ГлавнаяСтатьиОльга Кабо: «Я не имею права выносить на сцену „себя“»
Опубликовано 7.06.2017 в 10:42, статья, раздел Город и мы
автор: Марина Чупракова
Показов: 881

Ольга Кабо: «Я не имею права выносить на сцену „себя“»

Интернет-журнал «Область культуры» перед спектаклем Московского независимого театра «Мастер и Маргарита» заглянул в гости к исполнительнице главной роли заслуженной артистке России Ольге Кабо. 

Ольга Кабо в роли Маргариты — Ольга, день добрый, первый вопрос про предстоящий спектакль, который начнется через несколько минут. Вы ещё Ольга Кабо или уже Маргарита?

— Я думаю, Маргарита появится на сцене. Я настраиваюсь на то, что вскоре расскажу зрителям историю, историю любви и смерти... Я не перевоплощаюсь в какую-то роль. Я просто рассказчик. Даже когда я читаю стихи со сцены, то волей-неволей присваиваю себе историю, которая написана поэтом или поэтессой. То же самое и в роли. Я не вживаюсь в роль, но с первого шага на сцену моя личная жизнь заканчивается, то есть, она останавливается на какое-то время. И здесь нет места мне, Ольге Кабо. Здесь идёт откровение Булгакова и его героев.

— Каждый раз спектакль, который вы уже играли, — это откровение?

— Никогда не бывает одинаковых спектаклей, даже если ты играешь спектакль много лет. Иногда, вдруг, в какой-то момент понимаешь: почему я раньше никогда не задумывалась о каком-то нюансе? Ведь все лежит на поверхности, а ты всегда пропускал что-то очень важное... Спектакль — это живой организм, тесно связанный с настроением и настроем артистов, это не работа под фонограмму, когда ты просто открываешь рот. Ты дышишь ролью и каждый день ты на сцену приносишь «шлейф» своего сегодняшнего дня. Например, сегодня я уставшая, немножко раздражённая, ещё не чествующая площадки... Но когда я выйду на сцену, всё мои личные проблемы и настроения к зрителю они не имеют никакого отношения: люди пришли для того, чтобы увидеть историю любви Мастера и Маргариты. И я не имею права выносить на сцену «себя», с тревогами моей обычной жизни.

— В одном интервью вы сказали...

— Многие из тех высказываний, которые вы нашли в интернете, не принадлежат мне. Так что давайте на время нашего общения не будем делать ссылок на мои давнишние интервью! 

Ольга Кабо Мастер и Маргарита Журналисты врут?

— Скорее, неверно интерпретируют. Поэтому, давать интервью — самая бесполезная трата времени, редко среди журналистов встретишь родственную душу. Представляете, что такое 25 лет подряд отвечать на одни и те же вопросы: «Почему вы не полетели в космос? Жалеете ли вы?» Хотя этот несостоявшийся был в 1997 году! А сейчас 2017. Сколько лет прошло, с тех пор, как фильм закрылся? Или еще один популярный вопрос: "Как Вы стали членом Ассоциации каскадеров России?!" Почему я должна в каждом интервью опять и опять рассказывать одно и то же? Или про мистику и обнажённые сцены сегодняшнего спектакля «Мастер и Маргарита»? Кстати, готова ответить на один из животрепещущих вопросов: почему Маргарита летает обнажённая? Для Булгакова это абсолютно исповедальная, биографическая, история. Вся «нечистая сила», которая главенствует в романе — это те, кто не давал автору свободы творчества, именно с литературной «элитой» ведёт диалог Михаил Афанасьевич. В романе очень много аллегорий, ведьминское начало Маргариты не в том, что она ведьма, нет, Маргарита женщина, которая очень сильно любит, до исступления, любит с такой силой, что у её любви нет препятствий. Подобная разрушительная сила может проявиться в любой женщине, которая любит до беспамятства и готова для своего возлюбленного на все... Чувства её обнажены, нервы оголены до предела, и любое прикосновение подобно болезненному взрыву. Мне кажется, что сцена, в которой Маргарита крушит квартиру критика Латунского, как раз демонстрирует эту обнажённость чувств, которая характеризует и самого Булгакова.

Ольга Кабо (7).JPG— К теме про кино: недавно Владимир Мединский призвал защитить российское кино от Голливуда. Как вы оцениваете уровень российского кинематографа на сегодняшний день?

— Есть очень хорошие фильмы и есть очень плохие фильмы. «Так было и так будет после»... В советское время был культ кинематографа и культ кинозвёд, настоящих- талантливых, красивых, личностно возвышенных. Это были Артисты с большой буквы! Плеяда артистов советского кино очень отличается от гвардии сегодняшних сериальных звёзд-однодневок, которые вещают с говором, неверно произносят слова и не знают, как правильно поставить ударение в словах, а если говорить об исторических фильмах, то невозможно видеть, как исполнители носят камзолы, кринолины, шлейфы, фраки, корсеты. А этому всему учат в институте! Я делаю вывод, что просто молодёжи не хватает Школы! 

Что касается кино, то много хороших фильмов можно увидеть только на фестивалях. До проката дело не доходит, так как сегодня это слишком дорогое удовольствие. Кино - это бизнес, который к творчеству, увы, имеет мало отношения, да и зарабатывают у нас частенько на процессе, а не на результате. Это грустно.
Ещё мне кажется, что в нашем кинематографе правит тусовка. Люди, детство которых прошло на элитных дачах, встречаются на съёмочных площадках, чтобы классно провести время, а заодно и кино поснимать. И выходят на экран дорогостоящие блокбастеры, «глянцевое» кино, лживые истории, в которых суть происходящего не имеет ничего общего с визуальным рядом, где герои войн входят в кадр с белозубыми улыбками и безупречным маникюром... Помню, несколько лет назад я снималась в картине пана Ежи Хоффмана «Варшавское сражение. 1920 год». Так вот гримёры забивали под ногти актёрам грязь, мы снимались практически без грима, в фильме было всё предельно достоверно- пыль, кровь, пот...

— В романе «Мастер и Маргарита» есть не только мистическая, но и религиозная сторона. Как вы общаетесь с Богом?

— Я верующая, но, к сожалению, не соблюдаю всех праздников, всех постов в силу занятости и постоянных отъездов на съёмки и гастроли. Но если у меня есть хотя бы малейшая возможность зайти в храм и просто постоять перед иконой, поставить свечи, я всегда это делаю. Мы с детьми недавно приехали из Черногории, там мы побывали в наскальном монастыре Василия Острожского. Он находится высоко в горах, внутри отвесной скалы. Когда мы приехали в это священное место, хранящее мощи великого святого, в шквальный ливень и холод. И я очень беспокоилась, что мой маленький сын (Виктору сейчас 4,5 года) простудится и заболеет. Но моя подруга успокоила меня: в таких местах никто никогда не заболевает, и она была права. Нас благословил батюшка, подарил Витюше маленькую иконку-оберег. А когда мы вышли из монастыря, сияло очень яркое солнце. Это было беспредельным счастьем.

Ольга Кабо с сыном

— Какие у вас приоритеты в жизни и как они изменились со временем?

— Они особо не менялись. Но если раньше для меня была важней карьера, я всегда очень много работала, то сейчас я стараюсь очень избирательно относиться к предложениям, которые поступают. Их не так много по сравнению с началом моей карьеры. Прошлой весной снялась в новом фильме Аллы Суриковой «Любовь и сакс». Это лирическая комедия о Мужчине и Женщине, о том, что нас соединяет, и что может нас разлучить. Главные роли исполнили Максим Аверин и Катя Климова, а на все второстепенные роли и эпизоды Алла Ильинична пригласила своих любимых артистов: Леонид Ярмольник, Валерий Баринов, Всеволод Шиловский, Андрей Носков, Ольга Прокофьева. История получилась настоящая, немного из советских времён. Возможно, не очень современная, зато добрая и светлая. 

Сейчас мое сердце живет поэзией. Недавно мы с певицей Ниной Шацкой выпустили литературно-музыкальный спектакль «То пятое время года», в котором она исполняет русские романсы и современные композиции о любви, а я читаю великую русскую поэзию- от Пушкина и Фета, Ахматовой и Цветаевой до Ахмадулиной, и Евтушенко. Получилось увлекательное путешествие по пяти временам года, да-да, именно пяти, ведь 5-ое время года, по словам Анны Ахматовой, и есть - Любовь!
Наверное, в большем приоритете у меня дети. Дочери Татьяне почти 19 лет, сыну Виктору в июле исполнится 5 лет. Чем дальше в жизнь, тем больше хочется времени проводить с ними. Они, наверно, единственные, кто всегда, вне зависимости от возраста, нуждаются в родительской любви. Я очень берегу наши доверительные отношения и нашу дружбу.

— Чаша семьи не может перевесить профессиональную чашу?

— Нет, конечно, если она уже не перевесила, за 35 лет творческой деятельности, то, думаю, шансов нет. Я пытаюсь выстроить гармонию творческой и личной жизни. И пытаюсь разделить эти 2 жизни- работая, работаю, ну, а придя домой, сразу отключаю телефон, откладываю компьютер и всецело принадлежу семье. Недавно я ввела правило: переступив порог дома, все оставляют телефоны в корзинке у входа на беззвучном режиме, чтобы была возможность пообщаться и просто посмотреть друг другу в глаза. На самом деле, это бич 21 века - молодые люди заменяют человеческое общение виртуальным, молодёжь сидя в кафе не разговаривает между собой, ребята полностью погружены в свои гаджеты. Они не имеют своих мыслей, они разучились мечтать... Наверное, в семьях с самого детства нужно учить детей правильно относиться с гаджетами, чтобы не было зависимости, которая может перерасти в неврозы и серьезные заболевания нервной системы.

Ольга Кабо с детьми

17 лет служу в театре имени Моссовета. Отрадно видеть на спектаклях полные залы. Театр — самое живое искусство, это взаимообмен энергией тех, кто в зале и тех, кто находится по ту сторону рампы. 

Театр — коллективное искусство, артисты на сцене - полноценные создатели спектакля. На репетициях мы имеем право спорить, не соглашаться с режиссёром, предлагать свои варианты решения, у нас есть возможность экспериментировать и пробовать вместе. Безусловно, режиссёр главный человек, и его решение является решающим. Но как только наступает день премьеры, занавес открывается, режиссёр уже не может переступить сценическое пространство, той грани, которая разделяет закулисье от сцены! Теперь - все действо только в руках Артистов.  

— Часто вы играете то, что не ставил режиссёр?

— Нет, я режиссёрская актриса. Но бывают, конечно, и отступления, импровизации. Иногда после спектакля режиссёры устраивают артистам «разборки полётов», возвращая нас к ранее поставленной задаче. Так что, как я уже говорила, нет двух одинаковых спектаклей, они каждые раз рождаются на глазах зрителей, здесь и сейчас. И в этом отличие театра от кинематографа. Фильмы делаются «на века», сложенная картина останется таковой навсегда, и, как сказал великий Сергей Эйзенштейн, кино- это «монтаж аттракционов». Кино создаётся за монтажным столом. От артистов ничего не зависит: нас могут переозвучить, перекрыть текст музыкой, выбрать не самый лучший на твой взгляд дубль... А иногда бывает, что артист оказывается «жертвой» монтажа, на премьере даже не увидев своего имени в титрах.

Ольга КабоОльга Кабо (9).JPG— Какие из ваших работ вам особенно дороги?

— Я уже упомянула фильм пана Ежи Гофмана «Варшавское сражение». С трепетом вспоминаю работу со Львом Кулиджановым в картине «Умирать не страшно». Действие происходит в 1935 году, время начала сталинских репрессий. Лев Александрович ратовал за каждую мелочь, в кадре не могло быть «случайных» вещей. Поэтому множество предметов, начиная с посуды, домашней утвари было принесено режиссёром из дома. Костюмы артистов куплены к комиссионках, каждая вещь хранила воспоминания... Любой уголок декорации был соответствовал времени, художники «обживали» все с предельным вниманием. Если это выключатель в кабинете следователя, то он не может быть идеально чистым: вокруг него затёртое, залапанное пятно на стене. До начала съемочного периода артисты репетировали, работали с архивами, изучали исторические источники. 

А сегодня как? Допустим, артиста утверждают на роль, а завтрашний день уже назначена съемка... Артист попадает с корабля сразу же в кадр. Да ещё и в своих костюмах, если картина современная, ведь покупать что-то или шить индивидуально времени нет. А, допустим, не могу сниматься в своих вещах. В моих костюмах я — это я. Если я надеваю игровой свитер или джинсы, то я сразу оказываюсь «в шкуре» своего персонажа. Я вообще очень завишу от костюмов, особенно в театре. Вот в спектакле «Мастер и Маргарита», которому уже 15 лет, мои костюмы изжили себя, захотелось чего-то нового, современной стилизации, что ли.... Я пригласила мою любимую художницу Викторию Севрюкову для того, чтобы она создала для меня новый образ. Виктория подарила моей Маргарите второе дыхание. Спасибо ей большое за это.

Ольга торопилась в гримерку: через 20 минут новгородцы должны были увидеть нашу собеседницу в роли Маргариты. Шаг на сцену, музыка, улыбка... И нет следа от Ольги Кабо — только прекрасная Маргарита, только рассказ безумной любви...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: