ГлавнаяСтатьиОфицер, да не тот
Опубликовано 22.05.2014 в 17:56, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)

Офицер, да не тот

Фантастическая катастрофа «Годзилла» продержится в новгородском прокате еще неделю. Те, кто уже всё посмотрел, не убоятся спойлеров. Тем, кто даже не собирался – и читать не стоит. Собственно, об этом фильме даже не стоило писать. Но все ведущие российские издания побежали, и ОК-журнал побежал…

Если бы не юбилейная дата, которая могла бы пророчить Годзилле выход на пенсию (за 60 лет он послужил франшизе добросовестно), то можно подумать, что режиссеру Гарету Эдвардсу преподнесли для съемок сценарий, созданный в рамках некоего воркшопа. До того он напичкан самыми ожидаемыми сюжетными ходами, персонажами, раскадровками. Оказывается, в сценарии разных людей поучаствовало не меньше и с тем же энтузиазмом, что друзья из Простоквашино в шедевральном письме дяди Фёдора. Заботливые потомки преподнесли юбиляру самые сентиментальные воспоминания, сыграв с дедушкой и по модным правилам.

Новый фильм ощутимо распадается на две части – мегатонную катастрофу в ажуре электромагнитных вспышек и облаков пыли и человеческую драму семьи, товарищества и мужества с препятствиями и эпическими подвигами. Всё это связывается в как будто философскую притчу о крошечности людского существования перед миллионлетней поступью природы.

Разберемся с первой. Титры очень стильно, в форме засекреченных материалов намекают на обстоятельства, которые будут озвучены прямым текстом ближе к середине. Многочисленные ядерные взрывы в Тихом океане не были испытанием оружия – военные пытались уничтожить древнего монстра. Как мы знаем из 50 летней истории войн, Годзилла крушил не только Токио, но и Кинг Гидору, Мотру, СпэйсГодзиллу и Хедору, Мехагодзиллу и даже Кинг Конга. А в 1998 году Роланд Эммерих натравил на Нью-Йорк свою Годзиллу, которая напоминала больше классического хищного динозавра (и оказалась самкой). Это был значительный шаг в сторону визуальной достоверности от Кэнпатиро Сацумы, игравшего Годжиру в костюме, наделявшем чудовище вполне антропоморфными чертами.

И вот Эдвардс возвращается к первоначальному образу. Но теперь современные технологии делают ископаемого здоровяка гораздо шире, выше, детализованнее. Кроме того, цель разбуженного монстра – не яростное топтание небоскребов и орущих в панике людей, а, как и в оригинальных сиквелах – другие монстры. В мире Годзиллы появляются Гнусы – доисторические паразиты, навроде комаров, только сосущих радиацию. Своими квазинаучными способностями глушить всю электронику в радиусе восьми километров и угловатыми чертами они больше напоминают инопланетян, чудовищ из сновидений Лавкрафта. Рядом с пухлым архаичным Годзиллой, у которого такая мии-и-илая мордочка сказочного дракона, Гнусы определенно коварные захватчики, желающие заполонить планету своими спорами. По мнению японского ученого Серизавы (Кен Ватанабе), Годзилла просто вышел поохотиться за гигантскими паразитами, разбуженными людьми. Чтобы восстановить равновесие. По законам жанра, мы должны проникнуться героическим пафосом, унаследованным из японской культуры (почитание сил природы у японцев действительно внушает священный трепет, достаточно посмотреть, с каким искренним воодушевлением и надрывом Ватанабе играет доктора). Скрипучие и рычащие схватки, достойные канала Animal Planet, завершаются победой истеблишмента и небрежным упаданием из лап оторванной гнусной головы. Ой, ну и голубое пламя в качестве секретного оружия Годзиллы, разумеется. Несмотря на этот заранее предполагаемый финал, люди с комичной сурьезностью таскают по просторам США атомную бомбу, гибнут стаями в вертолетах и всячески обижают меланхоличного юбиляра. А затем, как водится, со слезами на глазах приветствуют отдохнувшего под руинами старика. Непостижимый герой, кокетливо виляя хвостом, уходит в океан в ожидании продолжения. Реверансами в сторону предшественников авторы фильма превратили своего устрашающего воителя в офицера МакКлэйна и крокодила Гену в одной шкуре.

Кстати, об офицерах. Пожалуй, главная заслуга создателей в том, что центральным человеческим персонажем становится не придурковатый ученый или пронырливый журналист, а простой лейтенант-сапер. Он проносит честь мундира через весь путь, спасая детей и вызываясь жертвовать собой ради человечества. И всё бы ничего, если бы в качестве исполнителя на экране два часа не представал крупными планами Аарон Тейлор-Джонсон. Его большие круглые глаза вызовут зависть у любого анимешника. Да и в роли другого офицера, Вронского у Джо Райта, он был как нельзя более к месту. А в «Годзилле» его свежее, искрящееся лицо пригодилось бы больше помощнику супергероя, нежели опытному солдату. Из-за этого история о военном, готовом подорвать себя вместе с атомной бомбой, но невероятно везучем, превращается в рассказ о молодом папаше, пытающемся вернуться к жене и маленькому сыну. Наполненное забавными и опасными приключениями возвращение домой происходит на фоне могучих декораций из рушащихся домов, пылающих машин и эффектных монстров. Или мельтешащие люди становятся декорациями для не замечающих их древних существ, выясняющих свои давние сказочные взаимоотношения?

Поезд в огне, порушенный «Золотой мост», провалившиеся шахты, заклинившие рычаги, dues ex machina, возносящий теряющего сознание героя над полем битвы, взорванные младенцы-монстрики и прочие вечные déjà vu Тридесятого голливудского королевства. Вы учите зрителей тому, что все останутся живы, кто указан в титрах в первых строках. Эффектные кадры лишены логики и вне законов искусства, а уж тем более физики, биологии и других скучных предметов.

А те, кто умерли – и не нужны вовсе. От героини Жюльет Бинош избавляются на первых пяти минутах фильма. А персонаж Брайана Крэнстона держится чуть дольше, чтобы бесславно погибнуть и втянуть сына в долгое путешествие. Легендарные актеры и нужны-то для того, чтобы сыграть пролог, обещающий продолжение большее, чем юбилейный концентрат бестолковости. А на деле, эстетски клубящийся дым и обрывки как всегда безупречной музыки Александра Депла ставят извечный философский вопрос - …?*

*(Сообразуясь с российским законом о нецензурной лексике, здесь уместнее привести иноземную аббревиатуру WTF? – Ред.)

Фото: www.warnerbros.com

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: