ГлавнаяСтатьиЧто нужно пешеходу?
Опубликовано 28.05.2014 в 20:41, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Анфиса Родионова)
Показов: 544

Что нужно пешеходу?

В рамках УрбанФеста «Новый город» координатор волонтёров фонда «Городские Проекты Ильи Варламова и Максима Каца» Борис Литвяков прочитал лекцию «Методы исследования пешеходной инфраструктуры». Это уже третье событие фестиваля, в котором специалисты по улучшению городской среды внушают веру в то, что мы действительно что-то можем изменить и сделать свою жизнь более благоустроенной.

По сложившейся традиции познакомим читателей с основными идеями, прозвучавшими на встрече.

Проблем у современного пешехода довольно много, но большинство из них связаны с массовой автомобилизацией. Машины паркуются на тротуарах, вместо детских площадок и скверов во дворах делают парковки. Стоит ли говорить о жуткой загазованности, которая особенно ощущается в летний период? Здесь стоит отметить очень свежий пример из жизни Великого Новгорода. Улица Газон и раньше не отличалась густотой растительности, а недавно и совсем лишилась минимальной защиты от машин и их выхлопных газов на одном из участков. Все мы знаем, насколько тяжело в жару идти по этой улице: каменный мешок ярко освещён палящим летним солнцем, рядом традиционная пробка, перекрёсток, выбросы машин душат. Преодолеть данный участок летом не так-то просто чисто физически, речь уже не идёт о каком-то моральном или эстетическом удовлетворении. Радует, что городские активисты-урбанисты уже взялись за эту проблему.

Возможно, каждый из нас должен купить себе машину, чтобы избежать дискомфорта и опасностей, преследующих пешехода, как советуют нам некоторые наши чиновники. Но этот вариант подходит далеко не всем, во-первых, машины – удовольствие не дешевое, во-вторых, покупка личного автотранспорта проблемы пешеходов не лишит, так как каждый автомобилист периодически вынужден быть пешеходом. А некоторые и вовсе принципиально отказываются от автомобилей.

Развитие же пешеходной инфраструктуры влияет на множество факторов человеческой жизни, вот самые важные из них.

Здоровье. Ходьба считается довольно полезным занятием, учитывая возросший уровень лени и малоактивный образ жизни, лишать и её людей явно не стоит, скорее наоборот, нужно максимально принуждать людей к ходьбе. Это же влияет на продолжительность жизни, в которой так любят теперь соревноваться особенно благоустроенные страны. Занятной показалась вполне логичная статистика, приведённая Борисов Литвяковым. Средний вес жителей меньше в той стране, где более развита пешеходная инфраструктура. Речь не идёт сейчас о странах третьего мира, где проблемы с весом вызваны скорее голодом, чем высоким уровнем благоустроенности. Естественно, лидером по весу жителей оказались США, зато там хорошо развито общественное питание и построены качественные дорожные развязки.

Экология. С этим пунктом всё предельно ясно. Есть тротуары и приятные места для прогулок – люди будут гулять, нет – либо будут сидеть дома и толстеть, либо совершать прогулки по обочинам дорог и дышать выхлопными газами. Этот пункт неразрывно связан с первым. Чем лучше экология, тем лучше здоровье населения, тем дольше жизнь граждан. Непонятно только, почему наши власти не стремятся сделать более долгой нашу жизнь. Вероятно, дороги важнее.

Социализация. Людям нравится общаться друг с другом. А есть ли места, где можно пообщаться? Уютный дом, кафе и бар – вариант не для каждого времени года. Летом, например, хочется быть на улице, загорать и наслаждаться жизнью. Но где же устроить такие посиделки? Нужно отметить, что в этом вопросе в нашем городе всё не совсем плохо. На части набережной скамейки есть, причём даже в достаточном количестве, но как быть с участком между пешеходным мостом и мостом Александра Невского? Там стоит одинокая скамья, постоянно занятая счастливыми соискателями. Есть ещё скамейки около ТЦ «Диез», функцию свою они выполняют, но хочется же еще и смотреть на реку! Такая же беда с тротуарами на набережной. Они как бы есть, но как бы не везде. Складывается ощущение, что на нижний уровень набережной просто не хватило асфальта. На роликах, например, не на каждом участке набережной можно кататься, часть тротуаров изъедена глубокими ямами. Из мест для общения нужно также отметить кремль, на территории которого установили множество скамеек даже в самых далёких местах. На этом мой список «мест для общения» заканчивается. Конечно, есть ещё довольно новый сквер на набережной реки Гзень, но народу там совсем немного.

Так что же мы должны делать, чтобы улучшить благоустройство города? Борис Литвяков в своей лекции рассказал об одной американке, Джейн Джекобс, которая в 1960 году выступила лидером протеста против переселения людей из их домов и сноса целых жилых кварталов ради строительства дорог. Она действительно остановила строительство и стала первой, кому удалось сломать механизм массовой автомобилизации. А что можем мы? Писать письма с прошениями и предложениями по благоустройству нашего города. Нужно лишь доказать властям, что изменения необходимы, причём именно там, где это нужно людям. Нельзя, чтобы чиновники принимали решения интуитивно. Для этого следует оценить так называемую пешеходность мест города (термин введён самим Борисом Литвяковым и обозначает качество пешеходной инфраструктуры, её привлекательность). Пешеходность подразумевает два аспекта: качество дорожек и атмосферу. Оценить ее не так сложно, с этим справится любой обыватель. Можно спросить самих пешеходов о том, как они оценивают ту или иную зону в городе, её безопасность и атмосферу. Это вариант для социологов и любителей анкет. А можно просто посчитать количество человек, пересекающих опасный участок дороги в неположенном месте или стремящихся занять скамейку в сквере. Опыт, изложенный лектором, показывает, что эти методы хоть и просты, но реально работают. Проделав такую несложную работу, московские активисты смогли добиться расширения тротуара на Тверской улице и сокращения количества парковочных мест возле него. Нужно всего лишь сосчитать, какое количество людей испытывает дискомфорт и находится в опасности в том или ином районе города и доказать властям, что число этих людей велико. Ну, и засыпать их кучей гневных писем.

Есть положительный пример и со скамейками в скверах и парках. Сам Борис Литвяков сделал скамейку из паллет и установил в сквере возле своего дома. Буквально через 30 секунд она была занята, что доказывает ее необходимость. Его история разлетелась по интернету и власти установили нормальные скамейки.

«Не надо бояться экспериментировать. Иногда малыми усилиями можно принести большие перемены » - подытожил лектор. Мы должны быть активными и бороться за то, чтобы сделать свою жизнь более благоустроенной. Радует лишь то, что мы всё-таки можем этого добиться, главное – не сдаваться.

ЧИТАЙТЕ ПО ТЕМЕ:

Анфиса Родионова
Дизайн-мышление для успешного бизнеса


Дизайн-мышление направлено на то, чтобы произвести хорошее впечатление на потребителя, чтобы человеку понравилась услуга, и он пришёл снова, принёс свои деньги.

Анфиса Родионова Велосипедизация Великого Новгорода: мечты или реальность?

Так что же делать нам, обычным велосипедистам, чтобы обезопасить своё существование на дорогах? Проводить акции, митинги, настаивать на строительстве дорожек и запрете использования автотранспорта в центре города или смириться с настоящей ситуацией?

Анна Соколова
Ярнбомбинг как пример городского активизма

Удовольствие от жизни в городе складывается не только из качественной плитки на тротуарах и отсутствия луж на асфальте. Разного рода уличная активность также влияет на комфортность городской среды.

Алексей Сабельский
Пешеходные переходы

Правильно обустроенный пешеходный переход может сохранить жизнь или здоровье десяткам людей. Ведь самое ценное – это человеческая жизнь, на ней нельзя экономить.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: