ГлавнаяСтатьиPlaylist: Scythelence - Неукротима ярость царя
Опубликовано 16.06.2014 в 18:38, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Иван Прокофьев)

Playlist: Scythelence - Неукротима ярость царя

Историческая инсталляция «Неукротима ярость царя» проекта «Дозорная башня» уже второй сезон знакомит посетителей башни Кокуй с одним из самых трагических эпизодов истории Новгорода. Автор идеи заслуженный артист России Даниил Донченко обратился к «Повести о разгроме Новгорода Иваном Грозным», написанную очевидцем или со слов очевидцев событий. Карательный поход первого православного русского царя был направлен на укрепление границ государства. А поводом для столь суровой кары послужили подозрения Ивана Грозного об измене новгородцев, их участии в заговоре против царя и стремлении отдать город польскому королю Сигизмунду-Августу. Шесть недель в Новгороде, на Городище и окрестностях города бесчинствовало опричное войско. По многочисленным просьбам зрителей мы решили познакомить с музыкой, которая оформляет инсталляцию. Она вышла в формате альбома «Неукротима ярость царя». Для читателей ОК-журнала автор Иван Прокофьев (музыкальный проект Scythelence) рассказывает о своем замысле.

В формате инсталляции «Неукротима ярость царя» музыка становится самым подвижным элементом композиции. Передо мной стояла задача сделать саундтрек кинематографичным, выделить главные элементы повествования, окрасить события, поселить определённые чувства в зрителе. Гнетущие и тревожные темы всегда были мне близки. Помимо музыки к фильмам, круг моих интересов включает такие жанры, как эмбиент и дарквейв, что также помогло мне в создании этого альбома.

Пролог
01 - В лето 7078-го году

Вступление к проекту задумывалось как повествование от лица сломленного человека. Пережитое настолько его потрясло, что ему безразлично происходящее вокруг, безразлична собственная судьба. Пусть погаснет огарок, при свете которого он повествует свою историю, пусть его никто не слушает, пускай его самого заметёт снегом – ничто уже не имеет значения. Динамика и наполнение этого трека созданы в унисон со словами рассказчика. Я хотел музыкально сымитировать мимику, чтобы в нужных местах музыка хмурилась, вздыхала или отрешённо смотрела в сторону. Ближе к концу появляется музыкальная тема из трека «Трисвятое». На музыканта всегда оказывает влияние музыка, которую он слушает. В этом треке я подражал гипнотической повторяемости ранних записей группы Arcana, разбавив запись разреженными музыкальными фразами в стиле атмосферных саундтреков Джеймса Ньютона Ховарда.

Акт I
02 - Во узах железных

Сюжетно этот трек соответствует оцеплению города. Передать состояние тревоги и предчувствия беды было главным. Звучит лязг цепей, стучит калитка. Улицы безлюдны, и в сплетённых в канат тембрах рога, контрабаса и контрафагота, как бормотание под нос, всплывает тема «С нами Бог».

03 - С нами Бог

Хоровая тема предложена постановщиком. Здесь знаменный распев отражает надежду жителей Новгорода на то, что всё обойдётся. Это самовнушение, разговор с собой на фоне надвигающейся угрозы.

04 - У Чёрного креста

Сцена встречи опричного войска с духовенством на мосту через Волхов, когда архиепископ Пимен (а с ним и весь Новгород) был публично обвинён в измене. После этого действие переносится в Софийский собор, где трапеза Грозного и его людей внезапно превращается в погром. Я попытался передать в музыке нарастающий гнев и при этом отразить инфернальность фигуры Грозного. Образцом для меня стала музыка Войцеха Киляра к фильму «Дракула».

05 - Горевест

«Гойда» – это клич, по которому начался погром. После него архиепископа взяли под стражу и повезли по городу, заставляя выносить издевательства. Начался разгром церквей, разорение Софийского собора, наказание священников и монахов. «Горевест» возвещает об этом перезвоном расколотых колоколов. Это противоположность благовеста, звон об ужасе и горе. Деструктивную природу происходящего я решил отразить элементами «рваных» жанров – глитч и брейккор. Ритмика перезвонов Софийской звонницы позволяет использовать и на себе приёмы этих стилей музыки.

06 - Стихира

07 - Неисповедимые кровопролития

Городищенские казни – образец нечеловеческой жестокости и садизма. Когда людей варили в котлах, забивали дубинами, волокли за санями и бросали в реку, добивая баграми, ужас от происходящего нельзя преувеличить. Поэтому это трек с угловатым стаккато, равнодушным и неумолимым боем барабанов, со звуками топора и крика.

Акт II
08 - Шесть недель

Музыка безысходности. Время, текущее сквозь грязь и разложение разорённого Новгорода. Изуродованные тела в воде, забитый скот, остывающие пепелища. Это запись в стиле эмбиент в обычном его понимании. В этом жанре образцом для меня является шведский музыкант Петер Андерссон.

09 - Сам един безсмертный

10 - Милостиво слово

Контраст речи Грозного, произнесённой почти с отеческим благодушием, на фоне шести недель жестоких убийств и грабежей поражает до глубины души. У меня стояла задача отразить чувство собственной правоты царя, его веру в то, что он воплощает «гнев божий». Поэтому в музыке слышна патетика. Искрящиеся колокола и протяжные тромбоны передают внутренний свет оратора. На фоне декораций разгрома эта музыка тоже выглядит контрастно. Во время написания я переслушивал избранные треки Джеймса Хорнера и Джона Уильямса.

11 - Трисвятое

12 - О како беззаконное сонмище

13 - Из глубины речной

Дань памяти погибшим. Несколько минут, чтобы подумать о тех, кто сгинул во время этого жуткого события. Завуалированные звуки колоколов, далёкий девичий напев призваны создать потустороннее впечатление.

14 - Со святыми упокой

15 - Думка

Попытка осознать произошедшее, придать этому какой-то смысл. Снова появляется тема «С нами Бог». Гусли пытаются сказать что-то, но запинаются, не договорив.

***

В записи альбома принимали участие Анатолий Устинов, Юлия Шеронова, Марина Попова, Артем Поликарпов, Дмитрий Гаврилов, Алексей Тишин, Дмитрий Корягин, Дмитрий Веселов, Никита Кондратьев, Сергей Щетников, Даниил Корунов, хормейстер Юрий Никифоров. В альбом также вошли дополнительные инструментальные треки, которые можно услышать, скачав релиз с официального сайта музыканта www.scythelence.com.

Инсталляция продолжит работу до конца туристического сезона в башне Кокуй с 12.00 до 20.00, выходные дни – понедельник и четверг.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: