ГлавнаяСтатьиСлабо увидеть? Слабо помочь?
Опубликовано 5.06.2017 в 16:41, статья, раздел Жизнь
автор: ОК-журнал (Анфиса Родионова)
Показов: 622

Слабо увидеть? Слабо помочь?

За последние годы роль музеев в обществе значительно изменилась. Музей перестал быть местом, где посетители являются пассивными наблюдателями, сегодня музей — место, которое объединяет заинтересованных людей. В музейной среде организуются разнообразные лектории, проводятся мастер-классы, учебные, развивающие и реабилитационные занятия и даже устраиваются балы.Мастерская-музей Александра Варенцова - детские мастер-классы

«Мастерская-музей реалистической живописи Александра Варенцова» — это особое творческое пространство, что нашло отражение и в самом его названии, и в его деятельности. С первых дней жизни музея в нём появилась специальная мастерская для посетителей, где Светлана Акифьева и Александр Варенцов регулярно проводятся мастер-классы, встречи с деятелями искусства, живописцами, графиками и скульпторами из Петербурга и Москвы, с архитекторами и учёными.Мастерская-музей Александра Варенцова - детские мастер-классы

Спектр деятельности музея постоянно развивается и год назад художники создали первую программу музейных занятий выходного дня для детей и родителей — «Детский час в музее». Осенью к ней прибавилась ещё одна программа для детей помладше — «Акварель плюс». Эти занятия проходят в формате непосредственного общения художников с посетителями, в процессе которого зрителям всех возрастов предлагается быть художниками. Время от времени эти занятия проходят в форме музейного праздника для детей, и для взрослых. Впрочем, почти все музейные события задумываются именно так, чтобы объединить людей, членов семьи, старших и младших, посетителей с особенностями здоровья. Совсем недавно гостями мастерской-музея стали участники клуба для семей с незрячими и слабовидящими детьми «Умка вместе с мамой».

Нам удалось пообщаться с руководителем клуба и мамой слабовидящей девочки Саши Анастасией Бегуновой, которая рассказала об истории возникновения и жизни этого сообщества, а также о проблемах развития и социализации слабовидящих детей.Мастерская-музей Александра Варенцова - детские мастер-классы

В 1996 году в Новгородской областной специальной библиотеке для незрячих и слабовидящих «Веда», которая является информационным и культурно-просветительным центром для инвалидов по зрению, появилось детское отделение, для создания инклюзивной среды для общения и развития. Позднее центр переехал в здание на Прусской улице д.12. При центре появился клуб «Я и моя семья». Одной из его задач было знакомить родителей незрячих и слабовидящих детей со специализированной детской литературой. Специалисты центра обучали родителей, как читать детям, используя тактильные книги, которые сшиты так, что персонажей можно взять в руки, например, вытащив их из кармашка за верёвочку. Осматривая руками такие «объёмные» иллюстрации, выполненные из различных материалов и слушая пояснения родителей, даже полностью незрячий ребенок может не только понять сказку, но и получить представление о различных предметах и явлениях.

Специалист по работе с детьми с нарушениями зрения Наталья Геннадьевна Мамаева учила родителей читать такие книги и правильно их показывать ребенку, а психолог Наталья Александровна Морева работала с родителями, помогая им преодолевать тяжелые психологические состояния, и трудности в понимании и общении со своими особенными детьми. Там же проходили родительские встречи, где за чашкой чая обсуждались общие для группы темы.Мастерская-музей Александра Варенцова - детские мастер-классы

Рассказывает Анастасия Бегунова: 

«Я пришла в библиотеку в 2011 году. Тогда на базе «Веды» занимались, около семи семей, они постоянно приходили на встречи. В то время в городе не было места, где работали бы с детьми дошкольного возраста с тяжелой патологией зрения, поэтому директор библиотеки Людмила Ивановна Ярош стала инициатором такого клуба для родителей в специализированной библиотеке для слепых и слабовидящих детей. Через несколько лет, разнообразная деятельность клуба привела к необходимости создания самостоятельного сообщества родителей и специалистов вне структуры библиотеки. В крупных российских городах, где есть отделения для слабовидящих детей, как правило, возникают и такие семейные клубы, как наш. Работа клуба ведется по четырем основным направлениям: консультативная работа с семьей, родительские встречи, творческие и музыкальные занятия и праздничные мероприятия.

Работа клуба направлена не только на ребенка, а на семью в целом. Если дети маленькие, то занятия без родителей бесполезны. Педагог занимается с детьми 1-2 часа в неделю, все остальное время с ребенком находятся родители, и многое зависит от того, как они будут работать. Поэтому очень важно научить родителей развивать своего ребенка и убедить их в том, что это необходимо. Опыт показывает, что почти всегда, если с ребенком серьёзно и правильно занимаются и родители, и специалисты, то он и хорошо развивается и успешно социализируется.Мастерская-музей Александра Варенцова - детские мастер-классы

К сожалению, многие родители не верят в своих детей, особенно в начале. Я тоже не верила в своего ребенка, наверное, до года. Я делала все на автомате. Специалисты — дефектологи тоже разводили руками и только вздыхали, глядя на моего ребенка. Все, кроме Натальи Геннадьевны Мамаевой и Натальи Александровны Моревой, которые помогли, научили, ободрили, придали нам сил и подсказали направление к развитию. Вот уже пять лет как мы работаем с ними вместе. Многое за это время я узнала и многому научилась от них.

Наталья Геннадьевна считает, что если ребенка с проблемами зрения или незрячего ребёнка не социализировали до 5 лет, дальше начинается деградация. Работа, которая ведется в городе по развитию детей с патологией зрения, очень непостоянна и ограничена. Специальной группы для слабовидящих детей в детских садиках и в младших классах нет. В городе ощущается острая нехватка кадров. Мы уже 3 года ходим и просим открыть специальную группу для слабовидящих детей, разновозрастную, чтобы там регулярно занимались специалисты. Пока, к сожалению, детей распределяют по разным неспециализированным садикам, где нет возможности осуществлять необходимые мероприятия по реабилитации и развитию. Есть проблемы в организации необходимого и надлежащего школьного образования слабовидящих и незрячих детей. Мы надеемся, что в 2018 году откроют класс для слабовидящих детей.

Есть и текущие, менее важные, но всё же существенные проблемы. Выйдя в «самостоятельное плавание» клуб столкнулся с поиском помещения для ежедневной работы и проведения мероприятий. За несколько лет клуб успел побывать сменить несколько помещений. Мы находили, ремонтировали своими силами, искали спонсоров, приспосабливали, потом съезжали, искали новое место и всё повторялось несколько раз. С прошлого года «Умка вместе с мамой» занимает 2 небольших помещения в гимназии «Новоскул». Но и сейчас проблема базового помещения по-прежнему актуальна, особенно она проявляет себя при организации праздничных семейных мероприятий клуба, не хватает места. Даже если на праздник приходит 7 детей, то с ними приходят мамы, папы и бабушки, братья и сестры. Представьте, сколько людей собирается в небольшом помещении. Собственно так и возникла идея провести весенний праздник «Умки» в Мастерской-музее. Праздник, который проходил в Мастерской-музее нам и волонтерам понравился, и атмосфера душевная и помещение достаточно большое. Единственный минус — третий этаж. Следующий традиционный праздник у нас приурочен ко дню защиты детей и окончанию учебного года, надеюсь, снова проведем его в мастерских художников".Мастерская-музей Александра Варенцова - детские мастер-классы

Почти каждую неделю в мастерских художников появляются новые люди, жизни которых порой — целый мир, о котором мы часто и не догадываемся. Но стоит только поговорить с человеком, узнаешь о том, о чем и не думал никогда. Так и Анастасия отрыла нам мир особенных людей.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: