к „модернизму“, обвиняли в отречении от моего „истинно русского наследия“. Люди, не слыхавшие до того моих оригиналов или не интересовавшиеся ими, кричали: „Кощунство! Классика принадлежит нам. Оставьте её в покое.“ Мой ответ им всегда был и остаётся неизменным: вы почитаете, а я люблю....Я был заранее готов к тому, что буду принят враждебно людьми, взявшими на себя охрану школьных традиций, и меня нисколько не удивило их возмущение. Я уже приучил себя не считаться с этим музыкальным полусветом, чья компетентность была для меня крайне сомнительна. Тем дороже было мне отношение людей, которые сумели распознать в моей партитуре нечто большее, чем искусную подделку под XVIII век».

Ко времени создания «Пульчинеллы» Стравинский стал истинным мэтром и кумиром. Княгиня Эдмон де Полиньяк не раз оказывала щедрую финансовую помощь дягилевской антрепризе и лично Стравинскому. Она заказала ему «Байку про Лису, Петуха, Кота да Барана» и оплатила первое исполнение оперы-оратории «Царь Эдип», состоявшееся в её салоне под рояль. У неё же впервые прозвучали: «Свадебка», концерт для фортепиано и духовых, соната для фортепиано. Ей композитор посвятил «Байку про Лису» и фортепианную сонату. Стравинского боготворили профессиональные музыканты, среди которых были молодые французские композиторы Габриэль Форе, Эрик Сати, Франсис Пуленк, испанец Мануэль де Фалья и многие другие, а также, поэт Жан Кокто, художники, среди которых был и Пабло Пикассо, оформивший «Пульчинеллу».

Пикассо. Портрет Стравинского

Великий художник и великий композитор были дружны все последующие годы. Пикассо сделал несколько портретов Стравинского. Вот один из них.

Этот портрет реалистичен, но были и портреты, написанные в ином стиле. С одним из них произошла забавная история. Однажды таможенники на итальянской границе заинтересовались необычным портретом композитора, написанным в футуристической манере. Изображение, состоявшее из непонятных кружков и линий, было мало похоже на портрет человека. В результате таможенники изъяли шедевр Пикассо, приняв его за секретный военный план.

Портрет Стравинского работы Пикассо, изъятый таможенниками

Балет «Пульчинелла» стал первым произведением — предвестником нового периода в творчестве Стравинского — «неоклассического». Неоклассицизм — это направление в музыкальном искусстве, особенностью которого является обращение композиторов к старинным жанрам и формам XVII — XVIII веков, таким, как фуга, пассакалия, менуэт, гавот, остинатные вариации (т. е., вариации с неизмено повторяющейся темой и меняющимся сопровождением. Пример — «Балеро» Равеля). При этом, вся эта старина насыщалась новыми, современными образами, воплощёнными в мелодике, гармонии, ритме, оркестровке и т. п. Композиторы доказывали, что классика вечна и способна раскрыть современность. Черты неоклассицизма есть в творчестве Брамса, Равеля, Прокофьева, Шостаковича, Онеггера, Стравинского и других композиторов. Важно то, что неоклассицизм не является эпохой, как венский классицизм, но направлением и стилистической составляющей.

Неоклассический период самый продолжительный — 30 лет. За это время Стравинский написал огромное количество различных по жанру произведений, обращаясь к древнегреческой мифологии (балет «Аполлон Мусагет», мелодрама для чтицы, тенора, хора и оркестра «Персефона», балет «Орфей»), к духовной католической и православной музыке («Месса» для хора и двойного квинтета духовых инструментов на латинский текст католической литургии, хоры «Отче наш», «Верую», «Богородице Дево, радуйся» на канонические тексты православных молитв), к жанрам симфонии, концерта, сюиты, сонаты, серенады. Он написал балет «Поцелуй феи» по мотивам сказки Андерсена «Снежная королева», в который включил мелодии своего любимого композитора П. И. Чайковского.

В 1926 году Стравинский по совету Жана Кокто обращается к сюжету трагедии великого древнегреческого драматурга Софокла «Царь Эдип», повествующей об Эдипе, который волею рока стал убийцей собственного отца и мужем своей матери, совершенно не подозревая о своей причастности к этим преступлениям. Трагическая судьба ни в чём не повинного человека, ставшего игрушкой высших сил, сильные страсти, высокая степень сопереживания горою трагедии — вот что привлекло композитора, что кардинально отличалось от сюжетов произведений «русского» периода. Стравинский написал синтетическое по жанру произведение — оперу-ораторию, стремясь максимально приблизить и музыкальный язык и сценическое воплощение к древнегреческому театру. Так, на заднике сцены должны были быть изображены очертания древнегреческого храма, почти все исполнители находились на сцене, пояснения происходящих событий произносил чтец (спикер) на французском языке. Само же произведение исполняется на языке латинском, который, по мнению композитора, больше всего соответствует возвышенному душевному состоянию героев.

Надо заметить, что Стравинский с удовольствием писал на необычные тексты, немузыкальные, если можно так сказать. Так, в 1913 году он написал «Три стихотворения из японской лирики», восхищаясь в процессе работы тем, что в японском языке нет ударения, и автор музыки получает большую метро-ритмическую свободу. О латинском языке «Эдипа» он писал: «Какая это радость сочинять музыку на условный, почти что ритуальный язык, верный своему высокому строю! Больше не чувствуешь над собой власти предложения, слова в его прямом смысле... Текст, таким образом, становится для композитора исключительнозвуковым материалом... Он может разложить его так, как хочет, и уделить всё своё внимание тому первичному элементу, из которого он состоит, а именно слогу. Не так ли поступали с текстом старые мастера строгого стиля?» Опера — оратория была закончена в марте 1927 года, что стало сюрпризом к двадцатилетию дягилевского балета и его Русских сезонов в Париже. Коцертное исполнение под рояль состоялось в салоне княгини Полиньяк, а 30 мая состоялась премьера в парижском театре Сары Бернар. Насладитесь же этим прекрасным произведением.

Среди инструментальных произведений «неоклассического» периода есть чудесный концерт для камерного оркестра «Дамбартон Оукс», написанный в 1937 года в качестве подарка Стравинского его американскому другу по случаю приобретения им виллы Дамбартон Оукс. Сочетающее в себе черты concerto grosso (большого концерта — многочастного с несколькими солистами) и старинной сюиты, это произведение яркое, не лишённое юмор и очарования. Это ещё одна сторона творчества великого композитора, «композитора тысячи и одного стиля»!

«Симфония псалмов» для хора и оркестра была написана в 1930 году. В этом году отмечал своё 50-летие один из лучших симфонических оркестров в мире — Бостонский. Состоялись несколько фестивалей, посвящённых юбилею, в процессе подготовки которых дирижёр оркестра Сергей Кусевицкий обратился к лучшим композиторам современности с просьбой сочинить произведения для празднований. Стравинский с радостью откликнулся на эту просьбу и написал произведение для хора мальчиков и мужского хора и оркестра, в который ввёл 2 рояля. При исполнении теперь хор мальчиков часто заменяют женскоми голосами. Текст «Симфонии псалмов» был взят из псалтыри. Это 38, 39 и 150 псалмы. 38-й — обращение грешника к Господу с мольбой о прощении и спасении, 39-й — благодарность за прощение грехов и 150-й — прославление Всевышнего. Несмотря на то, что произведение исполняется на латинском языке, автор, по его словам, писал музыку, опираясь на православные музыкальные традиции.

1939 год стал самым тяжёлым в жизни композитора. В этом году умирают одна за другой его мать, жена и старшая дочь, обостряется его болезнь — туберкулёз лёгких, начинается вторая мировая война. Стравинский приезжает с в США, где читает лекции о музыкальной поэтике в Гарвардском университете в Бостоне. Семь лекций в 1942 году были опубликованы в Нью-Йорке и Париже под названием «Музыкальная поэтика». Начало войны стала одной из причин того, что композитор остался жить в США, где по приглашению приезжает в Сан-Франциско, а затем в Лос-Анджелес. В этих местах он отдыхал душой, вспоминал о Лазурном береге Франции, где провёл много прекрасных дней. Обосновался Стравинский в Калифорнии в Голливуде, куда из Европы переселились в начале войны многие музыканты и писатели, среди которых были Арнольд Шёнберг, Томас Манн, Лион Фейхтвангер и другие.

В 1945 году Стравинский принимает американское гражданство. Забавный факт: в 1944 году Стравинский в качестве эксперимента сделал аранжировку официального гимна Соединенных Штатов, чем вызвал грандиозный скандал. Полиция сделала композитору предупреждение, что если подобное хулиганство повторится, ему будет выписан штраф.

С 1953 года начинается последний период творчества композитора, который он назвал «додекафонным». Додекафонией называется музыка, которая написана вне какой либо тональности мажорной или минорной. Основой произведения становится комплекс произвольно взятых звуков, не повторяющих друг друга — «серия», который преобразуется ритмически, темброво, путём полифонических приёмов развития, кстати, почерпнутых из музыки времён Баха. Такая техника композиции называется серийной или сериальной и основоположником её стал представитель «нововенской школы» Арнольд Шёнберг. Стравинскому было интересно познать и этот новый метод композиции и его результаты. Он создаёт ряд инструментальных произведений, но всё же возвращается к привычному для себя стилю. Пережитые беды становятся одной из причин обращения к музыке духовной: кантата «Проповедь, притча и молитва», кантата «Treni (Плач пророка Иеремии), Canticum sacrum (Священное песнопение) для солистов, хора и оркестра на латинакий текст из Ветхого и Нового завета, баллада «Авраам и Исаак», хоральные вариации на тему Баха, Реквием.

Стравинский часто думает о России, обращается к народным истокам — Канон на тему русской народной песни Он пишет: «В народных мелодиях и танцах скрыты те выразительные возможности, которые меня очаровывают.» В октябре 1961 года Игорь Федорович получил официальное приглашение Министерства культуры СССР. Он всегда тосковал по России. В октябре 1962 года заветная мечта сбылась — после полувекового отсутствия он приехал на родину, приняв приглашение отметить здесь 80-летний юбилей. Он дал несколько концертов в Москве и Ленинграде, встретился с Хрущевым. Но его приезд был омрачён пристальным надзором спецслужб, которые в своем служебном рвении даже отключали телефоны в гостиницах, чтобы ограничить контакты композитора с соотечественниками. Когда после этой поездки одна из родственниц спросила Стравинского, почему бы ему не переселиться на родину, тот с горькой иронией ответил: «Хорошего понемножку». О посещении Стравинским Советского Союза рассказывает документальный фильм, который я предлагаю вашему вниманию.

Последним произведением композитора стала поэма для голоса и фортепиано «Совёнок и кошечка» по поэме английского поэта XIX века Эдварда Лира. Произведение написано в 1966 году и посвящено жене Вере. На вопрос Роберта Крафта об истоках этого произведения Стравинский ответил: «Это музыкальный вздох облегчения, вырвавшийся после „Заупокойных песнопений“ (реквием в моём возрасте слишком задевает за живое), — опус, сочинённый с такой быстротой, что, по-видимому, вынашивался одновременно с предыдущим произведением».

Скончался Игорь Фёдорович Стравинский 6 апреля 1971 года в Нью-Йорке, а 15 апреля был похоронен на кладбище Сан-Микеле в Венеции, недалеко от могилы С. П. Дягилева.

Могила Стравинского

Музыка великого композитора продолжает жить и будет радовать и удивлять человечество пока оно существует на планете Земля. Имя и пямять о нём бережно хранится в разных уголках мира. Так, главным украшением живописной площади Стравинского в Париже является оригинальный фонтан, который тоже носит его имя. Имя Игоря Стравинского носит площадь и музыкальная школа, в Ораниенбауме. В честь композитора были выпущены почтовые марки и монеты. Во французском городе Монтрё есть музыкальная аудитория имени Игоря Стравинского. Имя «Игорь Стравинский» носят туристический теплоход и самолёт «Аэрофлота» А-319. В честь великого русского композитора названы: улица в Амстердаме, аллея в Лозанне. На планете Меркурий есть кратер, названный в его честь.

Не случайно имя И. Ф. Стравинского есть в космическом пространстве. Ведь его музыка как космос, прекрасная, манящая и не до конца познанная. И в этом её сила и притягательность ибо нет рамок творческой свободе, как нет границ у Вселенной по имени Стравинский.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: