ГлавнаяСтатьиУрбанФест "Новый город": Велосипедные дорожки
Опубликовано 2.06.2014 в 09:46, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Евгений Нефедов)
Показов: 2418

УрбанФест "Новый город": Велосипедные дорожки

Движение «Новый город» и ОК-журнал продолжают цикл публикаций в рамках урбанистического фестиваля. Велосипедные дорожки — это одна из составляющих велосипедной инфраструктуры. В этой статье Евгений Нефедов, куратор проекта «Велосипедизация Великого Новгорода», рассказывает о правильных велодорожках и о возможности создания таковых на улицах Великого Новгорода.

Велодорожка в Дании. Фото: Илья Алексеев

В Великом Новгороде на сегодняшний день создано 4,5 «велодорожки». Почему 4,5? Считайте сами: велодорожка на Колмовской набережной, велодорожка на Магистральной улице, велопешеходная дорожка на проспекте Мира, велодорожка на участке улицы Каберова-Власьевская и смешной кусочек велопешеходной дорожки протяженностью около 80 метров на проспекте Корсунова. Однако, даже это количество «велодорожек» — не результат, и не цель, которую стоило бы достигнуть. О результатах можно было бы говорить, если бы у нас в городе появился хотя бы один веломаршрут с сопутствующей инфраструктурой. То есть маршрут, по которому велосипедист мог бы доехать из одной точки города в другую безопасно и не испытывая каких-либо трудностей при передвижении. Ещё лучшим результатом могла бы быть связанная велосипедная сеть таких маршрутов. Ничего этого у нас пока нет и не похоже, чтобы власти ставили бы перед собой такие задачи.

Нужно заметить, что недавно вступили в силу изменения в ПДД, которые касаются регулирования велосипедного движения. В частности, по новым ПДД движение по тротуару людям в возрасте от 14 лет разрешено только в том случае, если отсутствует велодорожка и нет возможности двигаться по краю проезжей части. На практике мы каждый день видим, что подавляющее большинство велосипедистов в Великом Новгороде едет исключительно по тротуарам, то есть нарушая ПДД. Зачастую можно даже наблюдать такую куртину: по тротуару движутся потоки велосипедистов в двух направлениях, при этом здесь же идут пешеходы. Настанет момент, когда это не сможет продолжаться, так как велосипедный трафик постоянно растёт. Но велосипедистов понять можно — на проезжей части ехать довольно опасно и никто лишний раз рисковать жизнью не станет.

Итак, большинство велосипедистов ездят по тротуарам, а ПДД предписывают езду по краю проезжей части. Возникает закономерный вопрос: что делать и как выйти из этой ситуации? Стоит ли создавать велосипедные полосы на проезжей части, или же надо делать велопешеходные дорожки с раздельным или совмещённым движением на существующих тротуарах, расширяя их там, где это возможно?

Люди едут там, где безопаснее, то есть по тротуару, и это нельзя игнорировать. Если бы дороги не были такие узкие, особенно в центре города, на проезжей части было бы больше велосипедистов. Так, например, происходит в Санкт-Петербурге, потому что там полосы движения гораздо шире и с краю проезжей части остается место для движения велосипеда. В Великом Новгороде полосы на многих дорогах имеют минимально допустимую ширину в 3 метра. Более широких четырёхполосных дорог тоже почти нет, то есть резерва у проезжих частей нет. Расширение же проезжей части под велополосы требует переноса коммуникаций, которые идут вдоль дороги, поэтому мало где возможно.

Одновременно с этим всем понятно, что обособленные от проезжей части дорожки намного безопаснее. В той же велосипедной Дании или Голландии полосы на проезжей части делают только в крайнем случае. Поэтому оптимальным решением было бы для новых улиц — естественно, строительство обособленной велодорожки, а для существующих улиц, где невозможно построить велодорожку — устройство велопешеходной дорожки с раздельным движением пешеходов и велосипедистов за счёт расширения тротуара.

Для более полного понимания, как эти разные варианты должны выглядеть в реальности, давайте рассмотрим все виды дорожек для движения велосипедистов регламентированные новыми ПДД и описанные в ГОСТ Р 52766-2007. Их четыре вида. Подробным их анализом занимался новгородский велосипедист, юрист, Игорь Шаповалов.

Велосипедная дорожка в новых ПДД — это предназначенная для велосипедистов либо отдельная дорожка, либо элемент дороги с таким принципиальным признаком, как конструктивная отделенность как от проезжей части, так и от тротуара. Будем называть её обособленная велодорожка — она конструктивно отделена от тротуара поребриком, разным уровнем или разделительной полосой.

Полоса для велосипедистов — полоса проезжей части, специально выделенная для движения на велосипедах, должна отделяться от общей проезжей части горизонтальной разметкой. Будем называть её велосипедная полоса.

Велопешеходная дорожка, может быть с раздельным движением или совместным движением велосипедистов и пешеходов.

На велопешеходной дорожке с разделением движения пешеходная и велосипедная части выделены конструктивно (например, поребриком) или же разметкой, или другим способом (например, цветом или покрытием).

Велопешеходная дорожка с совмещённым движением — это фактически широкий тротуар, по которому разрешено движение и пешеходов и велосипедистов. Такая дорожка допустима только при небольшой интенсивности движения велосипедистов и пешеходов.

Учитывая сложившуюся ситуацию в Великом Новгороде, безопасность участников дорожного движения и неспокойный автомобильный трафик в городе, оптимальным решением на большинстве существующих улиц видится создание велопешеходных дорожек с разделением движения пешеходов и велосипедистов, что возможно за счёт расширения тротуаров.


Велопешеходная дорожка с разделением движения пешеходов и велосипедистов в Финляндии. Пересечение с проезжей частью. Фото: Игорь Шаповалов

До 8 июня в Новгородском центре современного искусства можно увидеть информационные стенды, рассказывающие о том, как сделать Великий Новгород комфортным и безопасным для всех.

ЧИТАЙТЕ В ЦИКЛЕ:

Анфиса Родионова
Наш общий дом

Дом – это не четыре стены, это вся страна, благоустройство которой в руках граждан. Не только читать в газете о том, как прошёл общегородской субботник, а участвовать и в нём, и в других массовых акциях, направленных на улучшение нашего города. Если мы не начнём меняться сами, то никто не поменяет нашу неустроенную среду обитания за нас.

Анфиса Родионова
Что нужно пешеходу?

Проблем у современного пешехода довольно много, но большинство из них связаны с массовой автомобилизацией. Машины паркуются на тротуарах, вместо детских площадок и скверов во дворах делают парковки. Стоит ли говорить о жуткой загазованности, которая особенно ощущается в летний период?

Анфиса Родионова
Дизайн-мышление для успешного бизнеса


Дизайн-мышление направлено на то, чтобы произвести хорошее впечатление на потребителя, чтобы человеку понравилась услуга, и он пришёл снова, принёс свои деньги.

Анфиса Родионова Велосипедизация Великого Новгорода: мечты или реальность?

Так что же делать нам, обычным велосипедистам, чтобы обезопасить своё существование на дорогах? Проводить акции, митинги, настаивать на строительстве дорожек и запрете использования автотранспорта в центре города или смириться с настоящей ситуацией?

Анна Соколова
Ярнбомбинг как пример городского активизма

Удовольствие от жизни в городе складывается не только из качественной плитки на тротуарах и отсутствия луж на асфальте. Разного рода уличная активность также влияет на комфортность городской среды.

Алексей Сабельский
Пешеходные переходы

Правильно обустроенный пешеходный переход может сохранить жизнь или здоровье десяткам людей. Ведь самое ценное – это человеческая жизнь, на ней нельзя экономить.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: