ГлавнаяСтатьиМихаил Ермаков о династии, дрессуре, зоозащитниках и рекорде Гиннеса
Опубликовано 19.06.2017 в 10:09, статья, раздел Город и мы
автор: Марина Чупракова
Показов: 3028

Михаил Ермаков о династии, дрессуре, зоозащитниках и рекорде Гиннеса

В Великий Новгород приехал с гастролями Цирк-шапито «АКАДЕМИЯ». Редакции ОК-журнала стало известно, что один из артистов — Михаил Ермаков, жонглёр и дрессировщик собирается поставить в Великом Новгороде рекорд Гиннеса. Михаил планирует набить плечом мяч 2000 раз. О рекорде, дрессуре, зоозащитниках и цирковом искусстве он рассказал в интервью #окультурено.

Цирк-шапито Академия Великий Новгород (30).jpg

— Расскажите о своей карьере. Как вы попали в цирк?

— Этот вопрос с детства ставит меня в тупик. Я родился в цирке. В цирке родился мой папа, и мой дедушка в цирке с молодых лет (начинал там работать ещё после революции). У нас цирковая династия. Мы 100 лет в цирке, но сменилось всего лишь три поколения. 

Номер отца Михаила Ермакова:


— То есть вы просто решили пойти по стопам родителей?

— Я не решал. Меня начали готовить к цирку, когда я еще ничего не осознавал. Это моя великая проблема: думаю иногда, а мое ли это? Но так меня изначально воспитали, я рос с мыслью о том, что должен продолжить династию. Мой дедушка был сильный артист, папа был сильный артист. Если ты не будешь молодцом, то опозоришь всю фамилию. Это сложный для меня момент рефлексии, но мне не приходилось выбирать цирк. Цирк выбрал меня. ЕвдокимовыЦирк-шапито Академия Великий Новгород (34).jpg

— Есть ли у вас высшее образование?

— У меня есть вышка, но она вообще не по специальности, я теолог-преподаватель. Тем, кто рос в цирке, не обязательно идти в цирковое училище, потому что нас готовят к работе с малых лет.

— Верите в Бога?

— Теология — это научная дисциплина. Это очень интересно. Ты начинаешь по-другому относиться к религии и философии. Я считаю, что я получил хорошее классическое гуманитарное образование. И да, я верующий. 

— Чем ваши родственники занимались в цирке?

— Профиль моей семьи — дрессировка. Мой дед дрессировал медведей и лошадей. Даже есть вырезка о нем из газеты за день до Второй Мировой войны.Цирк-шапито Академия Великий Новгород (33).jpgПотом дедушка остановился на дрессуре собак. Мой папа тоже сначала был жонглером, а потом стал заниматься дрессурой. Я как жонглёр уже реализовался, сейчас понемножку занимаюсь трюками из семейного номера «Собачья академия профессора Ермакова». Но в мечах я чувствую себя уверенней, по энергетике я сильней. 

— Энергетика для циркового артиста важна?

— Цирк отличается по подаче от театра и других видов сценической деятельности. Люди сидят вокруг тебя. На эстрадное выступление идут за конкретным артистом или номером, в цирке чащи всего, зрители - это взрослые, которые привели своих детей.Они не пришли на конкретного артиста. И им по барабану, что им покажут, главное, чтобы это было неплохо. Поэтому чтобы взять такого зрителя, нам приходится гораздо сильнее энергетически бить в зал. Певцам и актёрам проще: зритель перед ними, чаще всего, он пришёл посмотреть на конкретную звезду и знаком с её творчеством. На сцене можно дольше паузу держать, проще фокусировать внимание. Часто театральные или эстрадные артисты, приходя на манеж, теряются.

— На каких сценах вы работали?

— Вообще я из большого московского цирка на проспекте Вернадского. Наши директора — Запашные. В нашей цирковой жизни очень часто приходится не только на манеже выступать. Выступал на именитой сцене Le plus grand cabaret du monde в Париже. Я выигрывал международные фестивали. В Европе я могу перечислить только страны, где не был. Работал в казино в Америке. Цирк — очень такая разнообразная работа, как у вас, журналистов: ты то тут, то там.

— То есть вы не работаете в одном месте?

— Нет. Конкретное шапито нанимает артистов. Как и в любом шапито, мы соблюдаем баланс: набираем артистов разного уровня, чтобы выступление окупилось. Есть рынок цирковых артистов. То есть артист может оказаться и в Париже, и в деревне Агаповка — смотря какой цирк его наймёт.. В этом и интерес цирковой жизни — смотреть мир, узнавать новое.

— Сложно ли жить кочевой жизнью?

— Мне сложно на месте сидеть. Для меня потолок нахождения на одном месте — три месяца. На меня давит нахождение в одном месте. В моей жизни не было случая, чтобы я просидел дома год.Цирк-шапито Академия Великий Новгород (22).jpg

— Как относитесь к высказываниям зоозащитников, которые утверждают, что над животными в цирках издеваются? Как дело обстоит на самом деле?

— В моем детстве таких вопросов не задавали вообще. Сейчас их задают все. То, что над животными в цирке не издеваются, легко доказать с точки зрения выгоды. Так как у нас потребительское общество, давайте я вам объясню на языке выгоды и денег. Представим: мои животные — это то, чем я зарабатываю себе на жизнь. Если они будут болеть и плохо себя чувствовать, они будут плохо работать, болеть — то и я буду плохо зарабатывать. Если у меня будут забитые животные, запуганные, то зрители сразу это почувствуют и увидят (эмоцию собаки легко считать). И тогда  на меня будет меньше спроса. А если у меня животные радуются и работают с удовольствием, то мне это в плюс. Зрители лучше реагируют и на меня больше спроса. Получается, я сам заинтересован в том, чтобы мои животные отлично себя чувствовали. Ну конечно, в семье не без урода, и в цирках бывали такие люди, которые наказывали животных. Это как иногда лишают родительских прав за то, что люди плохо относятся к своим детям. Но можем ли мы сказать, что все русские бьют детей? Бывают прецеденты, но большая часть животных в цирке живет дольше, чем в зоопарках и дольше, чем на воле. У нас есть пес Шуруп — наш любимчик на пенсии, он слепой, ему 17 лет, но мы его возим с собой, он отдыхает. Сейчас в цирке работает его сын.Цирк-шапито Академия Великий Новгород (13).jpgЦирк-шапито Академия Великий Новгород (14).jpg У них тоже династия. Мы готовим профессионального человека, который ухаживает за моими питомцами. Мы за 100 лет работы много лет знаем, как за ними ухаживать. Они живут лучше, чем в зоопарке. В зоопарке животные лишены цели. Природа так устроила животных и людей, что мы добываем себе пропитание. Если у тебя нет работы, ты сидишь целыми днями дома, тебе будет скучно. Дрессура строится по такому принципу, что когда животное делает какой-то трюк, оно получает еду. Выполнение задания у него подсознательно привязывается к охоте, к естественной среде. Ему нравится работать и репетировать.  А про себя же скажу: как вы уже заметили, большая часть моих подопечных - это дворняжки. И это не просто так.Эта традиция идет ещё от дедушки. Мы подбираем бродячих собак, выхаживаем их  и делаем из них артистов. Такие Золушки работают в нашем номере. Цирк-шапито Академия Великий Новгород (4).jpgЦирк-шапито Академия Великий Новгород (24).jpg

— Кого легче воспитать — себя или питомца?

— На животное нужно больше терпения. А себя... если вы занимаетесь тем делом, которое вам нравится, вы не работаете. Моя мама всю жизнь проработала с отцом дрессировщиком. Она любит работу, приходит к собачкам и возится с ними, любит их, ей это нравится. Это её жизнь. 

— Как вы считаете, долго ли ещё будет жить цирковое искусство? 

— Цирк — это тоже бизнес. Есть канадский цирк, который работает без животных. Чтобы привлечь посетителей, они разработали проплаченную компанию с зоозащитниками, которая подавала в суд на классические цирки. Недавно закрылся старейший в США передвижной цирк братьев Ринлинг, Барнума и Бейли, проработавший 146 лет. Они постоянно судились с зоозащитниками. И каждый год зоозащитники проигрывали, потому что придраться было просто не к чему.  Также закрылся самый большой традиционный цирк Италии. Но в итоге, эта рекламная компания ударила бумерангом по самому дю Солею. Артисты стали уходить из цирка, так как на рынке стало меньше хороших артистов. Всё идёт к тому, что классический цирк вымирает. Это очень грустно. Ведь цирк — самое искреннее из искусств.

— Расскажите про свой номер с жонглированием.

— Этот номер делал мой отец, он один из первых в мире сделал номер в спортивном стиле и стал работать с мячами. У меня долго не получалось, даже мой отец сказал вначале, что это не моё. Но потом я всё-таки взялся, у меня получилось, ноя травмировался и разорвал плечо. Меня повезли оперировать в Германию. Дрессировщики Ермаковы Цирк Номер с собачками (4).jpg

— Из-за жонглирования разбили плечо?

— Нет, я танцевал брейк-данс. Мне сделали сложную операцию, но не гарантировали, что я восстановлюсь и так же смогу жонглировать. Мне изменили физиологию сустава и потом пришлось заново учиться жонглировать. Ушло около года но восстановление.Слава Богу, получилось восстановиться и даже выйти на новый уровень, добавив в номер разные танцевальные стили.

— Как вы пришли к современным танцам из циркового искусства?

— Цирк неразлучен с пантомимой и пластикой. Актерское мастерство — обязательная дисциплина. Если артист никогда не танцевал, не владеет телом, если он просто даже дойдёт до центра манежа, у него получится это коряво. Чем ты больше развит в дополнительных дисциплинах, тем лучше. 

— С каким из ваших трюков вы будете ставить рекорд Гиннеса?

— Я набиваю плечами футбольный мяч 2000 раз. Дрессировщики Ермаковы Цирк Номер с собачками (15).jpg

— Какие требования книги рекордов Гиннеса?

— Нужны два свидетеля, которые компетентны в этой области, они должны присутствовать на видео. Видео должно сниматься в открытом помещении, свободном для входа и выхода. Камера должна стоять на месте и не двигаться. Нельзя уходить из кадра. Нужно сделать фото мяча и одежды, в которой снимаешься. Желательно, чтобы люди были в кадре, так как с ними сложней смонтировать видео. 

— Что самое сложное в этом трюке? 

— Нужна огромная выносливость, так как в одном положении затекает голова, падает концентрация. Поэтому я не считаю удары — это делают за меня. 

— А свой рекорд долго готовили?

— Я уже лет 13 бью мяч плечом, занимаюсь жонглированием. 13 лет назад рекорд был 500 раз. Пока я собирался его побить, стало 1000. Буквально несколько недель назад японец сдвинул цифру 1800. Так что надо торопиться.

На днях станет известно, на какой площадке в Великом Новгороде Михаил будет ставить рекорд. Мы будем следить за развитием событий и сообщим вам точное место установки рекорда в ближайшее время.

Фото: Александр Ермолаев и из архива Михаила Ермакова.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: