ГлавнаяСтатьиГородской разговорник
Опубликовано 4.06.2017 в 15:47, статья, раздел Город и мы, рубрика Город имён
автор: Татьяна Шмелёва
Показов: 882

Городской разговорник

В прошлом выпуске речь шла о новгородских вывесках, где красуются не слова, как мы привыкли видеть, а целые высказывания: БУДЬ ЗДОРОВ!, ХОЧУ ТОРТ, СТОЛБЕРИ и, наконец, НАFFИГA КОЗЕ БАЯН! Казалось бы, четыре разных вывески — почему еще раз мы возвращаемся к этому сюжету? Потому что за ними можно увидеть одну тенденцию в назывании городских заведений. В чем она состоит?нафига козе баян.jpg

ух ты, блинПрежде всего, надо сказать, что наши четыре вывески — это капля в море подобных названий. Как показывает интернет, такие вывески предпочитают заведения питания — кафе, рестораны, блинные... Так, блинная во Владивостоке называется УХ ТЫ, БЛИН — здесь «играют» разные значения слова блин: и прямое, гастрономическое, и такое, которое часто слышим в восклицаниях — от восторга до досады.

Вообще о еде часто говорят вывески заведений еды. Так, в том же Красноярске сети столовых называются СЕЛИ ПОЕЛИ, СЪЕМ СЛОНА, ПОКУШАЙ КАК ДОМА. сели поелиВ Тюмени есть ресторан ЕШЬ, пельменная ЛЕПИМ ВАРИМ, ресторан СЧАСТЬЕ ЕСТЬ (это название известной телевизионной передачи позаимствовали). В Екатеринбурге ресторан восточной кухни называется БЕРИ БАРАШКА — сразу перед глазами ситуация восточного застолья. Ко всем этим ситуациям относится этикетная реплика ПРИЯТНОГО АППЕТИТА — так называется кафе в Красноярске.

Другие реплики могут звучать в ситуации пития, например, ХОЧУ ПИВА; ПО ПИВКУ!; ПОЖАЛУЙ, ЛУЧШЕЕ ПИВО; СЕГОДНЯ МОЖНО — всё это названия питейных заведений в Петербурге. Продолжают эту линию магазин в Новосибирске О! ПИВКО!; пивной бар в Москве ЕЩЁ ПАРОЧКУ!, тюменский ресторан доставки ДАЙТЕ ДВА. С другой стороны звучит лозунг ЕШЬ МЯСО, ПЕЙ ПИВО — так называется бутик пива в Подольске.

Вместе с естественными, как будто подслушанными репликами можно найти и искусственные — результат замысловатой языковой игры. Так, в Новосибирске есть «магазин пивных радостей» ЭЛЛИУНЕСЛО. Не сразу догадаешься, что здесь обыгрывается русская фраза «еле унесло» с европейским названием пива — эль.элли унесло

Бывает и так, что название выбирают, отвлекаясь от ситуации еды-питья. Чаще всего это высказывания с позитивной оценкой. Так, в Шлиссельбурге есть кафе-пекарня с трогательным призывом КИНЬ ГРУСТЬ!, а в Красноярске — НЕ ГОРЮЙ (и призыв, и напоминание о фильме). Но можно не призывать, а констатировать: НЕТ ПРОБЛЕМ — так называется бар в Красноярске, КАК МЫ ЛЮБИМ — бар в Тюмени, ВСЕ ЧЕТКО — магазин разливного пива в Москве. Даже вопросы могут выступать в качестве названия — ресторан в Москве В ТЕМНОТЕ?!кинь грусть

Находятся среди интересующих нас вывесок и выходящие за пределы русской культуры. Так, Владивосток демонстрирует свое знание языков — кафе называет BE HAPPY; с ним перекликается ресторан в Москве НАТЮРЛИХ! Томский ресторан грузинской кухни обращается в потенциальным клиентам почти по-грузински: ЗАХОДИ, ГЕНАЦВАЛИ!, а закусочная-шашлычная в Тюмени на свою «грузинскость» намекает упоминание знаменитого художника: ЗАЙДЕМ К ПИРОСМАНИ.

И другие заведения берут названия-высказывания. Так, уже в нашей рубрике шла речь о парикмахерской в Череповце САМ ПРИШЕЛ, там же своими глазами видела цветочный магазин ВСЕ ПУЧКОМ! (оказывается, это сеть).все пучком

В Ленинградской области есть садовые центры ВСЕВСАД, в Петербурге — книжный магазин ВСЕ СВОБОДНЫ. Но все-таки основные любители таких вывесок — владельцы заведений еды и питья, так уж сложилось.

Всё это факты — разных городских заведений, разных города. А в чём же тенденция? Мне кажется, ее можно видеть в том, что на вывесках оказываются разнообразные обрывки разноголосой городской речи: одни звучат от клиентов, другие — от владельцев заведений, но все они, как в капле воды, отражают городскую современную речь. Хорошо известно: изучая язык, можно взять словарь, а можно — разговорник, и у тебя будут готовые фразы, что позволяет включиться в общение.

Для современной речи характерна цитатность, и для вывесок тоже: цитируются, как мы уже видели, фильмы, интернет-мемы, поговорки и просто бытовые реплики. Вот владельцы московского ресторана ПИВО ЕСТЬ! на своем сайте объясняют, что их название отсылает к роману Булгакова: " — Пиво есть? — сиплым голосом осведомился Бездомный. — Пиво привезут к вечеру, — ответила женщина«. Ситуация, описанная в великом романе Михаила Булгакова, просто не может повториться в ресторане «Пиво есть!».
И все-таки вывеска тяготеет к слову, отсюда такая необычная орфография: высказывания пишут в одно слово: СТОЛБЕРИ, ВСЕВСАД, КОФЕТУТ...кофетут

Итак, если до сих пор мы говорили о вывесках как словаре города, то теперь понятно, что некоторые их них готовы составить городской разговорник, а он стремится зафиксировать реплики, которые у всех на устах, ну или в интернете. В Екатеринбурге, Перми и Тюмени есть сеть ресторанов ЭТО БУРГЕР, КАРЛ! — современней не придумаешь.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: