ГлавнаяСтатьиДмитрий Иванов: «...всегда меня манили тайны и приключения»
Опубликовано 27.06.2017 в 10:59, статья, раздел Искусство, рубрика Читальный зал
автор: Григорий Князев
Показов: 831

Дмитрий Иванов: «...всегда меня манили тайны и приключения»

С Дмитрием Ивановым (не путать с Дмитрием Ивановым-Бардымским) я познакомился, еще когда я был студентом первого курса. Впервые я встретился с ним на салоне у Марии Васильевой, где и услышал его произведения в авторском исполнении. А теперь у меня появилась возможность познакомиться с творчеством Дмитрия поближе — уже в рамках нашего Литературного проекта, одним из авторов которого стал и он.

Дима Иванов1


— Дим, я знаю: ты пишешь, в том числе, и на заказ. Писательство для тебя — еще призвание или уже профессия? Трудно ли тебе писать на заказ и как сочинять качественные вещи по заданию? И трудно ли было пробиться в эту нишу, как пробился ты и дорожишь ли таким признанием?

— Призвание или нет, это, мне кажется, лучше ответят читатели, и те, кто смотрел «Сказы мальчика Онфима» и «Новгородское Вече» в Кремле. Профессия ли? Иногда мне за это платят, но это совсем не означает, что мне приходится писать не то, что думаю. От некоторых заказов я отказывался, если они противоречили моим убеждениям. Трудно ли было пробиться? Я просто писал для души, для друзей... Потом попросили написать для мероприятия, другого, третьего... Но никуда «пробиваться» не пришлось. Дорожу ли признанием? Хм... если меня об этом спрашивают, значит, оно есть. Конечно, дорожу. Ведь счастье — это когда тебя любят. (Это в спектакле «Морозко», в котором я играл, так Настенька говорила.)

— Когда ты пишешь вещи для общегородских мероприятий, что ты испытываешь в процессе работы над такими своими произведениями? Настолько ты вкладываешься в эти тексты, в сравнении с теми, которые пишешь по собственному желанию?

— Любые тексты требуют внимания и напряжения всех сил. Некоторые пишутся на одном дыхании, некоторые выстраданы и тысячекратно исправлены. И это не зависит от того, написан ли он по чьей-то просьбе или я сам захотел это написать. Если хочешь, чтобы вышло что-то стоящее, надо тысячекратно проверять и править свою работу, искать каждое слово... Иначе графомань получится. И, если честно, я редко бываю сам доволен своими произведениями.

— Известно, что ты работал в театре драмы и в Новгородском музее-заповеднике. Как на твою литературную деятельность повлияла работа в этих двух местах?

— Я работал в этих учреждениях в разное время. Что касается театра, увлекался им с детства. Актёр и писатель постоянно должны проживать жизни своих героев. Чувствовать себя и принцем и Кощеем, и героем и негодяем. А иначе получится враньё и на сцене и в книге. А история.... Археологией тоже с детства интересовался. И всегда меня манили тайны и приключения. Для меня история — не список дат, а вечный поиск ответов на загадки и вопросы, возникающие в этой науке.

— Успеваешь ли ты читать художественную литературу и есть ли у тебя настольная книга?

— Читать для души удаётся ещё реже, чем писать. Сейчас пытаюсь дочитать книгу Дмитрия Емца «Самый лучший враг». В неделю по нескольку страничек успеваю. Но фэнтези очень люблю, как и фантастику. Из более серьёзного чтива — часто заглядываю в монографию Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу», разные энциклопедии и справочники.

— Ты участвуешь в экспедициях Космопоиска, ищешь так называемые аномальные зоны. Что это такое и является ли для тебя сфера писательства своеобразной «аномальной зоной»? А что ты ищешь и находишь в литературе?

— Я люблю разгадывать загадки природы, раскрывать тайны и если где-то вижу сообщение о каких-либо странностях, как магнитом тянет туда. Рад, что нашёл единомышленников, с которыми можно отправляться в трудные и опасные путешествия. Аномальных зон полно в Новгородской области, кстати. И их изучение, и даже сами поездки — это отличная подпитка для творчества. Если говорить о литературе, как об аномальной зоне, то для меня её аномальность начинается с неожиданного поворота сюжета, с создания необычной ситуации в произведении, и продолжаться может в поиске новых форм. Так получились «Египетские сказочки» — до сих пор не могу понять, что это такое, но кому читал, всем нравится. В литературе ищу технику — слова, для раскрытия образов, образы, для раскрытия замысла, а вот замысел, порой вынашивается годами. А иногда появляется мгновенно. Это всегда по-разному.

Дима Иванов2


— Ты пишешь во многих жанрах: например, былины, баллады, сказки... Какой твой излюбленный жанр, в каком жанре тебе пишется легче, какие еще жанры хотел бы освоить?

— Никогда не позиционировал себя, как поэта. Иногда пишу стихи... Но я прозаик, и люблю писать рассказы. Давно хочу начать работать в жанре научной фантастики. Сейчас соберусь с силами и.... Что-нибудь напишу, и надеюсь, оно получится.

— Ты говоришь, что обращение к вышеперечисленным жанрам — это дань традиции, но что ты пишешь современно. Постмодернист ли ты? Как избежать стилизации, не стать эпигоном?

— Если честно, я не заморачиваюсь такими вопросами. Пишу, как пишется. А остальное — это задача критиков. Если ты говоришь, что пишу современно — я рад, значит современно. Хотя, я просто пишу так, как получится. Когда пишу фэнтези и сказки — я сказочник, когда пишу про деревню — деревенщик, про войну — баталист.

— Как сложился твой писательский язык, твоя интонация? Доверяешь ли ты своей речи, в каких ты с ней отношениях?

— В жизни приходилось общаться с разными людьми. Для актёра и писателя — это настоящее сокровище. От них я учусь манере общения, пытаюсь понять их картину мира, их мысли и чувства. Ведь задача писателя — максимально точно выразить то, что он хочет сказать. И тут важно, чтобы читатели поняли меня. Потому стараюсь писать на языке, понятном читателю, а вот насколько это выходит, судить уже им. Это искусство, которое оттачивается всю жизнь, и нет предела совершенству.

— Ты больше прозаик, чем поэт, но ты пишешь и стихи. Что для тебя в таком случае значит поэзия?

— Много лет назад я услышал одно забавное определение стихов — «наилучшие слова в наилучшем порядке». Видимо стихи пишу тогда, когда чувствую, что это лучшее средство для выражения замысла. Гайку закручивают ключом, а винт отвёрткой.

— Считаешь ли ты себя именно новгородским автором, самобытен ли ты? Как ты расцениваешь современную ситуацию с литературой в нашем регионе, в стране, в мире?

— Родился в Новгороде, и всю жизнь в нём прожил. По поводу самобытности — это задача литературных критиков, не хочу отнимать у них кусок хлеба. Для того, чтобы оценивать литературную ситуацию в регионе, надо мониторить литературную ситуацию по стране, и на основе анализа делать выводы. Что касается страны и мира, о нынешней ситуации можно будет судить лет через двести. Пока могу сказать, что в эпоху Пушкина и Лермонтова таланты были, но их не берегли. Если произведения нынешних авторов проживут столько, то сегодня ситуация лучше, чем тогда. А если серьёзно — то удручает ситуация с изданием молодых авторов. В подавляющем большинстве случаев это возможно сделать только за большие деньги. То есть мало обладать талантом писателя. Надо ещё оказаться материально обеспеченным, чтобы оплатить издание своих книг. А когда писателю зарабатывать деньги, если он пишет? И это не связано с меркантильностью издательств. Издатели сами поставлены в условия выживания, потому по-настоящему талантливые авторы, зачастую оказываются за бортом, а издают часто того, кто может заплатить, а не того, кто пишет лучше. Хотя, бывают и исключения.

— Кто твои учителя в мировой литературе? Мешают ли тебе разные литературные влияния или, наоборот, способствуют собственным творческим озарениям и находкам?

— Очень люблю произведения Вадима Шефнера. Захватывает его лёгкий язык и ирония. Несколько раз перечитывал его «Сказки для умных», «Сестру печали» и «Имя для птицы...». Люблю Пушкина, Булгакова, Мопассана... Разные литературные течения не мешают. Они существуют, как набор инструментов у столяра или токаря. Они помогают наиболее эффективно реализовывать творческий замысел.


Продолжение (а именно: проза Дмитрия Иванова) следует...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: