ГлавнаяСтатьиЛекторий «Енот»: О развитии личности
Опубликовано 5.07.2017 в 16:15, статья, раздел Жизнь
автор: (Василий Костенко)
Показов: 990

Лекторий «Енот»: О развитии личности

Образовательный проект «Енот», старт которого пришелся на конец прошлого месяца, открылся лекцией о развитии личности.

Напомним, что спикером стал Василий Костенко — гость из Москвы, специалист в области психологии личности, психодиагностики, научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации Высшей школы экономики. Авторы проекта подготовили конспект лекции — самое интересное для тех, кто все пропустил.

«Личность — это движение к свободе». Конспект лекции о развитии личности.

Личность

В заголовке нашего сообщения значатся два понятия. Одно из них — «личность», другое — развитие того, что называют личностью. Разберем последовательно то, и другое, но начнем с более общего контекста, в котором развиваются сейчас эти понятия и эти идеи.

«Позитивная психология — это не про позитивное мышление. Она не отрицает негативные эмоции»

Стоит сразу оговориться, что позитивная психология [1] — это не про позитивное мышление. Она не отрицает негативные эмоции. Более того, данные множества исследований показывают, что негативные эмоции — это очень часто хорошо. Вопрос в том, каков баланс между позитивным и негативным аффектами. Человек, который чувствует глубокую удовлетворённость жизнью и переживает высокий уровень счастья, демонстрирует такое соотношение переживаний, при котором позитивные эмоции проявляют себя чаще, чем негативные. Чаще, но не постоянно. Счастье — это не перманентное переживание радости, такое положение скорее отражает особенности целого ряда клинических расстройств. Избыток, тотальное преобладание положительных эмоций может быть опасным постольку, поскольку наша психика, в том числе высшие ее формы, произрастают на твердой физиологической базе. Это прежде всего гормональная основа нашей деятельности. Гормоны — регуляторы всей эмоциональной жизни, но они, как и все ресурсы нашего тела, исчерпаемы. Если их расходовать без меры, то они быстро истощаются. Например, в случае биполярного аффективного расстройства за периодом возбуждения, периодом позитивного аффекта, неизбежно следует период депрессии, подавленности, дисфории.

BtIReD8ewgM.jpg

Позитивная психология довольно молодой «бренд» в науке. К 2000 году стало очевидным, что психология уделяет слишком много места клиническим расстройствам. Конечно, психолог прежде всего работает с проблемой, работает с тревогой, с негативными переживаниями. Мы приходим к специалисту, когда нам плохо. И то, что он делает, помогает нам вернуться к нормальному режиму жизни. Но в нашей внутренней жизни существуют не только отрицательные и клинические феномены, но и такие вещи, как счастье, развитие, благополучие. Позитивная психология как раз и ставит перед собой вопрос, как не только жить «не плохо», но и как жить хорошо, как поддерживать высокое качество жизни и счастья, как жить полной и вовлечённой жизнью, держать баланс между работой и жизнью, автономией и зависимостью, как повысить качество отношений с другими людьми и с самим собой. Такого рода и занимается позитивная психология как отрасль, объединяющая специалистов из самых разных областей психологической науки и смежных наук [2].

«Человек не такое уж простое существо. Он может действовать вопреки ситуации, вопреки внешнему давлению, вопреки внутренним импульсам»

Перейдем к понятию «личность». Есть три существенных момента, которые характерны для современного понимания этого термина.

1. Личность — это нечто не вполне внутреннее.

Когда мы говорим о личности, чаще всего мы хотим обратиться к внутреннему миру, к нашим переживаниям, к личному опыту. Все это есть в сознании, но не всё это можно отнести к личности. И личность сама по себе — она не находится просто у нас в голове или где-то в мозговых структурах. Оказывается, если мы хотим разобраться, что на самом деле отличает личность от всего того, что есть в нашем сознании — от мыслей, от чувств, от образов воображения — мы должны поставить вопрос иначе, выйти за пределы только внутреннего мира. Личность есть нечто открытое внешнему миру, она связана с внешним миром в единое целое. Если присмотреться, то любая черта характера имеет отношения к другому человеку или к социальным взаимодействиям. Например, такая черта личности, как жадность. Я не способен проявить жадность по отношению к себе самому. Мне необходим другой человек, чтобы быть жадным. Когда человек находится на необитаемом острове, он одновременно обладает личностью, всем тем, что он приобрел в ходе своей жизни, и одновременно — он не имеет возможности себя как личность проявить. Он не находится в социальном взаимодействии. Если, к примеру, я захочу перестать быть жадным, а захочу стать щедрым — я не способен сделать это только в своем воображении. Покуда я не проявлю щедрости по отношению к другому, я не перестану быть жадным.

Таким образом, современная академическая психология рассматривает личность как открытую миру систему, находящуюся с ним в постоянном взаимодействии. В этой системе есть, конечно, и внутренний мир. Невозможно замкнуть личность в самой себе. Более того, там, где личность оказывается неспособной по каким-либо обстоятельствам вступить в открытое взаимодействие с миром, она начинает терять степени свободы, терять свою адаптивность. Это клиническая траектория. Нет ничего более подавляющего личность, чем дефицит свободы [3], но об этом чуть позже.

Енот4

2. Личность — это «третий фактор».

Откуда произрастает личность? Традиционно в социальных науках мы рассматриваем два источника становления личности. Во-первых, это биологический источник, телесный. Во-вторых, это социальный, общественный, культурный источник. Если это объединить, то получается, что личность есть в целом нечто биологическое, взращенное в социальных условиях. Современная академическая психология смотрит на это по-другому.

Она размышляет так: если мы рассматриваем человека исключительно как биологического индивида, мы делаем его заложником его внутренних импульсов, его природы. Как биологические существа мы неуправляемы, достаточно жестоки, мы хотим удовлетворить свои потребности здесь и теперь. С другой стороны, если мы рассматриваем человека лишь как продукт формирования общества, продукт, который получился в результате воспитания, внедрения в наше сознание каких-либо установок и их постоянной внешней коррекции — то мы делаем человека функцией от социальной ситуации. Но человек не такое уж простое существо. Он может действовать вопреки ситуации, вопреки внешнему давлению, вопреки внутренним импульсам. Поэтому современная академическая психология рассматривает личность как «третий фактор». Как самостоятельную силу с собственным источником. Личность есть то, что, конечно, возникло не без учёта биологии, не без учёта социального, но с определённого момента — она есть самостоятельная причина того, что с ней происходит. Через эту силу и причину мы способны воздействовать на собственную жизнь и, что самое интересное, и на самих себя. Мы были одной личностью, можем стать другой личностью. По собственным установкам, по собственному желанию.

Енот5

3. Личность — это движение к свободе.

Зачем существует личность, куда она движется? Возможный ответ такой: личность — это движение к свободе. Формулировка кажется самой общей, даже философской. Но если мы рассмотрим процесс развития личности во времени, то он нас не ускользнет тот факт, что развитие личности есть последовательный процесс эмансипации, достижения автономии. Это достижение все большей свободы от разного рода социальных влияний, от собственных психических проявлений, от ограничений собственного тела. В конце концов, это есть и достижение свободы от самих себя, от самой личности — в том смысле, в котором мы оказываемся способны изменить себя как личность.

Так в самом общем виде воспринимает современная академическая психология то, что касается определения личности. Это то в человеке, что противостоит внутренним импульсам, нашему биологическому инстинкту, желанию или даже нашей собственной эмоциональной природе. Одновременно это то, что противостоит и внешнему давлению. Давлению большинства на меньшинство, давлению стереотипов и установок, которые могут быть очень полезными на определенных этапах развития личности, но на других этапах, если слепо следовать им, они могут завести нас совсем в другую траекторию. Вот эта самая «третья» сила, которая позволяет нам двигаться в сторону всё большей свободы, всё большей эмансипации, становясь тем самым причиной самой себе — это и есть личность [4]. Чем больше силы причинности в нас самих, тем в большей степени мы личность.

Енот1

«С каждым следующим этапом развития личности изменяется сам мир, в котором живет личность»

Не все, что развивается в нас, есть развитие личности. Допустим, я получил права на вождение автомобиля. Стал ли я более развитым как личность? Скорее всего, нет. Развитие навыков, способностей во внешней деятельности еще не добавляет мне зрелости как личности. Если же говорить о том, когда имеет место именно развитие личности, то это прежде всего способности к саморегуляции. Это означает: я стал способен управлять собой в большей степени, чем на предыдущем этапе. Я был импульсивен — стал способен регулировать свои эмоции; я был эгоистичен — стал способным услышать другого человека. Все это имеет отношение к другому человеку, к отношениям с миром.

Но что по существу есть развитие форм саморегуляции? Возможен такой ответ: нечто автоматическое становится осознанным. То, что раньше было за пределами нашего влияния, то, причина чего лежала где-то вне нашего сознания — в биологическом или социальном — оказывается нам подвластным. Мы сами становимся этому причиной, мы можем выбирать, поддаться этому внешнему влиянию или нет, или сами себе быть стимулом к действию, проявить волевое поведение. Чем больше мы владеем собой, тем более мы развиты как личность.

Во все времена мир остается для личности в своей основе одинаковым, он равнодушен к нашим потребностям. Различие лишь в том, в каких отношениях мы находимся с миром. Чем более пассивны эти отношения, тем более мы подчинены влиянию внешних сил. Но что тогда такое в сущности «быть причиной самому себе», быть «третьим фактором»? В чем отражается разность миров человека более зрелого и менее зрелого как личность? Прежде всего, это имеет отношение к способам и формам интерпретации себя и действительности. Если мир остается прежним, то изменяется то, как этот мир личностью воспринимается. Вернее сказать, изменяется то, что воспринимает, откуда воспринимается.

С каждым следующим этапом развития личности изменяется сам мир, в котором живет личность. Как отличить один мир от другого? Прежде всего, с помощью слова, понятия, знака. То, что происходит в одном мире и не происходит в другом, по-другому названо. Буду ли я интерпретировать действительность как враждебную по отношению ко мне — или я буду ей доверять. Будет ли моя жизнь разделена надвое, на плохое и хорошее, на удовольствие и неудовольствие — или это будут какие-то более глубокие переживания, целый набор каких-то чувств, их амбивалентность, сложность, глубина. Буду ли я объяснять то, что со мной происходит, с точки зрения личной выгоды или с точки зрения чего-то большего, превосходящего меня самого.

Развитие личности — это сложный путь, подходящий не каждому. На этом пути встречается огромное количество конфликтов. Там можно совершенно потерять себя, можно обнаружить в себе какие-то клинические симптомы, можно потерять окружение, в котором ты находишься, и обрести совершенно другое окружение. Однако каждый новый виток этого развития — это новая степень свободы, новые горизонты, новая глубина переживаний.

Список литературы:

[1] Селигман Мартин. Как научиться оптимизму. Москва: Альпина Паблишер, 2017.

[2] Леонтьев Дмитрий Алексеевич. Позитивная психология — повестка дня нового столетия // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. С. 36–58.

[3] Франкл Виктор. Человек в поисках смысла. Москва: Книга по Требованию, 2012.

[4] Леонтьев Дмитрий Алексеевич. Личность в непредсказуемом мире // Методология и история психологии. 2010. Т. 5. № 3. С. 120–140.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: