ГлавнаяСтатьиРеальная история современного дракона. Часть 1
Опубликовано 11.06.2017 в 11:42, статья, раздел Жизнь
автор: Андрей Коткин
Показов: 737

Реальная история современного дракона. Часть 1

В 1912 году, 105 лет тому назад, майор Питер Антони Оуэнс, директор знаменитого ботанического сада и куратор зоологического музея в расположенном на острове Ява индонезийском городе Буйтензорг (сегодня он называется Богор) описал новый вид крупной рептилии — огромного варана с острова Комодо, самую большую в мире ящерицу. В самом по себе этом факте не было бы ничего особенного, — открыл, и слава Богу! — если бы история реального события не превратилась в легенду, которая начала кочевать из одной публикации в другую, искажая действительность...

Мечта повстречалась в Берлине

дракон

У любого натуралиста-зоолога есть личный список животных, которых он мечтает увидеть. Хотя бы раз в жизни. Как правило, это всевозможные экзотические существа, обитающие далеко от дома мечтателя. Редчайший комодский варан — непременный пункт такого списка. Разумеется, было бы идеально повстречать мечту в природе, но идеал, как известно, чаще всего недостижим. Куда реальнее найти редкость в неволе.

Мне такая удача впервые привалила в старом добром Берлинском зоопарке в 1996 году. В экспозиции павильона «Аквариум» одновременно можно было увидеть и могучих взрослых ящеров серовато-бурой окраски, и недавно подаренную правительством Индонезии молодежь — варанчиков, что сохранили еще остатки детской полосатости.

К моменту его научного открытия это животное считалось легендарным созданием, сущим драконом во плоти. И, как часто бывает с персонажами легенд, получило несколько названий. Одни туземцы, живущие в том уголке Индонезии, используют для него слово из трех букв: ора. Другие употребляют собственный термин — «буайя дарат», что в переводе значит «сухопутный крокодил». Образно, но неверно по сути, ведь крокодилам эта рептилия родственна в той же мере, что, например, человек — лошади. Есть и третье туземное название: «бьявак раксаса» — «гигантский варан». Вот оно целиком соответствует истине, поскольку «дракон» действительно самая крупная и одна из наиболее длинных ящериц в мире. Ее научное наименование — Varanus komodoensis, или комодский варан, хотя специалисты и неспециалисты всего мира предпочитают называть варана комодским драконом или попросту — КомОдо, с большой буквы, как и остров, где он был впервые обнаружен.

дракон 2017

Помню, тогда, в Берлине, эмоции переполняли меня, и я долго стоял возле стеклянного куба с неподвижными, разомлевшими под лампой тяжеловесами, которых прежде видел только на страницах путеводителей по Zoo Berlin, привозимых знакомыми из поездок в Германию. Что касается того момента, когда я впервые узнал о чудовищных ящерицах, увидев их на маленьком экране черно-белого телевизора, то между ним и долгожданной встречей воочию прошло три десятка лет. В целом не так уж и много, если учесть, что к тому времени это животное было знакомо зоологам 84 года...

дракон

Неувязка с самолётом

После второй мировой войны в ряде научных и научно-популярных книг была описана (часто в невероятных подробностях) авиакатастрофа у берега острова Комодо, после которой незадачливый летчик провел почти два месяца в окружении ужасных «драконов», отчего едва не повредился в уме. Похожие истории можно прочесть и на пояснительных табличках в зоопарках, где содержат комодских варанов. Иногда в этих описаниях имя пилота не упоминается, иногда его называют Ван Дейком, Ван Боссе или Ван Хенсбруком, хотя всегда подчеркивается, что он служил офицером голландской армии. Точно такая же «фишка» с датой крушения самолета. В большинстве случаев говорится, что оно случилось где-то перед 1912-м годом, в других случаях упоминаются 1911-й, 1910-й и даже... 1901-й годы.

Богумил Крал

Мой добрый друг, чешский зоолог Богумил Крал (на фото), конечно же, был в курсе этих описаний, и долгое время, подобно остальным читателям, принимал хрестоматийную историю о «летчике-первооткрывателе» как реально имевший место, но несколько подзабывшийся за давностью лет факт. В плену этого стереотипа он пребывал до тех пор, пока сам не оказался среди огромных варанов на Комодо, прилетев туда в качестве туриста-натуралиста. И дело даже не в варанах...

— Пока мы летели, я просто физически ощутил удаленность этого острова в масштабах гигантского архипелага, удаленность даже по современным меркам, — рассказывал мне впоследствии ученый. — И тогда невольно задумался: позвольте, какой такой летчик, какой такой самолет?..

остров КомодоОстров Комодо — родина самой большой из современных ящериц

Действительно, мог ли хотя бы какой-нибудь аэроплан долететь до Комодо или его окрестностей в первом десятилетии ХХ века? Заглянув в историю воздухоплавания, поймем, что упоминать 1901 год — полный абсурд. В то время никакой самолет нигде не мог разбиться по самой простой причине: самолетов не было вплоть до 3 декабря 1903 года, когда братья-американцы Уилбур и Орвил Райты совершили свой первый моторизованный полет или, лучше сказать, прыжок. Их «Флайер-1» продержался в воздухе 59 секунд и пролетел 260 метров. Конечно, в 1908 и 1909 годах появились первые по-настоящему хорошие летательные аппараты, сделанные в мастерских Блерио, Вуазена и Фармана. Но, хотя разнообразные самолеты того времени и демонстрировали лётную доблесть, по существу они являлись хрупкими и ненадежными маленькими аэропланами.

пан Ян Кашпар

— 13 мая 1911 года, — поделился со мной доктор Крал, — мой земляк, чех Ян Кашпар, пролетел на «Блерио» от Пардубице до Праги. Это около 80 км, то есть примерно такая же дистанция, которую должен был преодолеть аэроплан, слетав на Комодо и вернувшись обратно на ближайшее побережье острова Флорес к востоку или острова Сумбава к западу. Это считалось достижением! Однако полет от ближайшей оконечности Явы (700 км от Комодо) и тем более от Джакарты (1500 км) по тем временам в трудных условиях тропиков был абсолютно невероятен. Да и вряд ли в тогдашней Голландской Ост-Индии мог существовать аэроплан, способный преодолеть такую дистанцию...

От себя добавлю: не только преодолеть, но и вернуться обратно, учитывая, что на всём протяжении этого пути у него не было возможности заправить топливный бак...

Позже, отыскав и непосредственно изучив статью майора Оуэнса, Богумил Крал окончательно удостоверился, что в истории открытия комодского варана ни самолета, ни его аварии не существовало.

А был ли лётчик?

Позвольте, но откуда же тогда явилась миру фигура летчика в этой истории? Ответ получим, раскрыв любой приличный словарь английского языка. По-английски слово pilot («пилот») означает не только летчика! Оно существовало за многие сотни лет до появления летающих машин, и уже тогда означало лоцмана, рулевого, проводника, вожака, словом, практически всякого, кто указывает путь.

пилот

Еще один пример из природно-лингвистической области и моей жизни подтверждает блестящую догадку чешского зоолога. В детстве я читал о китах, именуемых гриндами, видел их в «Клубе кинопутешествий», когда его еще вел не Юрий Сенкевич, а кинорежиссёр Владимир Шнейдеров. Черные, блестящие, средних размеров между дельфинами и настоящими китами, гринды до сих пор печально известны тем, что чаще прочих выбрасываются на берег целыми группами. Английское название этого животного — Pilot Whale, и наверняка не одному мне приходилось видеть по телевизору сюжеты с таким комментарием: «На побережье Австралии выбросилось стадо китов-пилотов». «Да ёлки-палки, почему же „пилотов“?!» — всякий раз думал я, пытаясь найти в облике высоколобой и коротконосой гринды хоть что-нибудь общее с портретом Покрышкина или Кожедуба. Но однажды наткнулся на добросовестный перевод: «кит-лоцман». И сразу всё стало ясно. Компании быстрых гринд часто плывут в море перед кораблями, как бы сопровождая их, указывая дорогу. За это и получили они еще одно — не научное, а народное — название в те далекие времена, когда ни о каких самолетах и пилотах, даже о самой науке у людей и мысли не было...

дельфины

Понять-то я это понял, однако с «комодским» пилотом никак не соотнес. Не то что мой друг из Чехии — даром, что гораздо старше меня, но мысли в его голове куда живее моих роятся! И ведь до такой, казалось бы, простой вещи — открыть словарь и тем перевернуть десятилетиями живущий стереотип с головы на ноги — надо было додуматься!

Таким образом, рассказавший о драконах Комодо пилот (если он существовал), скорее всего, был никаким не летчиком, а совсем наоборот — моряком. Да и фамилии Ван Дейк и Ван Боссе вовсе не упоминаются в работе майора Оуэнса. Ну, а Ван Хенсбрук? А вот это имя и в самом деле имеет прямое отношение к наиболее важной

фигуре в истории открытия комодского варана. Более того, этот человек действительно был офицером голландской армии. Только, увы, не летчиком...

Охота на дракона

Как же гигантский ящер был открыт на самом деле? Вот как описал историю этого события сам Питер Оуэнс в своей статье «О крупном виде варана с острова Комодо», опубликованной в 1912 году в «Бюллетене Буйтензоргского ботанического сада (Bulletin du Jardin Botanique de Buitenzorg).

В декабре 1910 года по рекомендации капитана В. Л. Эйнтховена майор вступил в переписку с пехотным лейтенантом Голландской колониальной армии по имени Жак Шарль Анри ван Стейн ван Хенсбрук, который в то время служил в городе Рео на острове Флорес. Ван Стейн сообщал ученому, что, по рассказам туземцев, необычно крупные вараны — крупнее любых из известных науке — обитают в районе бухты Лабуан Байо на Флоресе, но больше всего их на недалеком отсюда Комодо. Рассказы эти крайне интриговали и самого лейтенанта, помимо прочего, живо интересовавшегося местной природой. Он обещал Оуэнсу постараться собрать более подробные сведения и по возможности попытаться попасть на Комодо, чтобы раздобыть экземпляр загадочной ящерицы.

охота на дракона

Накануне своей поездки ван Хенсбрук получил более конкретные данные от ловцов жемчуга — неких Кока и Алдегона, судно которых промышляло в окрестностях Комодо (уж не те ли это моряки, стараниями горе-переводчиков превратившиеся в лётчика?). Они часто посещали остров и говорили о «сухопутных крокодилах» длиной 6-7 метров. Причем Алдегон божился, что лично добыл несколько таких. И что характерно, ничего фантастического в комодских ящерах ловцы не видели, говорили о них без экзальтации, глаза в ужасе не пучили...

дракон

Разве приврали малость. В течение пребывания на острове Комодо лейтенант описанных чудищ не встретил, зато добыл одного варана, длина которого составила 2,2 метра. Его фотоснимок и шкуру он послал Оуэнсу, пообещав в следующий раз постараться поймать живых рептилий, несмотря на то, что местное население панически боится укусов варана и ударов его мощного хвоста.

Оуэнс направил к ван Хенсбруку своего охотника, который добывал ему животных для коллекции зоологического музея. Однако лейтенанта как на грех перевели в отдаленную часть острова Тимор, и охотник самостоятельно отправился на Комодо с местным вождем, другими туземцами и собаками. Экспедиция завершилась полным триумфом: удалось добыть двух варанов длиной 2,9 и 2,35 метра и поймать живьем двух молодых метровых «дракончиков».

— Вот на основе этих-то четырех особей и предыдущей шкуры, — закончил свой рассказ доктор Богумил Крал, — майор Оуэнс и описал новый вид рептилии. Описание вышло очень простое (в нем пунктуально указаны форма разных частей тела, форма и число чешуй, а также окраска) и краткое. Дословно оно заканчивается такими словами: «Поскольку животное как вид до сих пор не описано, я предлагаю называть его Varanus komodoensis»...

дракон 154.jpg

Фото автора и из открытых источников в сети Интернет; рисунок из книги Игоря Акимушкина «Следы невиданных зверей».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: