ГлавнаяСтатьиПрошловечное детство. Часть пятая, игровая
Опубликовано 24.06.2014 в 09:34, статья, раздел История, рубрика Прошловечное детство
автор: Валерий Рубцов
Показов: 1102

Прошловечное детство. Часть пятая, игровая

Итак, сегодня мы вновь отправляемся в далёкое советское детство, в те самые семидесятые-восьмидесятые, которым современники поставили клеймо «эпохи застоя». Может быть, это так и было. Кто знает? Но нам, мальчишкам и девчонкам тех незабываемых лет, это время казалось самым счастливым. Ведь вся жизнь ещё была впереди…

Околокультурные воспоминания о тех годах продолжат детские забавы. О всевозможных видах собирательства мы вам рассказали в первых выпусках «Прошловечного детства». Теперь пришла очередь другого времяпрепровождения советских школьников. Ведь у нас не было смартфонов, планшетов и компьютеров. А по телевизору редко показывали что-нибудь интересное. Поэтому развлекать себя приходилось самим. Тем более, для этого в арсенале была масса прелюбопытнейших игр. И начнём мы именно со школы. Ведь даже на переменах (а иногда и уроках) было чем заняться.

Конфетные радости

Главной нашей настольной школьной игрой в начальных и средних классах была, конечно, игра в фантики. Сейчас трудно себе представить, чтобы современные детишки не выбрасывали обёртки от конфет, а аккуратно складывали из них квадратики и треугольники. И не для коллекции, а для игры.

Развлекались ими, конечно же, на переменах. Играть просто. Для этого нужно было иметь с собой только несколько фантиков и всё. Тем, кто первый раз слышит о такой игре, рассказываю правила.

Фантик кладётся на ладонь. Игрок ударяет ладонью с фантиком по нижней кромке столешницы так, чтобы тот подлетел вперёд и упал на стол. Второй игрок делает то же самое, но нужно, чтобы его фантик накрыл другой, хоть уголочком. Тогда он забирает оба и начинает снова. Если нет, то первый игрок достаёт ещё один фантик и бьёт сам, пытаясь накрыть фантик противника. Так они оба стучат по столу, пока не закончатся у одного из игроков все фантики.

Играть могли и несколько человек. Так даже интереснее. Можно было одним ударом накрыть сразу два фантика. Кстати, если фантики только касались друг друга, то игрок повторял удар. Никаких других специальных правил игры у нас не было. Вот такое простое и очень азартное развлечение.

Больше всего ценились фантики от шоколадных конфет. Они были яркими, сверкающими. Их старались выиграть и боялись проиграть. Помню, одно время у меня дома была большая коробка, доверху набитая фантиками. И перед тем как идти в школу я выбирал, какими буду сегодня играть.

Бумажные войны

Но, пожалуй, основная часть школьных забав на переменах и уроках делалась в школьных тетрадях, которые стоили в те годы всего-то пару копеек. Поэтому использовались они не только по прямому назначению, но и для рисования, и игр.

Самые распространённые игры в тетрадках. Они существовали всегда и благополучно дожили до нынешних дней – это «Крестики-нолики» и «Морской бой». О правилах этих игр рассказывать смысла нет. Их знают все, и я предполагаю, будут знать и через сто лет. Это самое простейшее, что можно было придумать в паузу между уроками или (о ужас!) прямо на уроке, если предмет казался скучным и неинтересным.

Но были и другие, не менее интересные развлечения. Я не могу вспомнить, играли в какие-то свои специальные игры между собой девочки, но у нас, пацанов, главными играми были военные. Как это ни странно, в мирное время.

Например, «Танчики». Из середины тетради вытаскивался двойной лист. На одной его части игрок рисовал свои танки и пушки, а сосед по парте – на второй части листа. Выстрел рисовался чернильной ручкой на своей половине, лист складывался, прижимался, и там, где оставался отпечаток от выстрела, рисовался взрыв. Главное было – попасть в технику противника.

Ещё одна игра – «Самолётики». Каждый из игроков по краям своей стороны листа рисовал по десятку самолётов и штаб с флагом. В отличие от «танчиков», в «самолётики» играли карандашом. Игрок ставил его на нос самолёта вертикально грифелем вниз. Нажимая пальцем на верхнюю часть карандаша и чуть-чуть наклоняя в сторону противника, мы выбирали силу и направление полёта. Если нажать посильнее, карандаш соскальзывал и прочерчивал на листе небольшую чёрточку. Это и было частью полёта. На конце чёрточки вновь рисовался самолетик. Противник делал то же самое. Так постепенно, ошибаясь иногда направлением и силой, мы двигали свои самолёты друг к другу. Главное было «сбить» самолёт противника, прочертив свою чёрточку прямо через него. А потом и штаб добить. В зависимости от начального количества самолётиков, игра могла быть долгой. Хватало на большую перемену.

Трясуны

А вообще, всех вариантов спокойных школьных настольных игр не упомнишь. Разные поколения придумывали свои варианты всевозможных игр на партах и в тетрадках. Кто-то играл в «Точки» (рисованный вариант традиционной японской игры «Го»), кто-то в «Камень-ножницы-бумагу» на щелбаны.

Но в классах постарше обычные игры на щелбаны по лбу уже не так были интересны. Наличие постоянной мелочи, сэкономленной на завтраках-кино-мороженом, жгло карманы. Поэтому и игры уже были более азартными.

Это сейчас мелочь не так интересна. Много ли на неё купишь? Но в прошлой части нашего «Прошловечного детства» мы вспомнили, что можно было купить на те монетки. Ценность их была намного выше. Поэтому и проиграть можно было недельный обед или выиграть билет на вечерний сеанс в кино.

А называлась эта азартная школьная игра «Сека». Правила просты. Каждый скидывается по монетке (или нескольку), один из игроков кладёт на ладошку, накрывает другой и трясёт. Второй игрок говорит «стоп» и называет «орёл» или «решка». Верхнюю ладонь убирают и смотрят. Игрок забирает все монеты, лежащие той стороной вверх, которую он назвал. Второй забирает оставшиеся. Если монет равное количество, объявлялась «сека» и трясли снова.

Конечно, учителя нас гоняли с этой азартной игрой, поэтому мы играли по углам на переменах или после уроков. Своеобразный вариант детского казино на двоих. Игра была честной, так как мухлевать в ней было очень сложно. Но остаться на неделю без обедов возможно.

И это, конечно же, далеко не всё. А вот во что ещё играли в советских школах, мы вспомним уже на следующей неделе. В очередной части «Прошловечного детства».

Фото с сайтов luntiki.ru, libo.ru

ЧИТАЙТЕ В ЦИКЛЕ:

Прошловечное детство. Часть первая, марочная

Самое удивительное, что эти маленькие бумажки открывали нам целый мир, который был не особо известен из школьной программы. Мы знали в лицо всех царей по дореволюционным маркам, знакомились с репродукциями знаменитых картин и моделями всевозможной техники.

Прошловечное детство. Часть вторая, собирательная

В то время любая недорогая печатная продукция становилась предметом детских коллекций. Кто-то собирал календарики, кто-то вырезки из журналов, а кто-то автобусные билетики. Не было предела фантазии пионерского детства.

Прошловечное детство.
Часть третья, мусоросборочная

Несомненным девичьим хитом была жвачка «Love is». Милые картинки, разъясняющие, что такое любовь, сразу же стали популярными. На них можно было гадать и учиться новым отношениям с мальчиками. Сначала эти вкладыши выпускались на английском языке, а потом появились и переводные.

Прошловечное детство. Часть четвёртая, мелочная

Это сейчас в кошельке всё, что меньше десятирублёвика, уже не воспринимается за полноценную монету. Тогда было по-другому. На любую денежку, случайно найденную в дальнем кармане, можно было что-нибудь приобрести.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: